Дата публикации: 01.01.2023

Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания личности (к 100-летнему юбилею)

Аннотация

Изучаются ключевые этапы жизнетворчества выдающегося психолога и педагога А. А. Бодалева, дифференцируются основные направления его научной, преподавательской и организационной деятельности. Обращение к анализу его жизненного пути, творческого наследия и опыта руководства наукой и образованием определяется необходимостью изучения истории человекознания на уникальном примере взаимодействия Ленинградской и Московской научных школ. Ибо он был единственным заведующим кафедрой психологии и деканом в Ленинградском и Московском университетах. Он использовал этот опыт для управления педагогической психологией на посту вице-президента АПН СССР, а также рефлексируя его при разработке акмеологии профессионализма и творчества выдающихся ученых, что способствует педагогике воспитания личности молодежи.




1. Актуальность науковедческого изучения жизнетворчества А. А. Бодалева в контексте педагогики воспитания

Алексей Александрович Бодалев (1923–2014) внес существенный вклад в общую, социальную, возрастную, педагогическую психологию, акмеологию, реабилитологию личности, педагогику ее развития, обучения и воспитания. Вся его преподавательская и исследовательская деятельность насыщена изучением и разработкой актуальных проблем теории и практики психического развития и нравственного воспитания личности [9; 10; 12; 14; 15; 16; 21; 22; 25; 34; 35; 38; 58; 59 и др.]. Он сыграл важную роль в институциональном развитии российского человекознания в качестве одного из руководителей подготовки психологических кадров страны и Общества психологов СССР и России.

Участник Великой Отечественной войны, юный блокадник А. А. Бодалев стал крупным ученым-психологом — университетским профессором и действительным членом Академии педагогических наук СССР (АПН, ныне Российская академия образования, РАО). Несмотря на физическую истощенность ленинградской блокадой, он в 1945 г. окончил школу рабочей молодежи и поступил в Ленинградский государственный университет (ЛГУ), где учился психологии в научных школах Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Работая учителем логики и психологии и классным руководителем в средней школе, он стал кандидатом, а позднее — доктором наук и академиком.

На формирование А. А. Бодалева как ученого оказали влияние традиции петербургской науки, заложенные К. Д. Ушинским, И. М. Сеченовым, В. М. Бехтеревым. Будучи продолжателем их традиций и учеником Ленинградской научной школы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева, тесно взаимодействуя с их последователями (Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, А. А. Деркач), А. А. Бодалев развил ее в процессе комплексного изучения социально-перцептивной компетентности человека, результаты которого обобщил позднее с учетом достижений Московской школы психологии деятельности и личности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Вместе с трудами их и Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, М. Г. Ярошевского научная деятельность А. А. Бодалева служит ярким примером продуктивного взаимодействия Ленинградской и Московской научных школ [45] в изучении развития личности в процессах общения, воспитания и образования. Наряду с Б. М. Тепловым, Я. А. Пономаревым, Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадриковым, Д. В. Ушаковым, А. Н. Ждан, М. Г. Ярошевским (см.: [54]) А. А. Бодалев (см.: [53]) внес конструктивный вклад в изучение и воспитание способностей и одаренности, профессионального мастерства и творчества выдающихся личностей.

Одним из достижений этого взаимодействия является разработка А. А. Бодалевым (совместно с К. А. Абульхановой, И. В. Дубровиной, В. Г. Зазыкиным, Е. А. Климовым, Р. Л. Кричевским, А. К. Марковой, И. Н. Семеновым, Е. А. Яблоковой и др.) под патронатом Н. В. Кузьминой и под руководством А. А. Деркача основ акмеологии. На рубеже ХХ–ХХI вв. А. А. Бодалев изучал актуальные психолого-акмеологические проблемы становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации. Рассмотрим периодизацию жизненного пути и направления научной и организационной деятельности А. А. Бодалева в социокультурном контексте развития российской психологии общения, акмеологии профессионализма, персонологии творчества и педагогики воспитания личности.

