Дата публикации: 01.01.2023

Успешная социальная адаптация в вузе как фактор формирования социальной ответственности студентов

Аннотация

Актуальность статьи заключается в том, что современный вуз — уни- кальная воспитательная среда взаимодействия участников образовательного процесса. С помощью развития социальной активности, лидерских качеств, эмоционального интеллекта, творческих навыков происходит формирование социальной ответственности студентов. Во многом данный процесс зависит от успешной социальной адаптации первокурсников. В статье нашли отражение критерии и уровни социальной адаптации первокурсников во внеаудиторной деятельности.




В педагогической науке и практике социальная адаптация является одной из важнейших составляющих системы воспитания каждого высшего учебного заведения нашей страны, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие социальной активности личности, формирование собственного мнения и внутреннего стержня, эмоционального  интеллекта. Поэтому от успеха социальной адаптации студентов зависит развитие уровня их социальной ответственности. В современных реалиях проблема формирования целостной, всесторонне развитой, социально активной и ответственной личности становится особенно актуальной [10].

Проблемами социальной адаптации занимались многие отечественные ученые. Педагог С. М. Вишнякова [5] под адаптацией человека понимала приспособление к нормам и условиям, которые опираются на показатели социальной и культурной среды и трудовой деятельности. Психолог С. С. Степанов [17] объясняет социальную адаптацию как динамичное приспособление к состоянию социальной среды путем усвоения норм и правил, принятых в обществе. Анализируя научные статьи, которые отражают современную ситуацию, можно отметить, что главной особенностью социальной адаптации ученые выделяют именно влияние на студента всех участников образовательного процесса и событий, благодаря которым происходит приспособление к условиям, формам, методам, технологиям всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Кандидат биологических наук З. А. Гагиева [6] отмечает, что в процессе успешной адаптации происходит самопринятие, которое наполняет внутренним чувством уверенности, спокойствием, ощущением принятия окружением, что, безусловно, благоприятно влияет на формирование социальной ответственности студентов. Социальная ответственность личности базируется на ее способности самостоятельно и осознанно исполнять обязанности и социальные роли, следовать требованиям общества [8].

Вопросами социальной адаптации занимались и зарубежные ученые. В своих работах немецкий социолог М. Вебер [4] убеждал, что индивид желает реализовать свои цели и связывает их с рациональными средствами их достижения. В этом отношении по М. Веберу адаптация выступает как самый удобный способ удовлетворения человеческих потребностей. Американский социолог Р. Мертон [21] утверждал, что адаптация зависит от социальных обстоятельств, среды, системы воспитания и многих других факторов. Американский социолог Т. Парсонс [14] ставит знак равенства между адаптацией и балансом сил в обществе. Литовский доктор социологических наук Г. Матулене [11] исследует адаптацию как взаимодействие среды и личности, которое представляет собой взаимосвязь между желаниями личности и направлением их удовлетворения окружающей социальной средой. Поэтому особенно важно развивать социальную ответственность личности. По мнению психологов Э. Берна [3] и Ф. Перлза [15], люди ответственны за свою жизнь, так как обладают способностью решать проблемы, думать и принимать решения о своей жизни и перспективах будущего.

Проанализировав отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам адаптации, можно сделать вывод, что адаптация — это процесс вхождения личности в культурную и социальную среду, сопровождающийся формированием важных личностных качеств.

И одним из главных таких качеств на современном этапе становится социальная ответственность.

