Дата публикации: 01.01.2023

Цифровые дидактические инструменты формирования межкультурной коммуникации в процессе обучения проектной деятельности

Аннотация

Статья посвящена осмыслению опыта разработки сетевого проекта «Интеграция», изначально предназначавшегося для облегчения процесса вовлечения детей-инофонов в традиционную культурную среду российского Дальнего Востока. По мере подбора и реализации цифровых дидактических инструментов проектирования учебного контента с использованием технологий визуализации в браузере авторы усилили содержательные компоненты формируемого ресурса и обеспечили ряд мероприятий, свидетельствующих о возможности формирования межкультурной коммуникации, развития культурного интеллекта у разновозрастных групп населения. Придерживаясь системного и деятельностного подходов к изложению полученных результатов, авторы свидетельствуют о необходимости расширения практики обеспечения учебного процесса цифровыми инструментами индивидуализации учебных достижений обучающихся.




По мере развития педагогических технологий, способных обеспечить заинтересованность обучающихся в учебном процессе, сделать его осмысленным и позволяющим добиваться лучших результатов за счет управления процессом познания, становятся очевидными возможности цифровых инструментов проектирования учебного контента, основанного на работе с интерактивными сервисами визуализации в браузере. Учитывая, что актуальные ФГОСы разных уровней можно рассматривать как регламенты образовательного процесса, предполагающие декомпозицию его целей в поиске каких-либо контрольных точек, качество усвоения которых способно объяснить дальнейшие движения педагогов, направленные на коррекцию полученных результатов обучения, можно свидетельствовать, что методологический подход, обеспечивающий корректное освоение стандартов, является системным, в рамках которого структурный анализ системного объекта представляется рациональным методом исследования деталей образования.

На этом фоне становится очевидным предположение о том, что алгоритмизация процесса обучения доступна на всех уровнях системы непрерывного образования, поскольку:

— школьники и студенты осваивают первично требуемый объем знаний;

— субъектное взаимодействие в системе «ребенок — родитель — взрослый» подразумевает интерпретацию опыта взросления;

— педагоги учатся, улучшая профессиональные компетенции и реализуя социальные роли.

Список литературы

1. Баранников К. А. Модернизация образовательных процессов вуза на основе международного сетевого взаимодействия: возможности и риски [Электронный ресурс] / К. А. Баранников, Д. К. Бартош, М. В. Харламова // Педагогика и психология образования. — 2018. —
2. Богданов В. В. Управление проектами: корпоративная система — шаг за шагом / В. В. Богданов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 247 с.
3. Богуш Т. В. Модель подготовки будущих учителей начальных классов к проектированию образовательного контента [Электронный ресурс] / Т. В. Богуш // Kant. — 2021. — № 1. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/model-podgotovkibuduschih-uchitele" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/model-podgotovkibuduschih-uchitele</a>
4. Заруба Н. А. Формирование эффективной команды как условие эффективной реализации проекта / Н. А. Заруба, Л. Д. Бычков // Инновационная экономика; перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 4. — С. 118–122.
5. Заруба Н. А. Управление проектами в образовании: особенности зарубежного и отечественного опыта [Электронный ресурс] / Н. А. Заруба // Проф. образование в России и за рубежом. — Кемерово, 2018. — № 3. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n
6. Краснов С. И. Формирование проектного самосознания педагогов в процессе повышения квалификации / С. И. Краснов // Проф. образование в России и за рубежом. — Кемерово, 2018. — № 3. — С. 6–15.
7. Круподерова Е. П. Использование проектного метода в организации внеаудиторной деятельности студентов [Электронный ресурс] / Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова // Проблемы совр. пед. образования. — 2018. — № 59–4. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka" target="_blank">https://cyberleninka</a>
8. Кулеш Е. В. Дидактический потенциал проектирования учебного сетевого контента в процессе обучения будущих педагогов (на примере реализации проекта «Русская культура в объективе гражданского мира многонациональной молодежи Хабаровского края») [Электронн
9. Кулеш Е. В. Дидактические инструменты кластерного подхода к проектированию межкультурной компетентности обучающихся в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / Е. В. Кулеш, Л. Г. Дьячкова // Проблемы совр. пед. образования. — 2022. — № 76–3
10. Проект «Интеграция» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> resource-center.tilda.ws/integration-list (дата обращения: 12.02.2023).
11. Трегубова Е. Д. Формирование готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности : дис. … канд. пед. наук / Е. Д. Трегубова. — Магнитогорск, 2020. — 209 с.
12. Трубецкая А. Ю. Креативные индустрии: опыт применения практико-ориентированного подхода в российском современном образовании [Электронный ресурс] / А. Ю. Трубецкая // Обсерватория культуры. — Режим доступа: <a href="https://observatoria.rsl.ru/" target="_blank">https://observatoria.rsl.ru/</a> jour/article/vi
13. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности / Г. П. Щедровицкий // Методы исследования, диагностики и развития международных коллективов : сборник. — М., 1983. — С. 153–178.

Остальные статьи