Список литературы

1. Семенов И. Н. Методологические средства психологии мышления О. К. Тихомирова и их воздействие на изучение рефлексии / И. Н. Семенов // Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). — М.,
2. Лаптева О. И. Рефлексивно-профессиональное общение : учеб.-метод. пособие / О. И. Лаптева, И. Н. Семенов, Г. С. Куликова. — Новосибирск : НГАА, 2010.
3. Некрасова Ю. Б. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием / Ю. Б. Некрасова, А. А. Бодалев, А. В. Суворов // Вестн. РГНФ. — 1996. — № 3. — С. 85–89.
4. Общая психодиагностика : Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. : МГУ, 1988.
5. Проблемы общей и инженерной психологии / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Крылова. — Л. : ЛГУ, 1976.
6. Прыгунова Т. А. Рефлексия герменевтико-психологических аспектов позднего художественного творчества У. Шекспира и его персонологии на закате культуры Возрождения / Т. А. Прыгунова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 191–205.
7. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / под ред. А. А. Бодалева. — Л. : ЛГУ, 1976.
8. Психолого-педагогические проблемы развития творчества и рефлексии / под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. — М. : Филос. о-во, 1988.
9. Рабочая книга практического психолога : Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача [и др.]. — М., 2001.
10. Семенов И. Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопр. психологии. — 1983. — № 5. — С. 162–164.
11. Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании / И. Н. Семенов // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — С. 134–142.
12. Семенов И. Н. Психология творчества Ф. И. Тютчева в дерзаниях «золотого», «серебряного» и «бронзового» века русской поэзии / И. Н. Семенов // Ф. И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия. — Брянск, 2003. — С. 14–24.
13. Семенов И. Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М. М. Зощенко / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2009. — № 4. —С. 92–100.
14. Семенов И. Н. Взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии / И. Н. Семенов // Психология перед вызовом будущего. — М., 2011.
15. Семенов И. Н. Знаковое общение. Общение с собой (Самообщение) / И. Н. Семенов // Психология общения : энцикл. словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. — М., 2011. — С. 80; 2-е изд. — М., 2014. — С. 148–149.
16. Семенов И. Н. Методологические проблемы рефлексивной психологии самовосприятия индивидуальности / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2013. — № 1. — С. 131–148.
17. Деркач А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — М. : РАГС, 2005.
18. Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическое проектирование продуктивного общения и доверия / И. Н. Семенов // Психология общения и доверия: методология, теория и практика / под ред. Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева. — М., 2013. — С. 348–350.
19. Семенов И. Н. Рефлексия персонологии жизнетворчества Анатолия Алексеевича Деркача (в связи с 70-летнем юбилеем) / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 3–8.
20. Семенов И. Н. Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2014. — № 1. — C. 141–153.
21. Семенов И. Н. Междисциплинарные поиски Э. Г. Юдина / И. Н. Семенов // Человек. — 2015. — № 3. — С. 143–150.
22. Семенов И. Н. Направления научной деятельности А. А. Бодалева и развитие психологии и педагогики личности и общения / И. Н. Семенов // Ананьевские чтения — 2015. Фундаментальные проблемы психологии. — СПб., 2015.
23. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке / И. Н. Семенов // Развитие личности. — 2015. — № 4. — С. 19–52.
24. Семенов И. Н. Выдающаяся роль А. А. Смирнова в институциональном развитии советской психологии при изучении памяти, мышления, рефлексии, творчества / И. Н. Семенов // Научная деятельность А. А. Смирнова и современные тенденции психологической науки. С
25. Семенов-Истин И. Эхо: в сонетах о поэтах / И. Семенов-Истин. — Улан-Уде, 2007.
26. Semenov-Istin I. E`xo: v sonetax o poe`tax / I. Semenov-Istin. — Ulan-Ude, 2007.
27. Смирнова В. Э. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / В. Э. Смирнова, А. П. Сопиков // Социальная психология личности / под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1974. — С. 140–149.
28. Современные проблемы высшей школы / под ред. А. А. Бодалева [и др.]. — Л. : ЛГУ, 1976.
29. Степанов С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / отв. ред. А. А. Бодалев, И. В. Дубровина
30. Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете / под ред. Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. — Л. : ЛГУ, 1969.
31. Человек науки / под ред. М. Г. Ярошевского. — М. : Наука, 1974.
32. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина / А. А. Бодалев. — М. : РАУ, 1993.
