Эстетические ценности и формирование этнокультурной идентичности учащейся молодежи
Аннотация
В статье анализируется взаимодействие понятий «эстетические ценности» и «этнокультурная идентичность». Показана первичность в жизни человека «эстетического отношения» к природе, самому себе на примере развития предпочтений и музыкальных вкусов студенческой молодежи — представите223 лей разных этносов. Использование набора оценочных авторских шкал музыкального восприятия позволило установить, что эстетические предпочтения и оценка студентами — представителями различных этносов музыкальных произведений не всегда зависят от этнической окрашенности музыки. Вместе с тем наличие системы эстетических ценностей является стимулом формирования этнокультурной идентичности человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 222-235 |
УДК | 394.18.7.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_222 |
В наше время взаимосвязь понятий «человек», «эстетические ценности», «мир человека» и «этнокультурная идентичность» не требует особых пояснений. Ведь «мое» отношение к окружающему миру проявляется через эстетическое отношение (С. Л. Рубинштейн), фиксируя его в системе эстетических ценностей. В картине мира современного человека эстетическое отношение как ценность занимает одно из ведущих мест. Так, «утверждая созерцательное, непрагматическое отношение человека к миру, мы утверждаем вместе с тем и эстетическое отношение к человеку (выделено мною. — В. М.), и необходимость этого отношения как условие полноценного, радостного человеческого существования» [8, с. 401]. По словам С. Л. Рубинштейна, в «эстетическом» как раз и проявляется «величайшая заинтересованность человеческого существа в сущности любого явления, в нем самом, а не только в его служебной функции» [там же, с. 401]. Вместе с тем в условиях современной социокультурной ситуации, обострения межкультурных взаимодействий на наличие системы взглядов, обычаев, традиций и ценностей человека оказывает значительное влияние его принадлежность к определенному этносу. В дальнейшем в статье мы рассмотрим взаимоотношение понятий «система эстетических ценностей» и «этнокультурная идентичность» личности.
Итак, ценность — это всегда важность, значимость чего-либо для человека. Внешне ценность выступает как свойство предметов или явлений действительности. Однако значимость и полезность таким предметам или явлениям присущи не от природы, а потому, что они являются субъективными оценками конкретных свойств, которые присутствуют в социальных отношениях индивида. Тем самым система ценностей играет значительную роль в предметной и социальной жизни человека, фиксируя его различное отношение к окружающим предметам и явлениям [13; 14; 15; 16].
В отечественной научной литературе проблема ценностей активно разрабатывалась в 60–70-е гг. прошлого века (В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий, А. А. Ивин, М. С. Каган, Т. Б. Любимова, Л. Н. Столович, В. П. Тугаринов, Н. Чавчавадзе и др.). В 80-е гг. прошлого века последовал новый подъем интереса к проблеме ценностей в исследованиях А. В. Гулыги, В. П. Крутоуса, В. И. Толстых. Понятие ценностей в научной литературе определялось как «способы и критерии, на основании которых происходит сама процедура оценивания… установки, оценки, императивы, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений» [10, с. 765].
В современном толковании термином «эстетические ценности» обозначают объекты эстетического отношения в их положительном значении для человека. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается ее источник, основа, сущность. Это могут быть: бог (Фома Аквинский, неотомизм); идея (Платон, Гегель); чувства человека (Дж. Сантаяна, Д. Дьюи); «ирреальное» (Н. Гартман); природная закономерность (Э. Берк, У. Хогарт); антропологически понимаемая сущность человека (Л. Фейербах) или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественноисторической практики [3; 6; 9; 10; 11; 12].
В центре системы ценностей, ценностного отношения человека к миру предметов и явлений действительности лежат нормативные представления, нормы, с позиции которых он оценивает те или иные предметы (объекты) как значимые или незначимые для себя. Парадокс понятия ценностей заключается в том, что индивидуальные ценности, являясь одновременно «проекцией» общественных ценностей, социальных взглядов и отношений на сознание личности, в то же время представляют собой неповторимую констелляцию убеждений, оценочных суждений, ассоциаций, норм по жизненно значимым для человека вопросам. То, каким образом претворяются в сознании человека (а затем и в его деятельности) социальные ценности, как раз и становится истинным показателем уровня развития системы ценностей индивида: «…ценность предмета определяется его ролью в социальном взаимодействии… Социальные ценности формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели» [2, с. 459].