Успешная социальная адаптация в вузе как фактор формирования социальной ответственности студентов
Аннотация
Актуальность статьи заключается в том, что современный вуз — уни- кальная воспитательная среда взаимодействия участников образовательного процесса. С помощью развития социальной активности, лидерских качеств, эмоционального интеллекта, творческих навыков происходит формирование социальной ответственности студентов. Во многом данный процесс зависит от успешной социальной адаптации первокурсников. В статье нашли отражение критерии и уровни социальной адаптации первокурсников во внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова
- Ключевые слова: социальная адаптация
- критерии социальной адаптации
- уровни социальной адаптации
- воспитательная работа
- внеаудиторная деятельность
- формы внеаудиторной деятельности
- студенты
- социальная ответственность
- профессиональные навыки
- личностные навыки
- творческие коллективы
- общественная жизнь вуза. стандарт.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 197-207 |
УДК | 37.01:378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_197 |
В педагогической науке и практике социальная адаптация является одной из важнейших составляющих системы воспитания каждого высшего учебного заведения нашей страны, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие социальной активности личности, формирование собственного мнения и внутреннего стержня, эмоционального интеллекта. Поэтому от успеха социальной адаптации студентов зависит развитие уровня их социальной ответственности. В современных реалиях проблема формирования целостной, всесторонне развитой, социально активной и ответственной личности становится особенно актуальной [10].
Проблемами социальной адаптации занимались многие отечественные ученые. Педагог С. М. Вишнякова [5] под адаптацией человека понимала приспособление к нормам и условиям, которые опираются на показатели социальной и культурной среды и трудовой деятельности. Психолог С. С. Степанов [17] объясняет социальную адаптацию как динамичное приспособление к состоянию социальной среды путем усвоения норм и правил, принятых в обществе. Анализируя научные статьи, которые отражают современную ситуацию, можно отметить, что главной особенностью социальной адаптации ученые выделяют именно влияние на студента всех участников образовательного процесса и событий, благодаря которым происходит приспособление к условиям, формам, методам, технологиям всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Кандидат биологических наук З. А. Гагиева [6] отмечает, что в процессе успешной адаптации происходит самопринятие, которое наполняет внутренним чувством уверенности, спокойствием, ощущением принятия окружением, что, безусловно, благоприятно влияет на формирование социальной ответственности студентов. Социальная ответственность личности базируется на ее способности самостоятельно и осознанно исполнять обязанности и социальные роли, следовать требованиям общества [8].
Вопросами социальной адаптации занимались и зарубежные ученые. В своих работах немецкий социолог М. Вебер [4] убеждал, что индивид желает реализовать свои цели и связывает их с рациональными средствами их достижения. В этом отношении по М. Веберу адаптация выступает как самый удобный способ удовлетворения человеческих потребностей. Американский социолог Р. Мертон [21] утверждал, что адаптация зависит от социальных обстоятельств, среды, системы воспитания и многих других факторов. Американский социолог Т. Парсонс [14] ставит знак равенства между адаптацией и балансом сил в обществе. Литовский доктор социологических наук Г. Матулене [11] исследует адаптацию как взаимодействие среды и личности, которое представляет собой взаимосвязь между желаниями личности и направлением их удовлетворения окружающей социальной средой. Поэтому особенно важно развивать социальную ответственность личности. По мнению психологов Э. Берна [3] и Ф. Перлза [15], люди ответственны за свою жизнь, так как обладают способностью решать проблемы, думать и принимать решения о своей жизни и перспективах будущего.
Проанализировав отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам адаптации, можно сделать вывод, что адаптация — это процесс вхождения личности в культурную и социальную среду, сопровождающийся формированием важных личностных качеств.
И одним из главных таких качеств на современном этапе становится социальная ответственность.