Триединый дидактический процесс в образовательной среде вуза
Аннотация
Дидактический процесс в вузе объединяет обучение, воспитание и развитие студентов; процессы взаимодополняющие, ориентированные на целостный образ результата; сущность триединого образовательного процесса в объект-субъектном преобразовании студента, чему способствует и образовательная среда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 49-55 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_49 |
Обозначив процесс как триединый, автор подразумевает принятое сочетание обучения, воспитания и развития, где системообразующим признается развитие. Более чем столетними экспериментами доказана неразделимость воспитания и обучения (преподаватель является носителем смыслов и ценностей и не может вести себя индифферентно в аудитории, возникает необходимый «эффект присутствия», и студенты при условии признания его компетентности «снимают» с него модели поведения), в большей или меньшей степени комплементарность организуемых процессов, а главное — их кумулятивный эффект.
Образовательная среда вуза — сложная интегративная система, фиксирующая «внешнее» воздействие на студента как субъекта указанных процессов (не обладающая инерциальностью, предсказуемостью, регламентированностью и др.). Одним из дестабилизирующих факторов этой сложной суммативной системы является человек, обладающий неповторимостью интересов, оригинальностью мотивации, то есть придающий системе неустойчивость, неопределенность и вместе с тем динамичность. В последние годы не только отдельные личности, но даже определенные контингенты отреагировали на нестабильность. В статьях Л. С. Выготского [2], посвященных влиянию среды, постулируется идея о роли самого человека как средового фактора по отношению к другим и к себе (им проводится мысль о том, что сам человек является для себя же частью социальной среды, слагает личностный компонент социокультурной среды). В подобном контексте следует рассматривать предложение психолого-педагогического сообщества об экзистенциальном подходе к воспитанию человека на основе идей В. Франкла (см.: [5]). Студентам для самооценки и самоопределения продуктивной деятельности рекомендуется знать внешние и внутренние критерии, выведенные в диссертационном исследовании В. И. Ивановой [4]:
— внутренние: профессиональное и ценностное самоопределение субъектов среды, выходные параметры продуктивной деятельности субъектов среды, уровень и степень реализации творческого потенциала личности;
— внешние, характеризующие интеграцию образовательной среды со средой жизнедеятельности субъектов: широта среды, ее обогащенность, возможность инициации мобильности социальной активности.
Важен учет и преподавателями, и студентами состояния среды: например, дисперсное состояние среды определяется В. И. Ивановой как «возрастание реакционной способности, активности образовательной среды, приближение структурных компонентов к поверхности раздела сред, характеризующее переход к новому уровню, вызванное наличием свободной энергии и потенциальной готовностью субъектов к переходу в качественно новое состояние» [там же, с. 52].