Дата публикации: 01.04.2023

Смысл наставничества в дошкольном образовании

Аннотация

В статье проясняется смысл понятия «наставничество», которое в литературе пересекается с понятиями «учитель», «педагог», «ментор», «тьютор», «руководитель» и др. Автор видит в наставничестве не моду, а важный тренд, состоящий в переориентации образования на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуально-образовательные программы, совместную деятельность с педагогом. К этим характеристикам он добавляет подход, предполагающий решение двойной образовательной задачи — создания условий (среды) для формирования интеллекта и становления человека нового образа (на материале 36 анализа образовательных кейсов конкретизируются обе стороны этой задачи). Намечаются этапы становления, развития и завершения детства и связанные с ними особенности наставничества.




2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Решение принято с целью признания особого статуса представителей этой профессии для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии.

В конце мая 2023 г. Российская академия образования совместно с Елецким государственным университетом проводит Всероссийскую научную конференцию «Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития», на которую пригласили и автора. Готовясь к выступлению, я задумался, почему, спрашивается, возникла настоящая мода на «наставничество» в образовании, разве наставник — это не просто учитель и педагог? Стал смотреть литературу, и, правда, оказывается, в современной педагогике, так же как у автора, ясность в понимании специфики наставничества отсутствует. «При обращении к толковым и этимологическим словарям, — пишут Е. А. Челнокова и З. И. Тюмасева, в статье «Эволюция системы наставничества в педагогической практике», — мы видим различные толкования термина. Наставник трактуется как учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Определения различаются по сути. В слове “наставник” присутствует приставка “на-“ и корень “-став-“ (от глагола “ставить”), то есть наставить (например) на путь, по которому ученик дальше будет идти самостоятельно. <…> Наряду с термином “наставничество” используют такие понятия, как “тьюторство”, “коучинг”, “менторство”» [12].

Тем не менее, вдумываясь в высказывания о наставничестве, все же можно уловить в них характеристики, я бы сказал, нового педагогического отношения. Я в этих определениях увидел такие моменты, как равные отношения педагога и учащегося, ориентация на поддержку его личности и самостоятельности, совместность в разрешении возникающих проблем, сочетание помощи и создания условий, способствующих дальнейшему развитию. Например, обозревая литературу по наставничеству, Челнокова и Тюмасева пишут: «Е. Н. Фомин, трактуя понятие наставничества, определяет его как “личностно ориентированный педагогический процесс”… Ю. Л. Львова при раскрытии понятия “педагогическое наставничество” указывает, что оно является процессом “творческого сотрудничества”, “парного содружества”, которое возникает на основе единых педагогических взглядов, методических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит общение… Г. Льюисом дается определение наставничества как “системы отношений” и “ряда процессов”, цель которых заключается в “помощи, руководстве, совете молодым специалистам на рабочем месте”… Д. Клаттербак особо выделяет умение наставника совместить в себе роли родителя и сверстника с целью сопровождения молодой личности на переходном этапе ее развития. Наставничество, по его мнению, совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности» [12].

Так что мода на наставничество не случайна. Но фактически это не мода, а подлинный мейнстрим в развитии современной педагогики, правда совершающийся подобно скрытым подводным течениям (в тьюторском, открытом, семейном, экосистемном и других новых формах образования, в том числе и в сфере педагогического наставничества), состоящий в переориентации на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуально-образовательные программы, совместную деятельность с педагогом и пр. (см.: [7; 8]).

Однако доведена ли эта переориентация до своего логического конца? Думаю, нет, все же речь в наставничестве идет об интеллектуальной оптимизации, хотя, на мой взгляд, должна идти также и о новом «образе человека». В начале ХХ столетия трансформация социальности была столь значительной, что ставилась именно эта задача.

