Дата публикации: 01.01.2023

Развитие межкультурных коммуникаций в молодежной среде: актуальные проблемы и ресурс поддержки

Аннотация

В статье показана роль коммуникативной маркировки «свой» и «чужой», позволяющей человеку отождествлять себя с одним этническим сообществом и отвергать другое. Обосновано, что взаимодействие представителей разных этнических групп регламентируется социальным порядком и при деструктивных условиях может переходить в открытое противостояние. Дана характеристика различных видов киберагрессии как источников дистанционного агрессивного преследования представителей других этнических групп. Развитие межкультурных коммуникаций в молодежной среде рассматривается как ресурс предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов. Доказано, что сформированные межкультурные компетенции способствуют конструктивным взаимодействиям представителей разных этнических групп.




Многообразие различных культур в современном российском обществе актуализирует проблему нейтрализации рисков противостояния в молодежной среде. Межкультурные коммуникации, понимаемые как взаимодействие представителей разных культур, рассматриваются нами в контексте ресурса предупреждения межэтнических конфликтов, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

С. С. Шуренкова [20] утверждает, что национальный вопрос может выбираться в качестве рычага дестабилизации социальной ситуации, а национальная самоидентичность при этом маркируется, проецируя разнообразные негативные явления. Как инструмент конструктивного диалога между представителями разных этнических групп С. С. Шуренкова выделяет значимость регулятивных процессов, направленных на снижение конфликтного потенциала.

На основе эмпирического исследования отношения 2 130 студентов образовательных организаций г. Санкт-Петербурга к вопросам межэтнического взаимодействия Е. В. Есликова, И. В. Воспитанник, А. В. Мартынова выявили, что причинами неприязни к отдельным представителям другой национальной группы становятся их низкий культурный уровень (45 % респондентов), пренебрежительное отношение к культурным традициям других народов (31 % респондентов) (см.: [8, c. 40]).

Данное исследование показывает, что источниками противостояния между представителями разных этнических групп становятся пренебрежение в сочетании с враждебным отношением как осознанием собственного превосходства и низкий культурный уровень как дефицит воспитания и образования.

Состояние этнической толерантности в молодежной среде исследовали Р. В. Осин, А. Е. Роганова, И. А. Медведева и пришли к выводу, что она зависима от личностных характеристик, влияния социальной среды на характер этнического взаимодействия, но при этом осознание принадлежности к собственной этнической идентичности не связано с противостоянием по отношению к другим этническим группам (см.: [14, c. 22]).

