Вуз на пути к будущему
Аннотация
В статье рассматриваются роль и значение понимания будущего студентами вузов, значимость выстраивания программы «обучения будущему», в которой подчеркивается значение не только квалифицированной подготовки соответствующего специалиста, но и способность к удержанию будущего как реальной среды новых творческих поисков в развитии своей специальности.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 32-35 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_32 |
Будущее для человека становится значимым с детства, еще на неосознанном в соответствующей степени уровне, в его глубинном осмыслении. «Я буду капитаном», — говорит мальчик девяти лет, слушая рассказы своего дяди — капитана дальнего плавания, рисуя картины не только новых стран, но и своего мужественного поведения в борьбе с волнами. «А я буду летчиком», — говорит другой. «Я буду врачом», — говорит шестилетняя малышка, но ее понимание будущего, естественно, весьма условно и еще не вписано на соответствующем уровне в реальную жизнь, хотя и психологически значимо как особое отношение к себе и к миру. Открытие значимости будущего постоянно, но неуклонно совершается человеком на разном уровне и в разной степени представленности, в том числе в разных возрастах. Школьное обучение — это необходимое условие введения растущего человека в социальный мир, формирования на уже доступном уровне понимания главных условий его функционирования, определенных законов развития человека и общества. Особую образовательную сферу формирует специальное среднее образование, вводящее растущего человека в определенную среду специальной деятельности. Более важную границу отбивает высшее учебное заведение, глубоко вводящее человека в смысл, структуру, знаниевое пространство определенной специализированной социальной деятельности, что, естественно, главное, но и в значимой степени (намного больше, чем в среднем специальном образовании) в социокультурное пространство в целом при актуализации внимания на общих проблемах общества. Знаниевое пространство при этом расширяется, усложняется в течение продолжительного времени как в сфере специальной деятельности, так и в целом в жизненном пространстве человека [1; 2], однако изменения, происходящие в обществе в настоящее время, обусловили новую проблемную ситуацию.
Количество, характер и глубина изменений обсуждаются на разном уровне, но понятие «глобальные преобразования» становится не только широко распространенным, фиксируя глубокие и значимые изменения в развитии общества. Реально глобальные изменения обсуждаются в различных сферах знаний при разных акцентах на их определении. Жестко ставится вопрос о глубине происходящих перемен в общесте, в частности, в коллективной монографии «Цивилизация. Восхождение и слом», где рассматривается вопрос о стадиальном переходе современного общества в исторически новое состояние, полагающее объективно новые условия развития общества и человека. «Степень, глубина, отмеченная многохарактерность и одновременно целостность преобразований, всеобщность и характер современного кризиса являются совершенно очевидными показателями так называемой превращенной формы существования. Они позволяют говорить о начавшемся переходе к новому уровню организации и функционирования общества» [5, с. 50].
В настоящее время положение в этом плане значительно усложнилось. Глобальные изменения, происходящие сегодня, и усложняющаяся историческая ситуация развития образования, в частности, с одной стороны, введение новых подходов в сфере познания действительности, например синергетических, с другой — расширение, развитие информационной сферы прежде всего благодаря ставшему проблемным Интернету требуют особого внимания. Знаниевое пространство становится более сложным и проблемным в современной ситуации, обозначаемой как постмодерн.
Рассматривая общую современную ситуацию функционирования образования и характеристику возможных социальных ситуационных проектов, В. М. Розин отмечает, что «цивилизационный проект образования мыслится как такой сложный социальный проект, который создаст условия и интеллектуальные ресурсы для решения не только перечисленных здесь задач, но и многих других, назревших и вполне актуальных» [4, с. 15].
В создавшейся ситуации в условиях глобальных сложных изменений в обществе актуализируется задача не только более активного введения обучающихся студентов вуза, призванных решать сложные новые задачи будущего общества в различных сферах его организации и развития, в соответствующие знаниевые поля. Важным становится расширение пространства познания соответствующих проблем. Естественно, в этом плане ведутся значимые исследования и поиски путей внедрения специальных программ, например по изучению действия современной информационной среды, ставшей важной проблемой в организации образования. Проводятся семинары, круглые столы, конференции и т. д. по обсуждению острых проблем современного образования, условий и в том числе путей и принципов целенаправленного введения студентов в проблемную современную историческую ситуацию и проблемное поле современного образования. Но все четче обозначается потребность в осмыслении готовящимися специалистами не только и не столько отдельных проблем в будущей специальной деятельности, сколько острых проблем современного образования и общества в целом, где происходят глобальные изменения, полагающие, в частности, поиск новых ориентиров в действии, вырабатывать которые придется в будущем современным студентам. А это ставит проблему максимального учета и планируемого будущего отдельных сфер знаний, и общих научных достижений, и состояния, и задач, и тенденций развития общества. В то же время собственно в образовании возникают, в частности, новые, достаточно сложные проблемы и задачи, без решения которых трудно обойтись. Например, остро в настоящее время в образовании стоит проблема соотнесения организованных знаний и пространств информационных потоков разного уровня и содержания, что стало, как отмечалось, значимой проблемой. Не случайно проблема информационного пространства и его действия в современном обществе активно обсуждается на всех уровнях в научной сфере [3], а также на государственном, в частности правительственном, уровне.