Дата публикации: 01.04.2023

Образование как действенный фактор развития человека как субъекта культурно-исторического процесса

Аннотация

статье рассматривается проблема образования как условия социального развития человека в двух (условно) формах его осуществления — объективно задаваемого в его практической деятельности, в пространстве его жизненного опыта, приобретаемого в социальной среде, и субъектно целенаправленно формируемого на основе специально научно разрабатываемых программ.




Проблема образования в современной исторической ситуации не случайно приобрела повышенную актуальность, что нашло отражение как в специальных науках — психологии, педагогике, социологии и др., так и во внимании к ней государственных органов, в частности, в правительственных постановлениях, предполагающих поиск путей решения задач образования как важнейшей сферы организации знаниевого потенциала человека и общества. Такое пристальное внимание в настоящее время обусловлено реальной сложностью решения проблем образования в условиях глобальных перемен, происходящих в современном обществе, что, как правило, подчеркивается в исследованиях современной ситуации. Но при этом важно понимать (что мало учитывается), что глубина, характер и наблюдаемые результаты последних (перемен) свидетельствуют практически не просто о больших, в том числе реально значимых, изменениях, происходящих в современном обществе, а об изменениях стадиального масштаба [8], затрагивающих базовые основания развития общества. Эти кардинальные изменения при решении значимых социальных проблем, в том числе в такой важнейшей сфере социального развития, как образование, предполагают учет знаниевого потенциала человека, осуществляющего эти изменения. В связи с этим проблема образования в его глубинном понимании как определяющего (при постоянном накоплении и развитии знаний) действенный знаниевый потенциал человека в осуществлении культурно-исторического процесса приобретает глубокий смысл. Это полагает дальнейшее углубление осмысления и понимания сущности образования как особого социального феномена, связываемого (в соответствующем логически оправданном смысле), во-первых, с развитием, сохранением и передачей знаний (в широком понимании как явления культурно-исторического развития), во-вторых, с раскрытием особенностей функционирования этого феномена на различных этапах исторического развития, в данном случае — в новых условиях развития современного общества. А это, в свою очередь, ведет к обсуждению широкого круга проблем образования как особого явления социального бытия, его содержания, смысла, истории и т. д., чему посвящено огромное количество специальных исследований.

В данном случае актуализируется проблема характера действенности образования как условия и средства интеллектуального развития человека, формирования его знаниевого потенциала.

Объективное развертывание знаний человека четко осуществляется в историческом развитии его практической деятельности, в изменении и характеристиках его значимых технических и общих достижений.

Достаточно проследить, к примеру, характер развития различного вида производств уже в древности и Средневековье, в рамках которых поэтапно проявлялись реальные технические достижения [1; 10], теоретическое осмысление которых, происходящее значительно позже, впечатляет.

Показателен, например, путь развития и управления скоростями работы гончарного круга (изестного уже в IV–III тыс. до н. э.), развиваемые его рабочие возможности объективно вошли в историю технологии скоростных режимов [7].

Список литературы

1. Лукас, А. М. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / А. М. Лукас. — Москва, 1958.
2. Новейший философский словарь. — Изд. второе, перераб. и доп. — Минск : Интерпрессервис : Книжный дом, 2001. — 1279 с.
3. Розин, В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности : Концепция / В. М. Розин. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2013. — 80 с.
4. Розин, В. М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2021. — 288 с.
5. Розин, В. М. Общество нуждается в новом цивилизационном проекте образования / В. М. Розин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3. — С. 5–16.
6. Сайко, Э. В. Глазури керамики Средней Азии VIII–XII вв. : (По материалам керам. комплексов Хутталя, Согда, Ферганы) / Э. В. Сайко ; под ред. Б. А. Литвинского. — Душанбе : Изд-во Академии наук Таджикской ССР, 1963. — 111 с.
7. Сайко, Э. В. К истории гончарного круга и развития форм керамики / Э. В. Сайко. — Душанбе : ИРФОН, 1971.
8. Сайко, Э. В. Цивилизация в пространственно-временном континууме социальной эволюции и проблема ее системного слома / Э. В. Сайко // Цивилизация. Восхождение и слом : Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса / отв. ред. Э. В. Сай
9. Сайко, Э. В. Воспитание как процесс формирования субъекта культурно-исторического развития / Э. В. Сайко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 2. — С. 3–7.
10. A History of technology / ed. by Charles Singer, E. J. Holmyard, A. R. Hall. — Oxford University Press, 1954. — Vol. 1. From Early Times to Fall of Ancient Empires.

Остальные статьи