Список литературы

1. 12. Маринова Е. В. Эволюция понятия «виртуальная личность» в цифровую эпоху (социолингвистическое исследование на материале русских текстов) / Е. В. Маринова // Науч. диалог. — 2023. — Т. 12, № 1. — С. 151–169. — doi: 10.24224/2227-1295-202312-1-151-169 —
2. Marinova E. V. E`volyuciya ponyatiya «virtual`naya lichnost`» v cifrovuyu e`poxu (sociolingvisticheskoe issledovanie na materiale russkix tekstov) / E. V. Marinova // Nauch. dialog. — 2023. — T. 12, № 1. — S. 151–169. — doi: 10.24224/2227-1295-2023-12-1-1
3. 13. Мустафаева М. Г. Теоретические проблемы исследования феномена межнационального общения в социально-гуманитарном знании / М. Г. Мустафаева, Ф. М. Мустафаев // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 3. — С. 90–96.
4. Mustafaeva M. G. Teoreticheskie problemy` issledovaniya fenomena mezhnacional`nogo obshheniya v social`no-gumanitarnom znanii / M. G. Mustafaeva, F. M. Mustafaev // Izv. Dagestan. gos. ped. un-ta. Obshhestvenny`e i gumanitarny`e nauki. — 2015. — № 3. — S.
5. 14. Осин Р. В. Исследование этнической толерантности в молодежной среде / Р. В. Осин, А. Е. Роганова, И. А. Медведева // Психология и психотехника. — 2022. — № 4. — С. 14–25. — doi: 10.7256/2454-0722.2022.4.39017 — EDN: ELAAOC
6. Osin R. V. Issledovanie e`tnicheskoj tolerantnosti v molodezhnoj srede / R. V. Osin, A. E. Roganova, I. A. Medvedeva // Psixologiya i psixotexnika. — 2022. — № 4. — S. 14–25. — doi: 10.7256/2454-0722.2022.4.39017 — EDN: ELAAOC
7. 15. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова [и др.] // Психол.-пед. исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — doi: 10.17759/psyedu.2021130407 — EDN: VYRAPU
8. Problemy` i resursy` kompleksnoj profilaktiki agressivnogo povedeniya v obrazovatel`noj organizacii / R. A. Andrianova [i dr.] // Psixol.-ped. issledovaniya. — 2021. — T. 13, № 4. — S. 107–125. — doi: 10.17759/psyedu.2021130407 — EDN: VYRAPU
9. 16. Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения [Электронный ресурс] / С. П. Барматова [и др.]. — М. : Рос. акад. наук, 2019. — 190 с. — Режим доступа: <a href="https://buran-sas.ru/wp-content/uploads/2020/11/10_Rossiya_HHI_vek.pdf" target="_blank">https://buran-sas.ru/wp-content/uploads/2020/11/10_Rossiya_HHI_vek.pdf</a> (дата обращения: 22.02
10. Rossiya v XXI veke: global`ny`e vy`zovy`, riski i resheniya [E`lektronny`j resurs] / S. P. Barmatova [i dr.]. — M. : Ros. akad. nauk, 2019. — 190 s. — Rezhim dostupa: <a href="https://" target="_blank">https://</a> buran-sas.ru/wp-content/uploads/2020/11/10_Rossiya_HHI_vek.pdf (data obrashheni
11. 17. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок [и др.] ; Федер. науч.-исслед. социол. центр РАН. — Белгород : Эпицентр, 2022. — 360 с. — doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022 — EDN: TENQIH
12. Samoregulyaciya v molodezhnoj srede: tipologizaciya i modelirovanie / Yu. A. Zubok [i dr.] ; Feder. nauch.-issled. sociol. centr RAN. — Belgorod : E`picentr, 2022. — 360 s. — doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022 — EDN: TENQIH
13. 18. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова [и др.]. — М. : Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — EDN: JITGFZ
14. Sociogumanitarny`e osnovy` protivodejstviya e`kstremizmu v molodezhnoj srede / R.A.Andrianova [i dr.]. — M. : Ros. un-t druzhby` narodov (RUDN), 2022. — 305 s. — EDN: JITGFZ
15. 19. Стуруа К. О. Межкультурные коммуникации в управлении коммуникациями проекта / К. О. Стуруа // Modern Science.— 2020.— № 12–4.— С. 156–158.— EDN: MOMEHI
16. Sturua K. O. Mezhkul`turny`e kommunikacii v upravlenii kommunikaciyami proekta / K. O. Sturua // Modern Science. — 2020. — № 12–4. — S. 156–158. — EDN: MOMEHI
17. 20. Шуренкова С. С. Социокультурный потенциал медиации в регулировании межнациональных конфликтов [Электронный ресурс] / С. С. Шуренкова // Гуманит., социал.-экон. и обществ. науки. — 2016. — № 6–7. — С. 120–126. — Режим доступа: <a href="https://online-science.ru" target="_blank">https://online-science.ru</a>
18. Shurenkova S. S. Sociokul`turny`j potencial mediacii v regulirovanii mezhnacional`ny`x konfliktov [E`lektronny`j resurs] / S. S. Shurenkova // Gumanit., social.-e`kon. i obshhestv. nauki. — 2016. — № 6–7. — S. 120–126. — Rezhim dostupa: <a href="https://online-sci" target="_blank">https://online-sci</a>
19. 21. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V. Wagner [et al.] // European Proceedings of Educational Sciences EpES. — М., 2020. — P. 153–163. — doi: 10.15405/epes.20121.18 — EDN: ZHXNCV
20. 22. Trager G. Culture as Communication : A Model and Analysis / G. Trager, E. Hall. — N. Y., 1954. — 320 р.
21. 1. Абрамян А. К. Культура как единое межнациональное гуманитарное пространство [Электронный ресурс] / А. К. Абрамян // Вестн. Таганрог. ин-та управления и экономики. — 2011. — № 2. — С. 74–78. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/kultura-ka
