Дата публикации: 01.10.2022

О воспитании жгучей ненависти к врагу у красноармейцев и краснофлотцев в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Часть 3: пропаганда и агитация

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы командиров и политорганов по воспитанию ненависти к немецко-фашистским агрессорам в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов, показана значимость этого опыта для современной военно-политической работы в армии и на флоте.




Как известно, пропаганда и агитация являлись важным средством идейно-воспитательной работы в армии и на флоте в годы Великой Отечественной войны. Ее сердцевиной являлось формирование у красноармейцев и краснофлотцев патриотического сознания, воспитание их в духе жгучей ненависти к врагам социалистической Родины. В годы Великой Отечественной войны она имела в своем арсенале различные средства, формы и методы [5].

Устная агитация занимала центральное место в работе по воспитанию у военнослужащих армии и флота ненависти к немецким оккупантам. При этом, являясь частью агитационно-массовой работы, она обладала как общими чертами, присущими другим формам массово-политической работы в годы войны, так и специфическими особенностями. Главной ее особенностью являлось то, что она основывалась на конкретных примерах и фактах зверств врага и реализовывалась при непосредственном общении с личным составом, на личных контактах лектора, агитатора с воинами, выступала активным средством формирования ненависти к агрессору, давала возможность непосредственно соединять теорию с практикой, поднимать конкретные задачи и дела до уровня партийного освещения [1].

В годы войны устная агитация, воспитывающая ненависть к фашистским захватчикам, обладала гибкостью, многогранностью и подвижностью форм, что позволяло ей проникнуть в сердцевину воинской службы, решительно вести борьбу за повышение боевой активности воинов в целях достижения победы над ненавистным врагом.

Опыт показывает, что качество и размах агитационно-пропагандистской работы во многом зависел от того, какая теоретическая и методическая работа проводилась непосредственно с агитаторами и пропагандистами. Командиры, политорганы и партийные организации при руководстве работой агитаторов и пропагандистов уделяли большое внимание вопросам воспитания ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Эти вопросы всесторонне обсуждались на сборах и семинарах агитаторов, руководителей групп политических занятий в частях и на кораблях. При этом вся политико-воспитательная работа в годы войны сосредоточивалась в подразделении. Именно здесь организовывалась и проводилась основная работа по политическому и воинскому воспитанию. Здесь происходили мероприятия, воспитывающие у воинов ненависть к врагу, здесь осуществлялась работа агитаторов. В подразделениях применялись разнообразные формы устной агитации, воспитывающие жгучую ненависть к немецким захватчикам, среди них: лекции, доклады, политические информации, индивидуальные и групповые беседы, обсуждения статей, митинги, красноармейские и краснофлотские собрания, вечера вопросов и ответов и др.

Авторы подчеркивают, что наиболее распространенной формой устной пропаганды в годы Великой Отечественной войны являлись политбеседы. Эта работа проводилась на основе требований директивы Главного управления политической пропаганды ВМФ № 40 от 22 июня 1941 года о превращении боевых постов, команд, групп в центры агитационно-массовой работы. Директива требовала переноса центра пропаганды в подразделения, где агитаторами руководили замполиты, широкого привлечения к агитационномассовой работе партийного и комсомольского актива, более тщательного подбора агитаторов для работы в подразделениях [7]. Так, например, с началом войны на линейном корабле «Парижская Коммуна» (Черноморский флот) работали 95 агитаторов из числа коммунистов и комсомольцев, старшин и краснофлотцев, на крейсере «Молотов» — 48 агитаторов, на крейсере «Червона Украина» — 30 агитаторов, на линкоре «Харьков» — 9 агитаторов. Такое же примерное положение было и на других кораблях [19].

Следовательно, наиболее распространенной формой воспитания у личного состава ненависти к врагу становились политбеседы, которые, как правило, были направлены на решение непосредственных задач подразделения, особенно в танковых экипажах и на подводных лодках. Опыт показывает, что беседа имела особый эффект, если проводилось предварительное изучение особенностей военнослужащих [2, с. 99].

Политбеседы позволяли живо и убедительно довести до воинов конкретные положения документов ЦК ВКП(б), Советского Правительства, проводились в любых условиях, были различными по продолжительности. Они позволяли откликаться на события, оперативно доводить до личного состава материалы, воспитывающие у солдат и моряков чувство ненависти, разжигающее жажду мщения, с целью успешного выполнения боевых задач, поставленных перед частями и кораблями. При этом качество беседы, ее воспитательное воздействие всецело зависели от того, кто ее проводил, какая подготовка предшествовала этой беседе.

