Дата публикации: 01.01.2023

Формирование гражданской идентичности в условиях поликультурных отношений

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования гражданской идентичности среди населения страны. Акцент сделан на учащихся младшей и средней школы, так как основы толерантности, моральные принципы закладываются в младшем школьном возрасте. Рассмотрена глобализация с точки зрения экономических и социальных процессов. Дана эволюция философских взглядов на определение понятия гражданской идентичности. Гражданская идентичность понимается с учетом взглядов педагогов и философов разных эпох. Каждому индивиду обеспечена свобода выбора, в том числе и в вопросах идентификации. Процесс формирования личности проходит в биологической и социальной плоскости. Формирование гражданской идентичности является процессом крайне важным и ответственным, а также одним из ключевых направлений организации жизни общества, которое обеспечивает безопасность и оборону.




Вопросы организации общественной жизни и роли индивида в ней возникают с появлением общества как категории социальной жизни. Каждый индивид стремился понять свою роль в обществе. Так возникает понятие гражданской идентичности, которое сформировалось достаточно давно, но вопросами идентификации и формирования этого понятия ученые стали заниматься относительно недавно. Есть все основания говорить о гражданской идентичности как направлении в сфере образования. С развитием общества развивается и восприятие гражданской идентичности. Следовательно, характер общественных отношений в определенной степени обусловлен наличием гражданского образования.

Система образования Древней Греции делала акцент на формировании гражданской идентичности обучающихся. Платон [17; 18] говорит о важности образования в процессе формирования гражданской идентичности человека. Далее, в XVIII столетии, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Песталоцци, К. Гельвеций [6; 7; 16; 19; 20] говорят о формировании национальной гражданской идентичности через образование. С целью формирования и поддержания стабильного уровня гражданской идентичности необходимо обеспечить определенный процент образованного населения. В России такого мнения придерживался К. Д. Ушинский [25; 26]. Изучив труды представленных ученых, можно сделать вывод о том, что социум может существовать эффективно и развиваться гармонично лишь в том случае, если каждый конкретный индивид или большая часть общества будут пользоваться правом на образование. И далее, государство должно быть заинтересовано в предоставлении возможностей для получения образования населением с целью формирования его гражданской идентичности.

Общественные деятели XIX в. продолжают развивать эту идею, а также вносят новые аспекты в понимание гражданской идентичности. На фоне социально-экономических процессов, которые происходили в мире, мыслители пришли к пониманию несправедливости разделения общества на социальные классы, что стало барьером на пути формирования единства народа, и, как следствие, люди не могли всесторонне осознать свои права. Эти идеи нашли отражение в трудах западных мыслителей, таких как Р. Оуэн, К. Маркс и Ф. Энгельс [13; 15]. В этот исторический период российские ученые поддерживали мнение Запада относительно классового неравенства и отсутствия осознания прав личности. Наиболее выдающимися личностями представленного периода можно назвать В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова [2; 8]. Все перечисленные мыслители говорили о неважности материального положения человека и о равенстве всех в процессе обучения.

Социально-классовое неравенство, с одной стороны, и равенство перед знаниями, с другой — должны были привести к новой модели понимания гражданской идентичности, которую озвучил американский философ Д. Дьюи [9; 10; 11]. Его идеи стали принципиально новым направлением в сфере формирования гражданской идентичности через процесс образования. Основой его системы стало формирование демократического общества, где каждый формирует свое мнение без влияния со стороны. Здесь мы можем говорить об идее развития личности через возможность самовыражения, что в результате станет наиболее эффективным способом формирования гражданской идентичности каждого конкретного индивида. В данном случае отсутствует необходимость давления извне и навязывания общественно правильного мнения. В системе философских взглядов Д. Дьюи каждому конкретному индивиду необходимо прежде всего опираться на собственный жизненный опыт, а не руководствоваться опытом мыслителей и философов. Лишь таким образом возможно гармоничное формирование собственной гражданской позиции. Со своей стороны образование должно фокусироваться не на формировании отдельных навыков, а на достижении поставленных целей, даже незначительных. Речь идет о формировании не только умственных навыков, необходимых во взрослой жизни, но и моральных. Ребенок должен быть самостоятельным, с четко сформировавшейся системой взглядов. 

