Дата публикации: 01.01.2023

Педагогические условия процесса изучения общего и особенного в формировании культуры межэтнических отношений школьников

Аннотация

В статье рассматривается проблема, связанная с формированием основ культуры межэтнических отношений школьников. Представлен феномен «общее и особенное» в контексте культуры народов совместного и сопредельного проживания, объединенных межэтнической духовной близостью в связи с единым месторазвитием, кормящим ландшафтом, комплементарностью. Обоснованы факторы, педагогические условия процесса изучения общего и особенного, способствующие познанию и пониманию культуры народов России и мира, формированию, сохранению и развитию устойчивых добрососедских отношений с представителями сопредельных государств.




Формирование основ культуры межэтнических отношений школьников в наше время остается одним из наиболее сложных вопросов в теории и практике воспитания, объясняемым многомерностью данных  отношений, в частности, в условиях нахождения народов на одной географической территории. В данном контексте успех реализации задачи образования во многом зависит от правильно обоснованных педагогических условий, учитывающих не только общие, но и особенные ценностные ориентации в культуре народов, факторы и направленности процесса изучения общего и особенного, что является основой деятельности учителя, умеющего ставить как стратегические, так и тактические цели «формирования отношения человека к ситуации, к себе, к другому (принадлежащему, в частности, к другому этносу), к другому, но не как принципиально другому, а как к иному в единстве общечеловеческих интересов» [1, с. 80].

Этнопедагогические полевые исследования, практикуемые нами более 20 лет, понимаются как тип исследования, в ходе которого собираются данные о реальных событиях (ситуациях, процессах, явлениях) в том месте, где они происходят. Изучение общих и особенных ценностных ориентаций народов, проживающих на обширной территории Южной Сибири (алтайцы, русские старообрядцы, тувинцы, хакасы) и Западной Монголии с многонациональным составом населения, позволяет определить общее и особенное как историко-культурный и психологический феномен, вбирающий в себя знания, отражающие этнический/межэтнический опыт, результаты реальной деятельности в условиях совместного и сопредельного проживания; смыслы, отражающие мировоззрение, ценностные ориентации, сознание и память этносов; духовный элемент сознания, воспринимающий информацию и превращающий ее в формирующую культуру отношения человека к себе и к другим (иным), к семье, культуре, языку, предметам внешнего мира, родному народу, государству и т. д.

Культура межэтнических отношений в настоящей статье рассматривается как один из видов (подсистема): общей культуры, интегрированное свойство личности, выражающееся в осознании ею реальности культурного многообразия с общими и особенными доминантами; своих гражданских обязанностей перед собой и другим (иным), перед обществом, народом, государством; способности и готовности вступать в гуманное взаимодействие с представителями разных национальностей.

Как известно, в философии понятие «условие» трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия)» [13, с. 469].

С точки зрения С. И. Ожегова, условие понимается как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; как правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; как обстановка, в которой что-нибудь происходит (см.: [5, с. 685]).

Список литературы

1. Бондырева С. К. Я в поисках своей идентичности и специфика идентификации в современном мире / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2016. — № 3. — С. 75–84.
2. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко. — Волгоград : Перемена, 2000. — 223 с.
3. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова [и др.] ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — 336 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. — 9 изд. — М. : Академия, 2004. — 456 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю.Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. — 23-е изд., испр. — М. : Рус. яз., 1991. — 915 с.
6. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. — М. : Педагогика, 1987. — 144 с.
7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М. : Логос, 1999. — 271 с.
8. Сундуй Г. Д. «Улусчу ужурлар» деп шенелделиг өөредилге эртеминиң 1-6 класстарга чижек программазы // Улусчу педагогика. Чижек программалар. — Кызыл, 1995. — С. 7–27.
9. Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар : 1-2 класстарга шенелделиг өөредилге-номчулга ному / Г. Д. Сундуй. — Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2003. — 151 с.
10. Сундуй Г. Д. Улусчу педагогика: «Улусчу ужурлар» деп 1-6 класстарның шенелделиг өөредилге-номчулга номнарынга эртем-методиктиг сүмелер / Г. Д. Сундуй, Г. К. Ондар. — Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2004. — 141с.
11. Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар : 3-4 класстарга шенелделиг өөредилге-номчулга ному / Г. Д. Сундуй. — Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2004. — 141 с.
12. Сундуй Г. Д. Улусчу ужурлар : 5-6 класстарга шенелделиг өөредилге-номчулга ному / Г. Д. Сундуй. — Кызыл : Тув. кн. изд-во, 2005. —154 с.
13. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 576 с.
14. Хузиахметов А. Н. Проблемы социализации и развития культуры учащейся молодежи / А. Н. Хузиахметов // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 2. — С. 121–127.

Остальные статьи