В целях воспитания у воинов ненависти к оккупантам пропагандисты и агитаторы широко использовали ноты Наркомата иностранных дел, материалы актов о преступлениях гитлеровцев, письма родных из освобожденных районов, захваченные у противника документы. Вот только некоторые темы политбесед, рекомендованные политуправлениями для личного состава кораблей и частей: действительное лицо немецко-фашистской армии; жестоко мстить немецким захватчикам; если враг не сдается — его уничтожают; Красная Армия — армия мстителей за зверства и насилия фашистов над советскими людьми и др. [8]. 

Для проведения бесед привлекались товарищи, которые лично видели или ощутили на себе чудовищные злодеяния немецко-фашистских захватчиков. Так, например, в марте 1943 года прибывший из Ленинграда капитан 1-го ранга С. А. Морозов рассказал о злодеяниях фашистов личному составу подводных лодок Северного флота, и он рассказал о том, что он видел и слышал в Ленинграде [9].

Многие командиры и политработники организовывали проведение бесед у специально оборудованных стендов, фотовитрин, которые своим содержанием разоблачали человеконенавистническую сущность немецкого фашизма (рис. 3).

Политбеседы широко использовались в течение всей войны, однако имели отдельные недостатки: слабое участие ряда офицеров штабов и вышестоящих политорганов в проведении бесед с личным составом частей и кораблей, считающих это обязанностью агитаторов; агитаторы, воспитывая ненависть к врагу, не всегда нацеливали личный состав на конкретное решение поставленных боевых задач; не всегда выдвигаемые вопросы обличения немецкого фашизма, показа зверств немецких оккупантов ориентировали воинов на повседневный ратный труд, укрепление воинской дисциплины и др. [3, с. 141–143]. 

Как показывает опыт, важное значение имели политбеседы, проводимые перед непосредственным выполнением боевых задач, например перед вылетом на задание (рис. 4). Так, директива Главного политуправления ВМФ № 34 от 30 июля 1942 года «Об агитационно-пропагандистской работе» требовала усилить эту работу среди всех категорий военнослужащих в связи с усложнением боевых задач (рис. 4).

Вместе с тем все это не позволило избавиться от узости политической работы среди командного состава. Так, в конце 1942 года стала чувствоваться односторонность политической работы среди офицерского состава. Отход за первые полтора года войны от постоянного изучения основ марксистско-ленинской теории повлиял на снижение идейного уровня командного состава. В связи с этим с 6 декабря 1942 года была восстановлена система обязательной военно-политической подготовки со всеми категориями военнослужащих и установлены ее формы: лекции, доклады, групповые занятия, собеседования, где рассматривались вопросы воспитания ненависти к врагу. Так, например, с офицерами бригады подводных лодок КБФ изучались темы: тотальная война германского империализма против Советского Союза; действительное лицо немецкого фашизма; планы гитлеровского командования в войне против СССР; зверства немцев на оккупированной территории нашей Родины; гитлеровская партия есть партия врагов демократических свобод, партия средневековой реакции и черносотенных погромов; истребить всех немецких оккупантов до единого, пробравшихся на нашу Родину для ее порабощения, и др. [10]. 

Исследование, проведенное авторами, показало, что, как правило, лекции читали начальники политорганов, руководящие работники и лекторы политуправлений флотов, пропагандисты политотделов соединений. В их выступлениях особо подчеркивались слова из выступления И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 года: «…Враг жесток и неумолим… Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение» [18, с. 13].

В лекциях и докладах широко использовались статьи из центральных и флотских газет, сборники, брошюры, раскрывающие омерзительный облик фашистских бандитов. Особо активно использовались ноты Народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова, письма, присланные из тыла, материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии2, а также другой материал.

В освобожденных районах создавались комиссии содействия ЧГК из представителей партийных, советских, военных органов и местного населения.