Список литературы

1. Иванов М. Г. Социальная ответственность студентов как аспект социального воспитания / М. Г. Иванов // Гаудеамус. — 2008. — № 13. — С. 54–59.
2. Selman R. L. The growth of interpersonal understanding / R. L. Selman. — London : Academic, 2004. — 214 p.
3. 22.Perkin G. The Third Revolution : Professional Society in International Perspective / G. Perkin. — London, 2006. — 268 p.
4. 21.Merton R. K. Social Theory and Social Structure / R. K. Merton. — Enlarged edition. — N.Y. : The Free Press, 2008. — 226 p.
5. 20.Холостова А. С. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / Е. И. Холостова. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 324 с.
6. Франкл В. Доктор и душа : Логотерапия и экзистенциальный анализ / В. Франкл. — М. : Альпина нон-фикшн, 2017. — 338 с.
7. 18.Сухова А. Н. Специфика адаптации студентов к новым социокультурным реалиям / А. Н. Сухова. — СПб. : Питер, 2010. — 674 с.
8. 17.Степанов С. С. Дефектология : словарь терминов / С. С. Степанов. — М. : Сфера, 2010. — 278 с.
9. 16.Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности / А. Ф. Плахотный. — Харьков : Вища школа, 2011. — 191 с.
10. 15.Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. — М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2010. — 366 с.
11. 14.Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А.Д. Ковалева. — М. : Аспект Пресс, 2008. — 384 с.
12. 13.Опросник социальной адаптации Р. Даймонда и К. Роджерса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://smogendrr.ru/simplepsy/oprosnik-sotsialnopsihologicheskoj-adaptatsii-r-dajmonda-k-rodzhersa" target="_blank">https://smogendrr.ru/simplepsy/oprosnik-sotsialnopsihologicheskoj-adaptatsii-r-dajmonda-k-rodzhersa</a> (дата обращения: 25.01.2023).
13. 12.Минкина Н. А. Воспитание ответственностью / Н. А. Минкина. — М. : Высш. шк., 1990. — 143 с.
14. 11.Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности / Г. Матулене // Психол. журн. — 2002. — № 5. — С. 48–53.
15. 10.Лебедев В. И. Психологическая адаптация : учеб. пособие / В. И. Лебедев. — М. : Наука, 2012. — 213 с.
16. Казанский (Приволжский) федеральный университет [Электронный ресурс] : [сайт]. — Режим доступа: <a href="https://kpfu.ru/" target="_blank">https://kpfu.ru/</a> (дата обращения: 14.01.2023).
17. 1. Виртуальная сетевая лаборатория педагогов дополнительного образования художественного профиля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://sites.google." target="_blank">https://sites.google.</a> com/view/netartlab (дата обращения: 03.03.2023).
18. Деррида Ж. Поля философии / Ж. Деррида ; пер. с фр. Д. Кралечкина. — М. : Акад. проект, 2012. — 376 с.
19. Гагиева З. А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза / З. А. Гагиева // Научен вектор на Балканите. — 2019. — № 3. — С. 18–21.
20. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь : Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — М. : НМЦ СПО, 2009. — 344 с.
21. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. — М. : Прогресс, 1990. — 880 с.
22. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии : Системная индивидуальная и социальная психиатрия / Э. Берн. — М. : Гаудеамус, 2013. — 32 с.
23. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
24. Албитова Е. П. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза / Е. П. Албитова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4. — С. 46–49.
25. Штанько И. В. Ресурсы социокультурной среды дополнительного образования детей в формировании навыков XXI века [Электронный ресурс] / И. В. Штанько // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и матер. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Лубского. — М., 2022. —
26. Штанько И. В. Технологии педагогики искусства в дополнительном художественном образовании детей / И. В. Штанько // Вестн. Гос. гуманит.-технол. ун-та. — 2019. — № 2. — С. 30–35.
27. Штанько И. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля : дис. … канд. пед. наук / И. В. Штанько. — М., 2012. — 229 с.
28. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/" target="_blank">https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/</a> (дата обращения: 08.02.2023).
29. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] : приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 22.09.2021 № 652н. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> publication.
30. Российская Федерация. Правительство. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р. — Режим доступа: <a href="http://government.ru/docs/all/140314/" target="_blank">http://government.ru/docs/all/140314/</a> (дата обращения: 1
31. Распоряжение Министерства образования Московской области от 14.12.2022 № Р-806 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги “Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельн
32. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // М-во просвещения Российской Федерации : [сайт]. — Режим доступа: <a href="https://edu.gov.ru/nationalproject/" target="_blank">https://edu.gov.ru/nationalproject/</a> (дата обращения: 08.02.2023).

Остальные статьи