Дата публикации: 01.01.2023

Реверсивное наставничество как проблема и перспективная образовательная технология студентов

Аннотация

Вопрос оптимизации образовательного процесса на всех уровнях и, в особенности, в школе, очевидно, никогда не выйдет из разряда актуальных. Сегодня для его решения предлагаются различные технологии и схемы, одной из которых являются разновидности наставничества, включая реверсивное. Рассматривая его, авторы предлагают собственное понимание и определение, анализируют его теоретические основы, параметры эффективности и авторскую модель реализации в школе в условиях тьюторского сопровождения.




Введение

Реверсивное наставничество — это особая форма классического наставничества. Генезис этой концепции следует отнести к первой половине 1980-х гг. Именно тогда, в 1983 г., вышла публикация Кэти Крам «Фазы взаимоотношений с наставником» [20], которую справедливо рассматривают как важную отправную точку для обсуждения и которая до сих пор является одной из самых влиятельных публикаций в этой области. С того времени наставничество стало признанным методом развития персонала в организациях и было сгенерировано множество различных определений наставничества, отражающих значительное количество контекстов (например, фирмы, университеты, медицинские учреждения и пр.), где используется эта концепция. Поэтому стандартное определение наставничества предложить непросто, скорее можно проанализировать фундаментальные элементы, характеризующие этот процесс для выявления его специфических признаков и черт.

Именно по такому пути пошли участники творческого коллектива под руководством Д. Л. Хаггарда, которые рассмотрели этот вопрос и проанализировали определения наставничества, используемые исследователями в 124 научных исследованиях, посредством чего и определили следующие его элементы (см.: [31, p. 280–304]): 1) взаимность социальных отношений между наставником и по допечным;

2) преимущества развития, связанные с работой и/или карьерой подопечного, а также преимущества для наставников, получающих выгоду от партнерства в области обучения;

3) регулярное/последовательное взаимодействие наставника и подопечного.