С 1944 года, на основе требований директивы Главного политуправления ВМФ № 9, была упорядочена система политической учебы офицерского состава в частях и на кораблях. Преобладающей формой учебы офицерского состава вместо лекций становятся семинары и теоретические собеседования, которые рекомендовано проводить не менее двух раз в месяц. Их тематика должна раскрывать человеконенавистническую сущность германского фашизма [6, с. 787]. Важная роль отводилась самостоятельной подготовке офицеров. В связи с этим требовалось проведение консультаций, под особым контролем политработников находилось обеспечение офицерского состава газетами и журналами, специальной и художественной литературой, которая способствовала повышению их идейно-теоретического уровня [4, с. 83]. Так, в газете «Правда», журналах «Агитатор», «Партийно-политическая работа в Военно-Морском Флоте» постоянно печатались материалы, раскрывающие человеконенавистническую идеологию фашизма, злодеяния и зверства немецких оккупантов (рис. 5).

Только в номере 14–15 за 1942 год журнала «Агитатор» было помещено: передовая статья «Боевая устная агитация», статьи М. И. Калинина «О некоторых вопросах агитации на фронте», полкового комиссара М. Раската «Воспитание стойкости в бою», полкового комиссара А. Яроша «Как проводить политинформации на корабле», где раскрывались формы и методы работы командиров, политработников, партийных и комсомольских активистов по воспитанию ненависти к врагу.

Аналогичный переход к систематическим политическим занятиям по планам Главного политуправления ВМФ произошел у старшин и матросов с марта 1944 года: на кораблях и в частях сержанты и старшины перешли на систему политических занятий. Все это способствовало дальнейшему улучшению идейно-политического воспитания личного состава.

Обязательной формой агитационно-массовой работы в течение всей Великой Отечественной войны являлись политические информации. Они проводились для солдат, матросов, сержантов и старшин частей и кораблей флота.

Как правило, содержание политинформаций было направлено на воспитание у воинов ненависти к немецко-фашистским захватчикам, политинформаторы широко освещали патриотические темы, обличали германский фашизм, показывали звериное лицо вермахта и военно-морского флота Германии. Кроме того, воспитание ненависти к врагу осуществлялось при разъяснении морякам внутреннего положения в стране и международной обстановки.

Причем политинформации, разжигающие ненависть, проводились не только с появлением обличительных материалов в газетах, других печатных изданиях. Политинформации на эту тематику проводились и тогда, когда было необходимо мобилизовывать личный состав на усиление темпов ремонта кораблей, оружия и боевой техники, на укрепление воинской дисциплины, улучшение качества учебы и др.

Многие советские воины за время войны потеряли отцов, матерей, братьев, сестер и своих боевых друзей. Поэтому, воспитывая ненависть к немецким оккупантам, командиры и политработники, пропагандисты и агитаторы, партийные и комсомольские активисты не забывали родственные чувства личного состава, чтобы для каждого воина еще яснее стал людоедский характер фашизма. Активное использование в воспитании ненависти к врагу личных мотивов помогало сделать нашу агитацию боевой, наступательной, острой, убедительной и доходчивой.

Политинформации позволяли в годы войны оперативно, на свежем и конкретном материале разоблачать человеконенавистническую сущность фашизма, показывать его звериное лицо. Вот только некоторые темы политинформаций, проведенных на подводных лодках Северного и Балтийского флотов: «Там, где ступала нога зверя — фашиста»; «Сообщение ЧГК о зверствах немцев в Ржеве, Вязьме, Гжатске»; «Чудовищные злодеяния немцев»; «Письма советских людей, попавших в фашистское рабство»; «Письма гнева»; «Почему нельзя победить немцев, не научившись их по-настоящему ненавидеть»; «На зверства немцев ответить боевыми делами» и др. [12].

В условиях длительного пребывания подводной лодки в подводном положении общие, в масштабе корабля, политинформации не проводили. Поэтому применялась такая форма политинформации: утренние сообщения Совинформбюро по радио записывались в специальную тетрадь, которая потом передавалась по отсекам для зачитывания материалов, обличающих германский фашизм, по группам и в индивидуальном порядке. Затем тетрадь возвращалась в центральный пост, где и находилась. Сменившиеся с вахты моряки-подводники брали тетрадь и самостоятельно прочитывали эти материалы [20].

Большей частью политинформации проводились наиболее подготовленными и опытными пропагандистами и агитаторами. Значительно усиливалось воздействие политинформацией в воспитании ненависти к врагу, когда они проводились очевидцами зверств германских фашистов, по следам гитлеровских палачей.

По материалам нот Наркоминдела В. М. Молотова и сообщений ЧГК на кораблях и в частях в годы войны проводились политинформации на следующие темы: «Немецкие дикари ответят за свои злодеяния»; «Гитлеровская армия — армия палачей, громил и убийц»; «Лучше гибель, чем немецко-фашистский плен»; «Жестоко мстить фашистским бандитам и беспощадно их истреблять» и др. [15; 16; 21].

