Дата публикации: 30.03.2023

Инклюзивное образование — вовлечение всех в учебный процесс

Аннотация

Авторы статьи отмечают, что в последние годы в республике происходят серьезные изменения в системе образования. Одним из актуальных направлений государственной политики в данной сфере является развитие инклюзивного образования. Государственная политика в сфере образования предполагает нормативно-правовое обеспечение системы, кадровое, учебно-методическое, материально- техническое и информационное.




В последние годы в Республике Таджикистан (РТ) наблюдается значительный прогресс в реализации вопроса инклюзивного образования, подкрепленный законодательством, услугами на уровне сообществ  и специализированной поддержкой в преподавании. Знаменательным событием стало подписание Президентом Таджикистана, Лидером нации Эмомали Рахмоном в Нью-Йорке Конвенции ООН о правах инвалидов. Одним из ключевых положений Конвенции является обязательное внедрение инклюзивного образования в странах, ее подписавших. Развитие инклюзивного образования в Республике Таджикистан — веление времени и обязанность государства, взявшего на себя как члена ООН ряд обязательств по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Законы и нормативно-правовые документы республики утверждают право на образование на основе равенства возможностей для каждого ребенка. В них также подчеркивается, что это должно быть предусмотрено в инклюзивных системах на всех уровнях. Это требует, чтобы дети не были исключены из общей системы образования по различным причинам. Словосочетание «инклюзивное образование», к сожалению, не всегда правильно трактуется и понимается. Чаще всего подразумевают только детей с ограниченными возможностями здоровья. Но это далеко не так.

Инклюзивное образование — это охват всех детей, независимо от пола, вероисповедания, состояния здоровья, их индивидуальных качеств, категории обучения, ведь образование является основным правом человека, и оно, в свою очередь, создает основу для более справедливого общества. Поэтому мы все чаще стали употреблять ряд определений к слову «образование»: инклюзивное, справедливое, равное, качественное.

Инклюзивное образование включает детей с инвалидностью, детей беженцев, детей мигрантов, детей улицы, детей без гражданства, детей представителей национальных меньшинств, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, беспризорных детей, детей-сирот, детей с заболеваниями ВИЧ/СПИДом и другие категории детей. Слово «инклюзия» в переводе с латинского inciusio означает «включение, вовлечение».

В частности, в Закон Республики Таджикистан «Об образовании» включен термин «инклюзивное образование», который назван одним из основных терминов закона. Согласно ст. 6 «О государственной гарантии прав граждан на образование» указывается, что «граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выбор образовательного учреждения и формы обучения — дневное, вечернее, заочное, семейное, дистанционное и экстернат» [2].

Список литературы

1. 1. Головчак, Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е.В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование. — 2011. — № 7. — С. 175–182.
2. 2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании», г. Душанбе, 6 марта 2013 года № 1095. — URL: <a href="https://medt.tj/documents/main/normativno-pravovie-akti/zakonodatelnie-akti/" target="_blank">https://medt.tj/documents/main/normativno-pravovie-akti/zakonodatelnie-akti/</a> ru/02520-ru.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
3. 3. Каримова, И. Х. Социализация глухонемых учащихся в процессе организации предметно-практической обучающей деятельности / И. Х. Каримова // Вестник Таджикского национального университета. — Душанбе, 2019. — № 2. — С. 250–254.
4. 4. Национальная стратегия развития образования Таджикистана. — Душанбе, 2018.
5. 5. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / сост. М. С. Дименштейн. — Москва : Теревинф, 2008. — 240 с.
6. 6. Учителя, инклюзивное, ориентированное на ребенка преподавание и педагогика.
7. — URL: <a href="https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/Booklet%2012%20%20" target="_blank">https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/Booklet%2012%20%20</a> Russian%20Version.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
8. 7. Хакимова, Дж. С. Дидактические особенности организации обучающей деятельности в условиях инклюзивного образования : (на материале Республиканской школыинтерната для глухонемых) : дис. … канд. пед. наук / Дж. С. Хакимова. — Душанбе, 2019.
9. 8. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. — 360 с.
10. 9. Цыганок, А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. — Москва : Теревинф, 2006. — 72 с. — (Лечебно-педагогические программы).
11. 10. Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология. — 2010. — № 3. — С. 88–92.
12. 11. Щербакова, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие / Ю. В. Щербакова. — Москва : РИОР, 2006. — 80 с.
13. 12. ЮНЕСКО, 1994 г. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями : приняты Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями : Доступ и качество. Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г. — URL: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> notabene.ru/down_syndro
14. 13. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — 316 с.

Остальные статьи