Список литературы

1. 14. Gagné R. M. Principles of Instructional Design / R. M. Gagné, L. G. Briggs, W. W. Wager.— 2nd ed. — Tokyo : Harcourt Brace College Publishers, 2021. — 392 p.
2. 15. Gubler S. M. Reverse Mentoring in the Classroom : A Qualitative Study : Theses and Dissertations / S. M. Gubler. — Brigham Young University, 2019. — 110 р.
3. 16. Higgins M. C. Reconceptualizing mentoring at work: a developmental network perspective / M. C. Higgins, K. E. Kram // Acad. Manage. Rev. — 2001. — Vol. 26, № 2. — P. 264–288.
4. 17. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships / J. Jones // Int. J. Evid. Based Coach. Mentor. — 2012. — Vol. 10, № 1. — P. 57–72.
5. 18. Kato S. Promoting mutual learning in reverse mentoring : Professional development for experienced educators / S. Kato // OnCUE Journal. — 2018. — Vol. 11, № 1. — P. 68–80.
6. 19. Knowles M. S. The Adult Learner : The definitive classic in adult education and human resource development / M. S. Knowles, E. F. Holton III, R. A. Swanson. — 6th ed. — Woburn, MA : Butterworth-Heinemann, 2018. — 391 p.
7. 20. Kram K. E. Phases of the mentor relationship / K. E. Kram // Acad. Manage. J. — 1983. — Vol. 26, № 4. — P. 608–625.
8. 21. Kram K. E. Mentoring at Work : Developmental Relationships in Organizational Life / K. E. Kram. — 3rd ed. — Glenview, IL : Scott Foresman, 2015. — 608 p.
9. 22. Levinson D. The Season of a Man´s Life / D. Levinson. — 4th ed. — N. Y., NY : Random House, 2018. — 367 p.
10. 23. Markowitsch J. Handbuch praxisorientierter Hochschulbildung / J. Markowitsch, K. Messerer, M. Prokopp. — Wien : Facultas, 2004. — 142 p.
11. 24. Meister C. Mentoring Millennials / C. Meister, K. Willyerd // Harv. Bus. Rev. — 2010. — Vol. 88, № 5. — P. 68–72.
12. 25. Mezirow J. Transformative Learning in Practice : Insights from Community, Workplace, and Higher Education / J. Mezirow, E. W. Taylor. — 2nd ed. — San Francisco, CA : John Wiley and Sons, 2019. — 30 p.
13. 26. Noufou Q. Measuring and exploring factors affecting students willingness to engage in peer mentoring / Q. Noufou, D. Rezania, M. Hossain // International J. Mentor. Coach. Educ.— 2013.— Vol. 3, № 2. — P. 141–157.
14. 27. Porras N. I. Reverse mentoring and peer coaching as professional development strategies / N. I. Porras, L. S. Díaz, M. M. Nieves // Colombian Applied Linguistics J.— 2018.— Vol. 20, №2.— P. 169–183.
15. 28. Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource] / М. Prensky // Horiz. MCB Univ. Press. — 2021. — Vol. 9, № 5. — Mode of access: <a href="https://marcprensky.com/" target="_blank">https://marcprensky.com/</a> writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.
16. 29. Schmid B. Einführung in das systemische Mentoring / B. Schmid, N. Haasen. — 2nd ed. — Heidelberg: Carl-Auer, 2021. — 8 p.
17. 30. Wenger E. Communities of Practice. Learning, Meaning, and Identity / E. Wenger. — 2nd ed. — Cambridge, MA : Cambridge University Press, 2018. — 336 p.
18. 31. Who Is a Mentor? A Review of Evolving Definitions and Implications for Research / D. L. Haggard [et al.] // J. Manag. — 2011. — Vol. 37. — P. 280–304.
19. 32. Ziegler А. Mentoring : Konzeptionelle Grundlagen und Wirksamkeitsanalyse / A. Ziegler // Mentoring: Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen. — Lengerich, 2009. — P. 7–30.
20. 33. Ziegler A. Wo steht die Mentoringforschung im Hype-Zyklus? Resultate eines Literaturüberblicks / A. Ziegler, D. Schimke, H. Stöger // Mentoring : Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen / ed. by H. Stöger [et al.]. — 2
21. 34. Zimbardo P. G. Lernen in Psychologie / P. G. Zimbardo. — 3rd ed. — Berlin : SpringerVerlag, 2012. — 907 p.
22. 1. Базарнова Н. Д. Наставничество молодых учителей в условиях дистанционного обучения / Н. Д. Базарнова, О. А. Катушенко // Изв. Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота: психол.-пед. науки. — 2020. — № 4. — С. 92–94.
23. Bazarnova N. D. Nastavnichestvo molody`x uchitelej v usloviyax distancionnogo obucheniya / N. D. Bazarnova, O. A. Katushenko // Izv. Balt. gos. akad. ry`bopromy`slovogo flota: psixol.-ped. nauki. — 2020. — № 4. — S. 92–94.
24. 2. Глухов А. П. Межпоколенческий цифровой разрыв: профили социально-сетевой цифровой грамотности, реверсивное наставничество и практики платформенной отстройки / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Mediaобразование: медиа как тотальная повседневность : мате
25. Gluxov A. P. Mezhpokolencheskij cifrovoj razry`v: profili social`no-setevoj cifrovoj gramotnosti, reversivnoe nastavnichestvo i praktiki platformennoj otstrojki / A. P. Gluxov, Yu.M.Staxovskaya // Mediaobrazovanie: media kak total`naya povsednevnost` : ma
26. 3. Грязнова Е. Р. Трансформация института наставничества: объективная реальность и мифы / Е. Р. Грязнова // Проф. ориентация. — 2018. — № 1. — С. 39–43.
27. Gryaznova E. R. Transformaciya instituta nastavnichestva: ob``ektivnaya real`nost` i mify` / E. R. Gryaznova // Prof. orientaciya. — 2018. — № 1. — S. 39–43.
28. 4. Коломийченко Л. В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / Л. В. Коломийченко // Перм. пед. журн. — 2010. — № 1. — С. 19–23.
29. Kolomijchenko L. V. Organizaciya innovacionnoj deyatel`nosti v uchrezhdeniyax obrazovaniya / L. V. Kolomijchenko // Perm. ped. zhurn. — 2010. — № 1. — S. 19–23.
30. 5. Локтюхина Н. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт / Н. В. Локтюхина, У. А. Назарова, С. В. Шабаева // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — Т. 4. — С. 136–151.
31. Loktyuxina N. V. Razvitie sistemy` nastavnichestva: rossijskij i zarubezhny`j opy`t / N. V. Loktyuxina, U. A. Nazarova, S. V. Shabaeva // Neprery`vnoe obrazovanie: XXI vek. — 2019. — T. 4. — S. 136–151.
32. 6. Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях / И. В. Резанович // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. — 2021. — № 1. — С. 66–69.
33. Rezanovich I. V. Mnogourovnevoe nastavnichestvo i modeli ego realizacii v obrazovatel`ny`x organizaciyax / I. V. Rezanovich // Izv. Voronezh. gos. ped. un-ta. — 2021. — № 1. — S. 66–69.
34. 7. Ройтблат О. В. Наставничество как один из инструментов реализации непрерывного образования взрослых / О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Непрерывное образование. — 2018. — № 3. — С. 14–17.
35. Rojtblat O. V. Nastavnichestvo kak odin iz instrumentov realizacii neprery`vnogo obrazovaniya vzrosly`x / O. V. Rojtblat, N. N. Surtaeva // Neprery`vnoe obrazovanie. — 2018. — № 3. — S. 14–17.
36. 8. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. — 2012. — № 18. — С. 196–201.
37. Filatova E. V. Organizaciya nastavnichestva kak formy` social`nogo partnerstva v oblasti professional`nogo obrazovaniya / E. V. Filatova // Vestn. Kemerov. gos. un-ta kul`tury` i iskusstv. — 2012. — № 18. — S. 196–201.
38. 9. Bloomberg. Building tomorrow’s talent : Collaboration can close emerging skills gap [Electronic resource]. — 2018. — Mode of access: <a href="https://www.bna.com/uploadedFiles/BNA_V2/" target="_blank">https://www.bna.com/uploadedFiles/BNA_V2/</a> Micro_Sites/2018/Future_of_Work/Work day%20Bloomberg%20Build-Tomorrow-Talent_
39. 10. Crow G. M. A critical-constructivist perspective on mentoring and coaching for leadership / G. M. Crow // The Sage Handbook of Mentoring and Coaching in Education / ed. by C. Fletcher, C. Mullen. — Thousand Oaks, CA, 2012. — P. 228–242.
40. 11. Dardouri M. From reverse mentoring to collaborative communities’ emergence : A career capital perspective [Electronic resource] / M. Dardouri // 2nd International Symposium of the Research Group on Collaborative Spaces. — London, 2018. — Mode of acces
41. 12. Dominguez N. Mentoring frameworks : Synthesis an critique / N. Dominguez, M. Hager // Int. J. Mentor. Coach. Educ. — 2013. — Vol. 2, № 3. — P. 171–189.
42. 13. Ferguson L. Student teachers’ beliefs about learning, teaching, and teaching knowledge : A qualitative study / L. Ferguson, I. Bråten // Teacher Education and Practice. — 2018. — Vol. 31, №3. — P. 348–365.

Остальные статьи