Дата публикации: 01.01.2023

Эстетические ценности и формирование этнокультурной идентичности учащейся молодежи

Аннотация

В статье анализируется взаимодействие понятий «эстетические ценности» и «этнокультурная идентичность». Показана первичность в жизни человека «эстетического отношения» к природе, самому себе на примере развития предпочтений и музыкальных вкусов студенческой молодежи — представите223 лей разных этносов. Использование набора оценочных авторских шкал музыкального восприятия позволило установить, что эстетические предпочтения и оценка студентами — представителями различных этносов музыкальных произведений не всегда зависят от этнической окрашенности музыки. Вместе с тем наличие системы эстетических ценностей является стимулом формирования этнокультурной идентичности человека.




В наше время взаимосвязь понятий «человек», «эстетические ценности», «мир человека» и «этнокультурная идентичность» не требует особых пояснений. Ведь «мое» отношение к окружающему миру проявляется через эстетическое отношение (С. Л. Рубинштейн), фиксируя его в системе эстетических ценностей. В картине мира современного человека эстетическое отношение как ценность занимает одно из ведущих мест. Так, «утверждая созерцательное, непрагматическое отношение человека к миру, мы утверждаем вместе с тем и эстетическое отношение к человеку (выделено мною. — В. М.), и необходимость этого отношения как условие полноценного, радостного человеческого существования» [8, с. 401]. По словам С. Л. Рубинштейна, в «эстетическом» как раз и проявляется «величайшая заинтересованность человеческого существа в сущности любого явления, в нем самом, а не только в его служебной функции» [там же, с. 401]. Вместе с тем в условиях современной социокультурной ситуации, обострения межкультурных взаимодействий на наличие системы взглядов, обычаев, традиций и ценностей человека оказывает значительное влияние его принадлежность к определенному этносу. В дальнейшем в статье мы рассмотрим взаимоотношение понятий «система эстетических ценностей» и «этнокультурная идентичность» личности.

Итак, ценность — это всегда важность, значимость чего-либо для человека. Внешне ценность выступает как свойство предметов или явлений действительности. Однако значимость и полезность таким предметам или явлениям присущи не от природы, а потому, что они являются субъективными оценками конкретных свойств, которые присутствуют в социальных отношениях индивида. Тем самым система ценностей играет значительную роль в предметной и социальной жизни человека, фиксируя его различное отношение к окружающим предметам и явлениям [13; 14; 15; 16].

В отечественной научной литературе проблема ценностей активно разрабатывалась в 60–70-е гг. прошлого века (В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий, А. А. Ивин, М. С. Каган, Т. Б. Любимова, Л. Н. Столович, В. П. Тугаринов, Н. Чавчавадзе и др.). В 80-е гг. прошлого века последовал новый подъем интереса к проблеме ценностей в исследованиях А. В. Гулыги, В. П. Крутоуса, В. И. Толстых. Понятие ценностей в научной литературе определялось как «способы и критерии, на основании которых происходит сама процедура оценивания… установки, оценки, императивы, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений» [10, с. 765].

В современном толковании термином «эстетические ценности» обозначают объекты эстетического отношения в их положительном значении для человека. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается ее источник, основа, сущность. Это могут быть: бог (Фома Аквинский, неотомизм); идея (Платон, Гегель); чувства человека (Дж. Сантаяна, Д. Дьюи); «ирреальное» (Н. Гартман); природная закономерность (Э. Берк, У. Хогарт); антропологически понимаемая сущность человека (Л. Фейербах) или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественноисторической практики [3; 6; 9; 10; 11; 12].

В центре системы ценностей, ценностного отношения человека к миру предметов и явлений действительности лежат нормативные представления, нормы, с позиции которых он оценивает те или иные предметы (объекты) как значимые или незначимые для себя. Парадокс понятия ценностей заключается в том, что индивидуальные ценности, являясь одновременно «проекцией» общественных ценностей, социальных взглядов и отношений на сознание личности, в то же время представляют собой неповторимую констелляцию убеждений, оценочных суждений, ассоциаций, норм по жизненно значимым для человека вопросам. То, каким образом претворяются в сознании человека (а затем и в его деятельности) социальные ценности, как раз и становится истинным показателем уровня развития системы ценностей индивида: «…ценность предмета определяется его ролью в социальном взаимодействии… Социальные ценности формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели» [2, с. 459].

Список литературы

1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин ; сост. С. Бочаров, В. Кожинов. — М. : Худож. лит., 1986. — 543 с.
2. Большой толковый психологический словарь : пер. с англ. / А. Ребер. — М. : АСТ : Вече, 2001. — Т. 2. — 560 с.
3. Знаков В. В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия / В. В. Знаков // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В. В. Знакова, Г. В. Залевского. — М., 2008. — С. 83–94.
4. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. — М. : Таланты — ХХI век, 2004. — 496 с.
5. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В. В. Константинов. — СПб. : Питер, 2006. — 272 с.
6. Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> esthetiks.ru/author/estks (дата обращения: 19.10.2022).
7. Мозгот В. Г. Проблемы развития способностей учащихся в музыкальной деятельности / В. Г. Мозгот // Психология способностей и одаренности : сб. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. [24–25 нояб. 2022 г.] / под науч. ред. В. А. Мазилова. — Ярославль, 2022. —
8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.
9. Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности / Н. Р. Салихова. — Казань : КГУ, 2010. — 452 с.
10. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. А. Ф. Ильичев [и др. ]. — М. : Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
11. Шихирев П. Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев. — М. : Ин-т психологии РАН : КСП + ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 448 с.
12. Allport G. W. The historical background of modern social psychology / G. W. Allport // Handboock of Social Psychology / ed. by G. Lindzey. — Reding, MA, 1954. — Vol. 1. — P. 3–56.
13. Allport G. A study of values / G. W. Allport, P. E. Vernon, G. Lindzey. — 3rd ed. — Boston : Honghton Mifflin, 1960. — 19 p.
14. Blacking J. A commonsense view of all music : Reflections on Percy Grainger’s contribution to ethnomusicology a. music education / John Blacking. — Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2009. — 216 p.
15. Rokeach M. The nature of human values / M. Rokeach. — N. Y. : Free Press, 1973. — 438 p.
16. Schwartz S. H. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values / S. H. Schwartz, W. Bilsky // J. of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol. 58, № 5. — P. 550–562.

Остальные статьи