Инклюзивное образование — вовлечение всех в учебный процесс
Аннотация
Авторы статьи отмечают, что в последние годы в республике происходят серьезные изменения в системе образования. Одним из актуальных направлений государственной политики в данной сфере является развитие инклюзивного образования. Государственная политика в сфере образования предполагает нормативно-правовое обеспечение системы, кадровое, учебно-методическое, материально- техническое и информационное.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 65-72 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_65 |
В последние годы в Республике Таджикистан (РТ) наблюдается значительный прогресс в реализации вопроса инклюзивного образования, подкрепленный законодательством, услугами на уровне сообществ и специализированной поддержкой в преподавании. Знаменательным событием стало подписание Президентом Таджикистана, Лидером нации Эмомали Рахмоном в Нью-Йорке Конвенции ООН о правах инвалидов. Одним из ключевых положений Конвенции является обязательное внедрение инклюзивного образования в странах, ее подписавших. Развитие инклюзивного образования в Республике Таджикистан — веление времени и обязанность государства, взявшего на себя как члена ООН ряд обязательств по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
Законы и нормативно-правовые документы республики утверждают право на образование на основе равенства возможностей для каждого ребенка. В них также подчеркивается, что это должно быть предусмотрено в инклюзивных системах на всех уровнях. Это требует, чтобы дети не были исключены из общей системы образования по различным причинам. Словосочетание «инклюзивное образование», к сожалению, не всегда правильно трактуется и понимается. Чаще всего подразумевают только детей с ограниченными возможностями здоровья. Но это далеко не так.
Инклюзивное образование — это охват всех детей, независимо от пола, вероисповедания, состояния здоровья, их индивидуальных качеств, категории обучения, ведь образование является основным правом человека, и оно, в свою очередь, создает основу для более справедливого общества. Поэтому мы все чаще стали употреблять ряд определений к слову «образование»: инклюзивное, справедливое, равное, качественное.
Инклюзивное образование включает детей с инвалидностью, детей беженцев, детей мигрантов, детей улицы, детей без гражданства, детей представителей национальных меньшинств, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, беспризорных детей, детей-сирот, детей с заболеваниями ВИЧ/СПИДом и другие категории детей. Слово «инклюзия» в переводе с латинского inciusio означает «включение, вовлечение».
В частности, в Закон Республики Таджикистан «Об образовании» включен термин «инклюзивное образование», который назван одним из основных терминов закона. Согласно ст. 6 «О государственной гарантии прав граждан на образование» указывается, что «граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выбор образовательного учреждения и формы обучения — дневное, вечернее, заочное, семейное, дистанционное и экстернат» [2].