В период подготовки к высадке десантов личным составом Дунайской военной флотилии (1944 г.) в Яссо-Кишиневской операции с матросами и старшинами были проведены политинформации: «Беспощадно ис треблять немецко-фашистских захватчиков»; «Кровавые злодеяния фашистов в Одессе и области»; «Лагерь смерти под Люблином» и др. Исследование, проведенное авторами, показало, что в первый период Великой Отечественной войны значительно чаще проводились политинформации, обличающие человеконенавистническую сущность фашизма, а после получения фактов о зверствах над военнопленными красноармейцами, о массовых убийствах советских людей чаще стали раскрывать звериное лицо фашистской армии — армии убийц и зверей. В заключительный период войны стали больше показывать и глубже разъяснять интернациональный характер ненависти к немецко-фашистским захватчикам.

Значительное место в агитационно-пропагандистской работе по воспитанию ненависти к немецко-фашистским захватчикам в годы войны занимали митинги. Но при этом необходимо помнить, что митинги нельзя использовать ежедневно, чтобы они не стали для личного состава обыденным явлением. Анализ архивных материалов показывает, что митинги — оперативная и действенная форма агитационно-пропагандистской работы по воспитанию у воинов ненависти к немецко-фашистским оккупантам. При тщательной подготовке они очень сильно действовали на личный состав. Как правило, они проводились в составе соединений, частей, кораблей, реже — в составе подразделений. Митинги организовывались при опубликовании важнейших документов партии и правительства; в период напряженных боевых действий, когда перед личным составом вставали задачи, требующие мобилизации всех сил военных моряков; при сообщении официальных нот и актов о зверствах немецких оккупантов; траурные митинги на похоронах погибших боевых друзей (рис. 7).

Так, например, на митинге личного состава подводной лодки «Щ-401» (СФ), проведенном по ноте Наркома иностранных дел о зверствах немецких солдат и офицеров, горячо и активно выступили подводники — североморцы.

Старшина второй статьи Лобов сказал: «Потопленный нами вчера вражеский транспорт есть ответ на издевательства гитлеровцев над мирными 

советскими гражданами». Старшина первой статьи Якушин заявил: «Торпеды, приготовленные моими руками, никогда не подводили друзей-североморцев, а шли прямо в цель, топили и впредь будут топить гитлеровских бандитов. Каждый убитый фашист — это десяток спасенных жизней советских людей».

В резолюции, принятой на митинге, говорилось: «В ответ на гнусные злодеяния кровожадных выродков человечества — немецких фашистов, личный состав ПЛ “Щ-401” отвечает меткими торпедными залпами по врагу. Наша победа за последний поход — есть вклад в общее дело полного разгрома и окончательного уничтожения коричневой чумы. С чувством жгучей ненависти и священной мести фашизму, с кличем “Кровь за кровь”, “Смерть за смерть” мы бьем и впредь будем наносить сокрушительные удары по хвастливым гитлеровским “непобедимым” полчищам. Заверяем командование, что мы останемся непоколебимыми в своем стремлении — беспощадно уничтожать подлого врага. Пока в груди у нас бьется сердце, фашисты в Советское Заполярье не пройдут» [15].

Сильное воздействие на воинов оказывали митинги, проводимые на братских могилах, в местах гибели военных моряков, где принимались групповые и индивидуальные клятвы-мщения за погибших товарищей. Как правило, митинги готовились политработниками кораблей, частей и работниками политотделов соединений. Они беседовали с личным составом о предстоящем митинге. Обычно выступающие на митингах не пользовались никакими записями, излагали свои мысли ярко и эмоционально в простой и доходчивой форме.

По мнению авторов, при умелой и своевременно организованной работе боевые потери вызывали новую волну жгучей ненависти к врагу и стремление отомстить за смерть погибших боевых друзей. Так, например, в зависимости от места гибели экипажа самолета митинги проводились: на могиле, если летчик хоронился личным составом части; у места стоянки самолета, если летчик погиб в море или над вражеской территорией.

Так, в воздушном бою погиб командир звена И. Бугров (ВВС Балтийского флота). На траурном митинге выступили летчики однополчане. Они поклялись отомстить за смерть боевого друга. В тот же день летчики эскадрильи, где служил сам Бугров, сбили 5 фашистских самолетов, тем самым открыв «счет мести», который был доведен до 40 сбитых самолетов противника (рис. 8) [10].

