Педагогические условия процесса изучения общего и особенного в формировании культуры межэтнических отношений школьников
Аннотация
В статье рассматривается проблема, связанная с формированием основ культуры межэтнических отношений школьников. Представлен феномен «общее и особенное» в контексте культуры народов совместного и сопредельного проживания, объединенных межэтнической духовной близостью в связи с единым месторазвитием, кормящим ландшафтом, комплементарностью. Обоснованы факторы, педагогические условия процесса изучения общего и особенного, способствующие познанию и пониманию культуры народов России и мира, формированию, сохранению и развитию устойчивых добрососедских отношений с представителями сопредельных государств.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 235-244 |
УДК | 37.034 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_235 |
Формирование основ культуры межэтнических отношений школьников в наше время остается одним из наиболее сложных вопросов в теории и практике воспитания, объясняемым многомерностью данных отношений, в частности, в условиях нахождения народов на одной географической территории. В данном контексте успех реализации задачи образования во многом зависит от правильно обоснованных педагогических условий, учитывающих не только общие, но и особенные ценностные ориентации в культуре народов, факторы и направленности процесса изучения общего и особенного, что является основой деятельности учителя, умеющего ставить как стратегические, так и тактические цели «формирования отношения человека к ситуации, к себе, к другому (принадлежащему, в частности, к другому этносу), к другому, но не как принципиально другому, а как к иному в единстве общечеловеческих интересов» [1, с. 80].
Этнопедагогические полевые исследования, практикуемые нами более 20 лет, понимаются как тип исследования, в ходе которого собираются данные о реальных событиях (ситуациях, процессах, явлениях) в том месте, где они происходят. Изучение общих и особенных ценностных ориентаций народов, проживающих на обширной территории Южной Сибири (алтайцы, русские старообрядцы, тувинцы, хакасы) и Западной Монголии с многонациональным составом населения, позволяет определить общее и особенное как историко-культурный и психологический феномен, вбирающий в себя знания, отражающие этнический/межэтнический опыт, результаты реальной деятельности в условиях совместного и сопредельного проживания; смыслы, отражающие мировоззрение, ценностные ориентации, сознание и память этносов; духовный элемент сознания, воспринимающий информацию и превращающий ее в формирующую культуру отношения человека к себе и к другим (иным), к семье, культуре, языку, предметам внешнего мира, родному народу, государству и т. д.
Культура межэтнических отношений в настоящей статье рассматривается как один из видов (подсистема): общей культуры, интегрированное свойство личности, выражающееся в осознании ею реальности культурного многообразия с общими и особенными доминантами; своих гражданских обязанностей перед собой и другим (иным), перед обществом, народом, государством; способности и готовности вступать в гуманное взаимодействие с представителями разных национальностей.
Как известно, в философии понятие «условие» трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия)» [13, с. 469].
С точки зрения С. И. Ожегова, условие понимается как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; как правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; как обстановка, в которой что-нибудь происходит (см.: [5, с. 685]).