33. Абульханова К. А. Основы общей и прикладной акмеологии / К. А. Абульханова, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача. — М. : РАГС, 1995; 2-е изд. — М. : РАГС, 1998.
34. Абульханова К. А. Акмеологический словарь / К. А. Абульханова, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача. — М. : РАГС, 2004; 2-е изд. — М. : РАГС, 2010.
35. Абульханова К. А. Акмеология : учебник / К. А. Абульханова, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача. — М. : РАГС, 2006. — (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ / председатель редсовета серии: Председатель
36. Абульханова-Славская К. А. Методологическая концепция предмета, методов и направлений современной акмеологии / К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов // Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / под
37. Авцинова Г. И. Политический менеджмент : учеб. пособие / Г. И. Авцинова, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача [и др.]. — М. : МГСУ : РАГС, 2001; 2-е изд. — М. : РАГС, 2004.
38. Алюшина Н. А. Рефлексивная психология и акмеология успешных управленцев / Н. А. Алюшина, Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов. — М. ; Сочи : ИРПТиГО, 1998.
39. Балаева А. В. Продуктивность и рефлексивность профессиональной деятельности творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивных дневников и научных трудов Н. Я. Пэрны) / А. В. Балаева, И. Н. Семенов // Рефлексивный подход в психологическом о
40. Бодалев А. А. Об учебных способностях подростка и их проявлениях / А. А. Бодалев // Проблемы способностей / отв. ред. В. Н. Мясищев. — М., 1962. — С. 83–89.
41. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. — Л. : ЛГУ, 1965.
42. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев. — Л. : ЛГУ, 1970.
43. Бодалев А. А. Об общении и учете его характеристик в работе с людьми / А. А. Бодалев. — Л. : ЛГУ, 1972.
44. Бодалев А. А. Исследование гностических характеристик общения в зарубежной психологии / А. А. Бодалев // Зарубежные исследования по психологии познания. — М., 1977. — С. 201–214.
45. Бодалев А. А. Психологическая наука — реформе школы / А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. — 1984. — № 3.
46. Бодалев А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. — М. : МГУ, 1988.
47. Бодалев А. А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика. — 1992. — № 5–6.
48. Абульханова К. А. Программа по акмеологии для слушателей Российской академии управления при Президенте РФ / К. А. Абульханова, А. А. Бодалев, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача. — М. : РАУ, 1994.
49. Бодалев А. А. Основы военной акмеологии / А. А. Бодалев, Е. А. Климов, И. Н. Семенов ; под ред. А. А. Деркача [и др.]. — М. : МВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 319 с.
50. Бодалев А. А. Акмеологическая проблематика в системе человекознания Б. Г. Ананьева / А. А. Бодалев, А. А. Деркач // Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / под ред. А. А. Деркача. — М., 1998. — С. 7–12.
51. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. — М. : Флинта : Наука, 1998. — 168 с.
52. Бодалев А. А. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, И. Н. Семенов ; отв. ред. И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова. — М. : РАГС, 1998.
53. Бодалев А. А. Психология общения : избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. — М. ; Воронеж, 2002.
54. Бодалев А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии / А. А. Бодалев, В. Т. Ганжин, А. А. Деркач // Современные проблемы смысла жизни и акме / под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского. — М. ; Самара, 2002. — С. 13–42.
55. Бодалев А. А. Как становятся великими и выдающимися / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич. — М., 2003.
56. Бодалев А. А. Акмеология и современные проблемы воспитания / А. А. Бодалев // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. — М., 2004. — С. 28–39.
57. Бодалев А. А. История разработок проблем познания людьми друг друга в СССР— России / А. А. Бодалев // Человек. Общество. Управление. — 2004. — № 1. — С. 57–68.
58. Бодалев А. А. Качества личности великих или выдающихся как ориентир для воспитания молодежи / А. А. Бодалев // Мир образования — образование в мире. — 2004. — № 1. — С. 5–12.
59. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска / А. А. Бодалев, В. Э. Чудновский, И. Н. Семенов // Матер. VIII–X симпозиумов / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача. — М., 2005.
60. Бодалев А. А. В. Н. Мясищев и психология отношений / А. А. Бодалев // Психология отношений : избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. — М. ; Воронеж, 2010. — С. 3–13.
61. Бодалев А. А. Наставник «душеведов» (К 80-летию Е. А. Климова) / А. А. Бодалев // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 2010. — № 2. — C. 23–26.
62. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих : монография / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — М. : РАГС, 1998.

Остальные статьи