В одном из боевых вылетов огнем зенитной артиллерии врага был подбит и произвел вынужденную посадку на территорию врага экипаж самолета ИЛ-2 (летчик — гвардии лейтенант Марков и воздушный стрелок Кипис) из состава 9-й гвардейской штурмовой авиадивизии ВВС Балтийского флота. Через несколько дней после освобождения района, где была совершена вынужденная посадка, обнаружили трупы летчиков. Обследование установило, что после пыток и издевательств они были зверски убиты. Тела убитых доставили в гарнизон и похоронили со всеми воинскими почестями. На траурном митинге присутствовали представители от всех подразделений дивизии. После выступления командира полка с призывом и клятвой отомстить врагу выступили летчики и техники. Затем во всех частях дивизии прошли траурные митинги, которые еще больше разожгли ненависть к немецким оккупантам, зверски замучившим летчиков-гвардейцев [13]. 

После освобождения Клооги и обнаружения там концлагеря, в котором гитлеровцы перед бегством уничтожали тысячи советских людей, на Балтийском флоте была проведена массовая работа по воспитанию ненависти к врагу. После отступления фашистов были найдены тела убитых, которые «штабелями» лежали в лесу. По решению Военного Совета КБФ все корабли и части выделили своих представителей для проведения митинга на месте этого злодеяния. Затем участники митинга рассказали морякам о страшных зверствах фашистов в лагере. «Работа, проведенная политорганами с личным составом по поводу массовых убийств, совершенных врагами, — отмечал вице-адмирал Н. К. Смирнов, — способствовала развитию чувства ненависти и помогла в более короткие сроки освободить Прибалтику» [17, с. 60–61].

Отдавая должное этой форме мобилизации личного состава на разгром врага, необходимо отметить, что отдельные политработники подменяли митингами всестороннюю партийно-политическую работу. Поэтому Главное политуправление ВМФ в специальной директиве осудило практику частого проведения митингов перед выходом кораблей на боевое задание [14]. Вместе с тем анализ партийно-политической работы в годы войны показывает, что нельзя согласиться со столь категоричным отрицанием этой формы политической работы без учета конкретной обстановки.

Таким образом, указанные в статье формы пропаганды и агитации оказали сильное воздействие на воспитание у советских воинов армии и моряков жгучей ненависти к немецким оккупантам. Их воспитательное влияние на формирование у воинов активной ненависти к врагу в годы войны зависело прежде всего от условий, в которых они планировались и проводились. 

Список литературы

1. 21. ЦВМА, ф. 2092, оп. 1, д. 28, л. 687.
2. 20. ЦВМА, ф. 2092, оп. 1, д. 111, л. 12.
3. 19. ЦВМА, ф. 2092, оп. 1, д. 41, л. 18.
4. 18. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне… — С. 13.
5. 17. Подкопаев П. С. Идеологическая работа КПСС... — С. 60–61.
6. 16. ОЦВМА, ф. 200, д. 37763, л. 63.
7. 15. ОЦВМА, ф. 200, д. 24071, л. 177.
8. 14. ОЦВМА, ф. 243, д. 24053, л. 286.
9. 13. ОЦВМА, ф. 135, д. 23524, л. 433.
10. 12. ОЦВМА, ф. 200, д. 37763, л. 46; ф. 135, д. 23478, л. 503.
11. 11. ОЦВМА, ф. 135, д. 23567, л. 53.
12. 10. ОЦВМА, ф. 135, д. 23478, л. 502, 621.
13. 9. ОЦВМА, ф. 200, д. 37763, л. 69.
14. 8. ОЦВМА, ф. 135, д. 23478, л. 502–504.
15. 7. ОЦВМА, ф. 243, д. 37374, л. 7–8.
16. 6. Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. — М. : Сов. энциклопедия, 1985. — С. 787.
17. 5. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
18. 4. Алёхин И. А. О воспитании чувства ненависти у личного состава Советской Армии и Военно-морского Флота в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ч. 1: Генезис / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 2 (
19. 3. Алёхин И. А. О воспитании чувства ненависти к немецко-фашистским захватчикам у личного состава РККА и РККФ в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ч. 2: Совершенствование организаторской работы командиров и политорганов Армии и Флота / И. А. А
20. 2. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
21. 1. Алёхин И. А. История педагогики : учебник для вузов / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — М. : Юрайт, 2019. — 416 с.
Остальные статьи