Образование как действенный фактор развития человека как субъекта культурно-исторического процесса
Аннотация
статье рассматривается проблема образования как условия социального развития человека в двух (условно) формах его осуществления — объективно задаваемого в его практической деятельности, в пространстве его жизненного опыта, приобретаемого в социальной среде, и субъектно целенаправленно формируемого на основе специально научно разрабатываемых программ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 3-13 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_3 |
Проблема образования в современной исторической ситуации не случайно приобрела повышенную актуальность, что нашло отражение как в специальных науках — психологии, педагогике, социологии и др., так и во внимании к ней государственных органов, в частности, в правительственных постановлениях, предполагающих поиск путей решения задач образования как важнейшей сферы организации знаниевого потенциала человека и общества. Такое пристальное внимание в настоящее время обусловлено реальной сложностью решения проблем образования в условиях глобальных перемен, происходящих в современном обществе, что, как правило, подчеркивается в исследованиях современной ситуации. Но при этом важно понимать (что мало учитывается), что глубина, характер и наблюдаемые результаты последних (перемен) свидетельствуют практически не просто о больших, в том числе реально значимых, изменениях, происходящих в современном обществе, а об изменениях стадиального масштаба [8], затрагивающих базовые основания развития общества. Эти кардинальные изменения при решении значимых социальных проблем, в том числе в такой важнейшей сфере социального развития, как образование, предполагают учет знаниевого потенциала человека, осуществляющего эти изменения. В связи с этим проблема образования в его глубинном понимании как определяющего (при постоянном накоплении и развитии знаний) действенный знаниевый потенциал человека в осуществлении культурно-исторического процесса приобретает глубокий смысл. Это полагает дальнейшее углубление осмысления и понимания сущности образования как особого социального феномена, связываемого (в соответствующем логически оправданном смысле), во-первых, с развитием, сохранением и передачей знаний (в широком понимании как явления культурно-исторического развития), во-вторых, с раскрытием особенностей функционирования этого феномена на различных этапах исторического развития, в данном случае — в новых условиях развития современного общества. А это, в свою очередь, ведет к обсуждению широкого круга проблем образования как особого явления социального бытия, его содержания, смысла, истории и т. д., чему посвящено огромное количество специальных исследований.
В данном случае актуализируется проблема характера действенности образования как условия и средства интеллектуального развития человека, формирования его знаниевого потенциала.
Объективное развертывание знаний человека четко осуществляется в историческом развитии его практической деятельности, в изменении и характеристиках его значимых технических и общих достижений.
Достаточно проследить, к примеру, характер развития различного вида производств уже в древности и Средневековье, в рамках которых поэтапно проявлялись реальные технические достижения [1; 10], теоретическое осмысление которых, происходящее значительно позже, впечатляет.
Показателен, например, путь развития и управления скоростями работы гончарного круга (изестного уже в IV–III тыс. до н. э.), развиваемые его рабочие возможности объективно вошли в историю технологии скоростных режимов [7].