О незападном образе восприятия неосязаемого капитала выпускниками. Что могло бы измениться в высшем образовании
Аннотация
На основе проведенного качественного опроса в статье представлена конкретная картина самовосприятия столичных выпускников 2022 г. в динамичных условиях высокой скорости информационного обмена. В исследовании был поставлен вопрос о том, насколько сегодняшнее образование действенно как механизм воспроизводства нового субъекта исторического действия. Такая постановка проблемы позволяет по-новому обратить внимание на сводный незападный потенциал повышения качества современного образовательного процесса. Этот потенциал во многом опирается на ранее невиданный размах использования возможностей мультикультурализма, подразумевающего не прямое, бездумное копирование западных образовательных стандартов, а синтез лучшего в мировой системе образования с опорой на собственные богатейшие педагогические традиции высшей школы. Полученные результаты и выводы могут помочь «тонкой настройке» взаимодействия обучающих и обучающихся в отечественном высшем образовании.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 56-64 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_56 |
Выпускники вузов в силу своего возраста и положения в обществе находятся на том этапе активной социализации, в ходе которой происходит восприятие себя Личностью и субъектом социального действия [1; 5]. Возрастают степень ответственности за происходящее и желание реализовать себя в деле преобразования окружающей действительности. Эти устремления образуют значимое зерно неосязаемого капитала, от качества и востребованности которого во многом будут зависеть перспективы развития различных сфер жизнедеятельности общества.
В соответствии с такой постановкой проблемы были выбраны параметры исследовательского проекта, реализованного по тематическому плану Минобразования и науки Российской Федерации «Организация и проведение комплексных социологических исследований молодежи (в возрасте 14–35 лет)» по теме «Молодежь: современные вызовы и новые возможности», исполнителем которой в 2022 г. являлся Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (о результатах проекта см.: [3; 4]). В ряду мероприятий данного проекта предусматривалось исследование такой целевой аудитории, как выпускники вузов Москвы различных направлений подготовки. Полевой этап исследования был реализован с 09.06.2022 по 23.06.2022. Таким образом, респондентами оказались студенты, завершающие в 2021/22 учебном году обучение в вузе. Качественным методом зондирования были выбраны две стратегические опросные сессии с применением игровых методик (N = 30). Основной задачей исследования являлось рассмотрение самооценок успешности/неуспешности выпускника, что дало возможность авторам данной статьи проанализировать степень сформированности личности выпускника как нового субъекта социального действия и дать оценку эффективности системы образования в деле становлении личности, обретающей профессиональный статус. Имелась в виду возможность получить реальные шансы «обеспечивать» себя в материальном и психологическом плане путем успешного трудоустройства.
Отправной позицией исследования были две общепринятые установки: экосистема «школа — вуз — работа» и «вуз как место реализации стартового потенциала молодежи». Но какой является и в каком направлении может эволюционировать наша система образования, нацеленная на значительный рост качества человеческого капитала, если не пытаться автоматически копировать сложившуюся обобщенную западную модель? Каковы, с точки зрения выпускников вузов, вступающих в самостоятельную взрослую жизнь, сильные стороны полученного ими по сути незападного образования?
Для поиска эмпирических ответов на эти вопросы нужно было выявить готовность выпускников вузов к выходу на рынок труда и соотнести их с наличием государственных гарантий в сфере труда и занятости молодежи. Исследователями были поставлены следующие четыре опросные задачи:
1) изучить мнения выпускников о вузовской среде как месте реализации потенциала личности в деле получения нужных компетенций;