Современная российская гражданская идентичность во многом обусловлена именно идеологическими установками периода СССР. Этому вопросу уделяли особое внимание такие педагоги, как В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. [3; 4; 12; 23; 24; 28]. Все их труды описывают методы воспитания, организации коллективной деятельности. Но этих людей, как и их работы, объединяет общий призыв к формированию у детей чувства любви и уважения к Родине, семье, истории предков и всем людям. Искусство призвано раскрывать основы человечности и гражданственности [12; 14]. Педагоги говорят о том, что морально-нравственные ценности должны прививаться и формироваться не во взрослом возрасте, а в детстве, так как жизнь человека и его отношение к миру и окружающим зависит от того, насколько в его системе ценностей сформировались понятия о добре и зле. Речь идет о конкретных стратегиях и понятиях в процессе формирования гражданской идентичности.

Список литературы

1. Оуэн Р. Образование характера / Роберт Оуэн. — Одесса : Науч. б-ка, 1918. — 65 с.
2. Ямбург Е. А. Педагогический ансамбль школы / Е. А. Ямбург. — М. : Знание, 1987. — 80 с.
3. Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий // Избр. пед. соч. : в 2 т. — М., 1980. — Т. 2.
4. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические высказывания / Н. Г. Чернышевский. — М : Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 344 с.
5. Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский. — М. : Дрофа, 2005. — Кн. 4 : Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии (продолжение). — 544 c.
6. Ушинский К. Д. Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский. — М. : Дрофа, 2005. — Кн. 3 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — 560 c.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М. : Изд-во полит. лит., 2013. — 272 c.
8. С. Т. Шацкий: работа для будущего : Докум. повествование : Кн. для учителя / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
9. Соколов А. С. Вальс с Энергией Сотворения, или Педагогика XXI века / А. Соколов. — М. : Терра, 2015. — 216 c.
10. Сигети Й. Дени Дидро — выдающийся представитель воинствующего материализма XVIII века / Йожеф Сигети. — М. : Изд-во иностр. лит., 1963. — 160 c.
11. Руссо Ж.-Ж. Сочинения / Ж.-Ж. Руссо. — М. : Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2013. — 450 c.
12. Руссо Ж.-Ж. Pro et contra / Ж.-Ж. Руссо. — М. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. академии, 2005. — 832 c.
13. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. / Платон. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та : Изд-во Олега Абышко, 2014. — Т. 3, ч. 1. — 730 c.
14. Платон. Сочинения / Платон. — М. : Мультимедийное изд-во Стрельбицкого, 2013. — 271 c.
15. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения : в двух томах / И. Г. Песталоцци. — М. : Педагогика, 1981.
16. Абрамов Я. В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность / Яков Васильевич Абрамов. — М. : Книга по Требованию, 2011. — 920 c.
17. Невская С. С. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко : в 2 ч. / С. С. Невская. — М. : Акад. проект, 2006.
18. Маркс К. Избранные произведения : в 3 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Изд-во полит. лит., 1985.
19. Макаренко А. С. Избранные произведения : в 3 т. / А. С. Макаренко. — Киев : Радянська школа, 1983–1984.
20. Дьюи Д. Школы будущего / Д. Дьюи, Э. Дьюи ; с англ. Р. Ландсберг ; с предисл. автора И. Горбунова-Посадова. — 2-е изд. — Берлин : Гос. изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1922. — 178 с.
21. Дьюи Д. Введение в философию воспитания : пер. с англ. / Д. Дьюи ; авт. предисл. С. Шацкий. — М. : Коминтерн, 1921. — 62 с.
22. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления : монография / Д. Дьюи ; ред. Н. Д. Виноградов. — 2-е изд. — М. : Мир, 1909. — 199 с.
23. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические высказывания / Н. А. Добролюбов. — М : Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1983. — 448 c.
24. Дидро Д. Об искусстве / Дени Дидро. — М. : Искусство, 1936. — 2 т.
25. Гельвеций К. А. Об уме / К. А. Гельвеций. — М. : Географгиз : Гос. социал.-экон. изд-во, 1977. — 396 c.
26. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская [Электронный ресурс] / Т. В. Водолажская // Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. — Минск, 2003. — Режим доступа: <a href="http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/738/" target="_blank">http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/738/</a> identic
27. Блонский П. Аксиомы педагогического дилетантства : против течения / П. Блонский // Вестн. воспитания. — 1917. — № 6/7. — С. 1–22.
28. Блонский П. Задачи и методы народной школы / П. Блонский // Вестн. воспитания. — 1916. — № 1. — С. 1–36 (начало; окончание следует).
29. Белинский В. Г. Избранные произведения / В. Г. Белинский. — М. : Гос. учеб.пед. изд-во БССР, 2008. — 438 c.

Остальные статьи