Список литературы

1. Chukovskij, K. I. Kradenoe solnce / K. I. Chukovskij. — URL: <a href="https://teremok.in/" target="_blank">https://teremok.in/</a> Pisateli/Rus_Pisateli/Chukovski/Krad_Solnse.htm (data obrashheniya: 25.03.2023).
2. 14. Чуковский, К. И. Краденое солнце / К. И. Чуковский. — URL: <a href="https://teremok." target="_blank">https://teremok.</a> in/Pisateli/Rus_Pisateli/Chukovski/Krad_Solnse.htm (дата обращения: 25.03.2023).
3. Chukovskij K. I. Ot dvux do pyati / K. I. Chukovskij // Sobranie sochinenij : v 15 t. — Moskva, 2001. — T. 2. — URL: <a href="https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-do-pyati/?utm_" target="_blank">https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-do-pyati/?utm_</a> referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (data obrashheniya: 25.03.2023).
4. 13. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский // Собрание сочинений : в 15 т. — Москва, 2001. — Т. 2. — URL: <a href="https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-dopyati/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F" target="_blank">https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-dopyati/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F</a> (дата обращения: 25.03.2023).
5. Chelnokova, E. A. E`volyuciya sistemy` nastavnichestva v pedagogicheskoj praktike / E. A. Chelnokova, Z. I. Tyumaseva // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2018. — T. 6, № 4. — URL: <a href="https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-v-pedagogich" target="_blank">https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-v-pedagogich</a>
6. 12. Челнокова, Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6, № 4. — URL: <a href="https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-vpedagogicheskoi-" target="_blank">https://akademperezagruzka-evoluciya-sistemy-nastavnichestva-vpedagogicheskoi-</a>
7. Tajlor, E` . Pervoby`tnaya kul`tura / E` . Tajlor. — Moskva : Gosudarstvennoe social`noe`konomicheskoe izd-vo, 1939. — 602 s.
8. 11. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. — Москва : Государственное социально-экономическое изд-во, 1939. — 602 с.
9. Rozin, V. M. Osmy`slenie detstva i stanovleniya lichnosti Kury`mushki Alpatova v romane Mixaila Prishvina «Kashheeva cep`» / V. M. Rozin // Poznanie i perezhivanie. — 2022. — T. 3, № 2. — S. 36–54.
10. 10. Розин, В. М. Осмысление детства и становления личности Курымушки Алпатова в романе Михаила Пришвина «Кащеева цепь» / В. М. Розин // Познание и переживание. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 36–54.
11. Rozin, V. M. Zamy`sel postroeniya novoj gumanitarnoj discipliny` — «narrativsemiotiki» / V. M. Rozin // Kul`tura i iskusstvo. — 2022. — № 4. — S. 78–93.
12. 9. Розин, В. М. Замысел построения новой гуманитарной дисциплины — «нарратив-семиотики» / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2022. — № 4. — С. 78–93.
13. Rozin, V. M. E`tyudy` po filosofii obrazovaniya. Smena paradigmy` / V. M. Rozin. — Moskva : Novy`j xronograf, 2021. — 288 s.
14. 8. Розин, В. М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2021. — 288 с.
15. Rozin, V. M. Osmy`slenie t`yutorskogo opy`ta kak «tixoj revolyucii» v obrazovanii / V. M. Rozin, T. M. Kovaleva // Pedagogika. — 2021. — № 9. — S. 41–51.
16. 7. Розин, В. М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. — 2021. — № 9. — C. 41–51.
17. Rozin, V. M. Filosofiya detstva / V. M. Rozin // Filosofsko-pedagogicheskie e`tyudy` . — Joshkar-Ola, 2015. — S. 6–62.
18. 6. Розин, В. М. Философия детства / В. М. Розин // Философско-педагогические этюды. — Йошкар-Ола, 2015. — С. 6–62.
19. Prishvin, M. M. Kashheeva cep` / M. M. Prishvin. — 2022. — URL: <a href="https://sv-scena." target="_blank">https://sv-scena.</a> ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html (data obrashheniya: 25.03.2023).
20. 5. Пришвин, М. М. Кащеева цепь / М. М. Пришвин. — 2022. — URL: <a href="https://svscena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html" target="_blank">https://svscena.ru/Buki/Kashchyeyeva-tsyepjj.html</a> (дата обращения: 25.03.2023).
21. Mayakovskij, V. Chto takoe xorosho i chto takoe ploxo / V. Mayakovskij. — URL: <a href="https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/" target="_blank">https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/</a> (data obrashheniya: 25.03.2023).
22. 4. Маяковский, В. Что такое хорошо и что такое плохо / В. Маяковский. — URL: <a href="https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/" target="_blank">https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/</a> (дата обращения: 25.03.2023).
23. Zen`kovskij, V. V. Psixologiya detstva / V. V. Zen`kovskij. — Lejpcig : Sotrudnik, 1924.
24. 3. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Лейпциг : Сотрудник, 1924.
25. Asmolov, A. G. Psixologiya lichnosti. Principy` obshhepsixologicheskogo analiza / A. G. Asmolov. — Moskva : Smy`sl, 2001. — 416 s.
26. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл, 2001. — 416 с.
27. Arendt, X. Istina i politika / X. Arendt // Mezhdu proshly`m i budushhim. — Moskva, 2014. — S. 334–389.
28. 1. Арендт, Х. Истина и политика / Х. Арендт // Между прошлым и будущим. — Москва, 2014. — С. 334–389.

Остальные статьи