Формирование гражданской идентичности в условиях поликультурных отношений
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования гражданской идентичности среди населения страны. Акцент сделан на учащихся младшей и средней школы, так как основы толерантности, моральные принципы закладываются в младшем школьном возрасте. Рассмотрена глобализация с точки зрения экономических и социальных процессов. Дана эволюция философских взглядов на определение понятия гражданской идентичности. Гражданская идентичность понимается с учетом взглядов педагогов и философов разных эпох. Каждому индивиду обеспечена свобода выбора, в том числе и в вопросах идентификации. Процесс формирования личности проходит в биологической и социальной плоскости. Формирование гражданской идентичности является процессом крайне важным и ответственным, а также одним из ключевых направлений организации жизни общества, которое обеспечивает безопасность и оборону.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 251-259 |
УДК | 316.436.36 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_251 |
Вопросы организации общественной жизни и роли индивида в ней возникают с появлением общества как категории социальной жизни. Каждый индивид стремился понять свою роль в обществе. Так возникает понятие гражданской идентичности, которое сформировалось достаточно давно, но вопросами идентификации и формирования этого понятия ученые стали заниматься относительно недавно. Есть все основания говорить о гражданской идентичности как направлении в сфере образования. С развитием общества развивается и восприятие гражданской идентичности. Следовательно, характер общественных отношений в определенной степени обусловлен наличием гражданского образования.
Система образования Древней Греции делала акцент на формировании гражданской идентичности обучающихся. Платон [17; 18] говорит о важности образования в процессе формирования гражданской идентичности человека. Далее, в XVIII столетии, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Песталоцци, К. Гельвеций [6; 7; 16; 19; 20] говорят о формировании национальной гражданской идентичности через образование. С целью формирования и поддержания стабильного уровня гражданской идентичности необходимо обеспечить определенный процент образованного населения. В России такого мнения придерживался К. Д. Ушинский [25; 26]. Изучив труды представленных ученых, можно сделать вывод о том, что социум может существовать эффективно и развиваться гармонично лишь в том случае, если каждый конкретный индивид или большая часть общества будут пользоваться правом на образование. И далее, государство должно быть заинтересовано в предоставлении возможностей для получения образования населением с целью формирования его гражданской идентичности.
Общественные деятели XIX в. продолжают развивать эту идею, а также вносят новые аспекты в понимание гражданской идентичности. На фоне социально-экономических процессов, которые происходили в мире, мыслители пришли к пониманию несправедливости разделения общества на социальные классы, что стало барьером на пути формирования единства народа, и, как следствие, люди не могли всесторонне осознать свои права. Эти идеи нашли отражение в трудах западных мыслителей, таких как Р. Оуэн, К. Маркс и Ф. Энгельс [13; 15]. В этот исторический период российские ученые поддерживали мнение Запада относительно классового неравенства и отсутствия осознания прав личности. Наиболее выдающимися личностями представленного периода можно назвать В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова [2; 8]. Все перечисленные мыслители говорили о неважности материального положения человека и о равенстве всех в процессе обучения.
Социально-классовое неравенство, с одной стороны, и равенство перед знаниями, с другой — должны были привести к новой модели понимания гражданской идентичности, которую озвучил американский философ Д. Дьюи [9; 10; 11]. Его идеи стали принципиально новым направлением в сфере формирования гражданской идентичности через процесс образования. Основой его системы стало формирование демократического общества, где каждый формирует свое мнение без влияния со стороны. Здесь мы можем говорить об идее развития личности через возможность самовыражения, что в результате станет наиболее эффективным способом формирования гражданской идентичности каждого конкретного индивида. В данном случае отсутствует необходимость давления извне и навязывания общественно правильного мнения. В системе философских взглядов Д. Дьюи каждому конкретному индивиду необходимо прежде всего опираться на собственный жизненный опыт, а не руководствоваться опытом мыслителей и философов. Лишь таким образом возможно гармоничное формирование собственной гражданской позиции. Со своей стороны образование должно фокусироваться не на формировании отдельных навыков, а на достижении поставленных целей, даже незначительных. Речь идет о формировании не только умственных навыков, необходимых во взрослой жизни, но и моральных. Ребенок должен быть самостоятельным, с четко сформировавшейся системой взглядов.
Современная российская гражданская идентичность во многом обусловлена именно идеологическими установками периода СССР. Этому вопросу уделяли особое внимание такие педагоги, как В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. [3; 4; 12; 23; 24; 28]. Все их труды описывают методы воспитания, организации коллективной деятельности. Но этих людей, как и их работы, объединяет общий призыв к формированию у детей чувства любви и уважения к Родине, семье, истории предков и всем людям. Искусство призвано раскрывать основы человечности и гражданственности [12; 14]. Педагоги говорят о том, что морально-нравственные ценности должны прививаться и формироваться не во взрослом возрасте, а в детстве, так как жизнь человека и его отношение к миру и окружающим зависит от того, насколько в его системе ценностей сформировались понятия о добре и зле. Речь идет о конкретных стратегиях и понятиях в процессе формирования гражданской идентичности.