22. Abramyan A. K. Kul`tura kak edinoe mezhnacional`noe gumanitarnoe prostranstvo [E`lektronny`j resurs] / A. K. Abramyan // Vestn. Taganrog. in-ta upravleniya i e`konomiki. — 2011. — № 2. — S. 74–78. — Rezhim dostupa: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/kultur" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/kultur</a>
23. 2. Андрианова Р. А. Буллинг и кибербуллинг в школе: характерные признаки и условия профилактики агрессивного преследования / Р. А. Андрианова // Изв. Рос. акад. образования. — 2020. — № 4. — С. 35–46. — EDN: KJVTWU
24. Andrianova R. A. Bulling i kiberbulling v shkole: xarakterny`e priznaki i usloviya profilaktiki agressivnogo presledovaniya / R. A. Andrianova // Izv. Ros. akad. obrazovaniya. — 2020. — № 4. — S. 35–46. — EDN: KJVTWU
25. 3. Андрианова Р. А. Проблема молодежной агрессии на почве ксенофобии: истоки и пути решения / Р. А. Андрианова // Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму : матер. всерос. науч.-практ. конф., Москва, 7 окт. 2022 г. — М., 2022. — С. 13–18.
26. Andrianova R. A. Problema molodezhnoj agressii na pochve ksenofobii: istoki i puti resheniya / R. A. Andrianova // Molodezh` v sovremennom mire: protivodejstvie e`kstremizmu : mater. vseros. nauch.-prakt. konf., Moskva, 7 okt. 2022 g. — M., 2022. — S. 13–
27. 4. Артемьева Л. А. Межкультурная коммуникация и прецедентные феномены в контексте профессиональной языковой подготовки студентов / Л. А. Артемьева // Науч. мнение. — 2019. — № 9. — С. 26–31. — doi: 10.25807/PBH.22224378.2019.9.26.31 — EDN: CBSDZK
28. Artem`eva L. A. Mezhkul`turnaya kommunikaciya i precedentny`e fenomeny` v kontekste professional`noj yazy`kovoj podgotovki studentov / L. A. Artem`eva // Nauch. mnenie. — 2019. — № 9. — S. 26–31. — doi: 10.25807/PBH.22224378.2019.9.26.31 — EDN: CBSDZK
29. 5. Арустамян Д. В. Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов / Д. В. Арустамян, Е. А. Дроздова // Евразийский союз ученых. — 2018. — № 8–6. — С. 4–5. — EDN: YZJLXN
30. Arustamyan D. V. Ispol`zovanie internet-texnologij dlya formirovaniya pis`menny`x form mezhkul`turnoj kommunikacii u studentov starshix kursov / D. V. Arustamyan, E. A. Drozdova // Evrazijskij soyuz ucheny`x. — 2018. — № 8–6. — S. 4–5. — EDN: YZJLXN
31. 6. Гукаленко О. В. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде / О. В. Гукаленко, Р. А. Андрианова, Г. В. Нездемковская. — М. : ФГБНУ «Ин-т изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования», 2019. — 257 с. — EDN
32. Gukalenko O. V. Polikul`turnoe obrazovanie i profilaktika ksenofobii v obrazovatel`noj srede / O. V. Gukalenko, R. A. Andrianova, G. V. Nezdemkovskaya. — M. : FGBNU «In-t izucheniya detstva, sem`i i vospitaniya Ros. akad. obrazovaniya», 2019. — 257 s. — E
33. 7. Гукосьянц О. Ю. Коммуникативные стратегии и тактики троллей-агрессоров в интернет-опосредованной коммуникации периода пандемии COVID-19 / О.Ю. Гукосьянц, О. А. Алимурадов, З. У. Хакиева // Науч. диалог.— 2022.— Т. 11, № 7.— С. 175–196. — doi: 10.24224/
34. Gukos`yancz O. Yu. Kommunikativny`e strategii i taktiki trollej-agressorov v internet-oposredovannoj kommunikacii perioda pandemii COVID-19 / O. Yu. Gukos`yancz, O. A. Alimuradov, Z. U. Xakieva // Nauch. dialog. — 2022. — T. 11, № 7. — S. 175–196. — doi:
35. 8. Есликова Е. В. Эмпирическое исследование отношения студентов учреждений высшего и профессионального образования Санкт-Петербурга к вопросам межэтнического взаимодействия и проявлениям экстремизма в молодежной среде / Е. В. Есликова, И. В. Воспитанник,
36. Eslikova E. V. E`mpiricheskoe issledovanie otnosheniya studentov uchrezhdenij vy`sshego i professional`nogo obrazovaniya Sankt-Peterburga k voprosam mezhe`tnicheskogo vzaimodejstviya i proyavleniyam e`kstremizma v molodezhnoj srede / E. V. Eslikova, I. V.
37. 9. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов [и др.]. — М. : Ин-т изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2022. — 364 с. — EDN: VTOQOO
38. Kompleksnaya profilaktika agressivnogo povedeniya v obrazovatel`noj srede / K. D.Xlomov [i dr.]. — M. : In-t izucheniya detstva, sem`i i vospitaniya Ros. akad. obrazovaniya, 2022. — 364 s. — EDN: VTOQOO
39. 10. Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики / А. Б. Купрейченко // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2008. — № 2. — С. 46–53. — EDN: IUFWJF
40. Kuprejchenko A. B. Doverie i nedoverie — obshhie i specificheskie psixologicheskie xarakteristiki / A. B. Kuprejchenko // Vestn. Ros. un-ta druzhby` narodov. Seriya: Psixologiya i pedagogika. — 2008. — № 2. — S. 46–53. — EDN: IUFWJF
41. 11. Маралов В. Г. Психологические детерминанты дифференциации отношения к людям по принципу «свой-чужой» / В. Г. Маралов, Т. П. Маралова // Вестн. Вят. гос. ун-та. — 2021. — № 1. — С. 88–96. — doi: 10.25730/VSU.7606.21.009 — EDN: CUQYUG
42. Maralov V. G. Psixologicheskie determinanty` differenciacii otnosheniya k lyudyam po principu «svoj-chuzhoj» / V. G. Maralov, T. P. Maralova // Vestn. Vyat. gos. un-ta. — 2021. — № 1. — S. 88–96. — doi: 10.25730/VSU.7606.21.009 — EDN: CUQYUG

Остальные статьи