Дата публикации: 01.04.2023

Триединый дидактический процесс в образовательной среде вуза

Аннотация

Дидактический процесс в вузе объединяет обучение, воспитание и развитие студентов; процессы взаимодополняющие, ориентированные на целостный образ результата; сущность триединого образовательного процесса в объект-субъектном преобразовании студента, чему способствует и образовательная среда.




Обозначив процесс как триединый, автор подразумевает принятое сочетание обучения, воспитания и развития, где системообразующим признается развитие. Более чем столетними экспериментами доказана неразделимость воспитания и обучения (преподаватель является носителем смыслов и ценностей и не может вести себя индифферентно в аудитории, возникает необходимый «эффект присутствия», и студенты при условии признания его компетентности «снимают» с него модели поведения), в большей или меньшей степени комплементарность организуемых процессов, а главное — их кумулятивный эффект.

Образовательная среда вуза — сложная интегративная система, фиксирующая «внешнее» воздействие на студента как субъекта указанных процессов (не обладающая инерциальностью, предсказуемостью, регламентированностью и др.). Одним из дестабилизирующих факторов этой сложной суммативной системы является человек, обладающий неповторимостью интересов, оригинальностью мотивации, то есть придающий системе неустойчивость, неопределенность и вместе с тем динамичность. В последние годы не только отдельные личности, но даже определенные контингенты отреагировали на нестабильность. В статьях Л. С. Выготского [2], посвященных влиянию среды, постулируется идея о роли самого человека как средового фактора по отношению к другим и к себе (им проводится мысль о том, что сам человек является для себя же частью социальной среды, слагает личностный компонент социокультурной среды). В подобном контексте следует рассматривать предложение психолого-педагогического сообщества об экзистенциальном подходе к воспитанию человека на основе идей В. Франкла (см.: [5]). Студентам для самооценки и самоопределения продуктивной деятельности рекомендуется знать внешние и внутренние критерии, выведенные в диссертационном исследовании В. И. Ивановой [4]:

— внутренние: профессиональное и ценностное самоопределение субъектов среды, выходные параметры продуктивной деятельности субъектов среды, уровень и степень реализации творческого потенциала личности;

— внешние, характеризующие интеграцию образовательной среды со средой жизнедеятельности субъектов: широта среды, ее обогащенность, возможность инициации мобильности социальной активности.

Важен учет и преподавателями, и студентами состояния среды: например, дисперсное состояние среды определяется В. И. Ивановой как «возрастание реакционной способности, активности образовательной среды, приближение структурных компонентов к поверхности раздела сред, характеризующее переход к новому уровню, вызванное наличием свободной энергии и потенциальной готовностью субъектов к переходу в качественно новое состояние» [там же, с. 52].

Список литературы

1. 1. Анищева, Л. И. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 19.00.13 / Анищева Людмила Ивановна. — Москва, 2007. — 57 с.
2. Anishheva, L. I. Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya innovacionnoj professional`no-obrazovatel`noj sistemy` : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk : 19.00.13 / Anishheva Lyudmila Ivanovna. — Moskva, 2007. — 57 s.
3. 2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. — Москва : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
4. Vy`gotskij, L. S. Pedagogicheskaya psixologiya / L. S. Vy`gotskij ; pod red. V. V. Davy`dova. — Moskva : Pedagogika-Press, 1996. — 536 s.
5. 3. Гагарин, А. В. Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций / А. В. Гагарин, Ф. Р. Григорян, Н. В. Соловьева. — Москва : РУСАЙНС, 2022. — 248 с.
6. Gagarin, A. V. Vospitanie v akademicheskoj srede: integraciya tradicij i innovacij / A. V. Gagarin, F. R. Grigoryan, N. V. Solov`eva. — Moskva : RUSAJNS, 2022. — 248 s.
7. 4. Иванова, В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Иванова Виктория Ивановна. — Москва, 2009. — 386 с.
8. Ivanova, V. I. Akmeologicheskaya koncepciya formirovaniya obrazovatel`noj sredy` podgotovki specialistov : dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.13 / Ivanova Viktoriya Ivanovna. — Moskva, 2009. — 386 s.
9. 5. Культура и воспитание подростков в современном мире / под ред. В. А. Березиной. — Москва : Мегаполис, 2015. — 487 с.
10. Kul`tura i vospitanie podrostkov v sovremennom mire / pod red. V. A. Berezinoj. — Moskva : Megapolis, 2015. — 487 s.
11. 6. Соловьева, Н. В. Ученый и среда : монография / Н. В. Соловьева. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 184 с.
12. Solov`eva, N. V. Ucheny`j i sreda : monografiya / N. V. Solov`eva. — Moskva : RUSAJNS, 2021. — 184 s.
13. 7. Стадник, А. М. Корпоративная культура в системе управления персоналом на предприятии / А. М. Стадник // Сборник научных работ серии «Гос. управление». — 2021. — № 22. — С. 149–157.
14. Stadnik, A. M. Korporativnaya kul`tura v sisteme upravleniya personalom na predpriyatii / A. M. Stadnik // Sbornik nauchny`x rabot serii «Gos. upravlenie». — 2021. — № 22. — S. 149–157.

Остальные статьи