Дата публикации: 01.01.2023

Развитие межкультурных коммуникаций в молодежной среде: актуальные проблемы и ресурс поддержки

Аннотация

В статье показана роль коммуникативной маркировки «свой» и «чужой», позволяющей человеку отождествлять себя с одним этническим сообществом и отвергать другое. Обосновано, что взаимодействие представителей разных этнических групп регламентируется социальным порядком и при деструктивных условиях может переходить в открытое противостояние. Дана характеристика различных видов киберагрессии как источников дистанционного агрессивного преследования представителей других этнических групп. Развитие межкультурных коммуникаций в молодежной среде рассматривается как ресурс предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов. Доказано, что сформированные межкультурные компетенции способствуют конструктивным взаимодействиям представителей разных этнических групп.




Многообразие различных культур в современном российском обществе актуализирует проблему нейтрализации рисков противостояния в молодежной среде. Межкультурные коммуникации, понимаемые как взаимодействие представителей разных культур, рассматриваются нами в контексте ресурса предупреждения межэтнических конфликтов, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

С. С. Шуренкова [20] утверждает, что национальный вопрос может выбираться в качестве рычага дестабилизации социальной ситуации, а национальная самоидентичность при этом маркируется, проецируя разнообразные негативные явления. Как инструмент конструктивного диалога между представителями разных этнических групп С. С. Шуренкова выделяет значимость регулятивных процессов, направленных на снижение конфликтного потенциала.

На основе эмпирического исследования отношения 2 130 студентов образовательных организаций г. Санкт-Петербурга к вопросам межэтнического взаимодействия Е. В. Есликова, И. В. Воспитанник, А. В. Мартынова выявили, что причинами неприязни к отдельным представителям другой национальной группы становятся их низкий культурный уровень (45 % респондентов), пренебрежительное отношение к культурным традициям других народов (31 % респондентов) (см.: [8, c. 40]).

Данное исследование показывает, что источниками противостояния между представителями разных этнических групп становятся пренебрежение в сочетании с враждебным отношением как осознанием собственного превосходства и низкий культурный уровень как дефицит воспитания и образования.

Состояние этнической толерантности в молодежной среде исследовали Р. В. Осин, А. Е. Роганова, И. А. Медведева и пришли к выводу, что она зависима от личностных характеристик, влияния социальной среды на характер этнического взаимодействия, но при этом осознание принадлежности к собственной этнической идентичности не связано с противостоянием по отношению к другим этническим группам (см.: [14, c. 22]).

Список литературы

1. Маринова Е. В. Эволюция понятия «виртуальная личность» в цифровую эпоху (социолингвистическое исследование на материале русских текстов) / Е. В. Маринова // Науч. диалог. — 2023. — Т. 12, № 1. — С. 151–169. — doi: 10.24224/2227-1295-202312-1-151-169 —
2. Trager G. Culture as Communication : A Model and Analysis / G. Trager, E. Hall. — N. Y., 1954. — 320 р.
3. Development of Education for prevention of the aggressive behavior of children / I. V. Wagner [et al.] // European Proceedings of Educational Sciences EpES. — М., 2020. — P. 153–163. — doi: 10.15405/epes.20121.18 — EDN: ZHXNCV
4. Шуренкова С. С. Социокультурный потенциал медиации в регулировании межнациональных конфликтов [Электронный ресурс] / С. С. Шуренкова // Гуманит., социал.-экон. и обществ. науки. — 2016. — № 6–7. — С. 120–126. — Режим доступа: <a href="https://online-science.ru" target="_blank">https://online-science.ru</a>
5. Стуруа К. О. Межкультурные коммуникации в управлении коммуникациями проекта / К. О. Стуруа // Modern Science.— 2020.— № 12–4.— С. 156–158.— EDN: MOMEHI
6. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова [и др.]. — М. : Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — EDN: JITGFZ
7. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок [и др.] ; Федер. науч.-исслед. социол. центр РАН. — Белгород : Эпицентр, 2022. — 360 с. — doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022 — EDN: TENQIH
8. Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения [Электронный ресурс] / С. П. Барматова [и др.]. — М. : Рос. акад. наук, 2019. — 190 с. — Режим доступа: <a href="https://buran-sas.ru/wp-content/uploads/2020/11/10_Rossiya_HHI_vek.pdf" target="_blank">https://buran-sas.ru/wp-content/uploads/2020/11/10_Rossiya_HHI_vek.pdf</a> (дата обращения: 22.02
9. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / Р. А. Андрианова [и др.] // Психол.-пед. исследования. — 2021. — Т. 13, № 4. — С. 107–125. — doi: 10.17759/psyedu.2021130407 — EDN: VYRAPU
10. Осин Р. В. Исследование этнической толерантности в молодежной среде / Р. В. Осин, А. Е. Роганова, И. А. Медведева // Психология и психотехника. — 2022. — № 4. — С. 14–25. — doi: 10.7256/2454-0722.2022.4.39017 — EDN: ELAAOC
11. Мустафаева М. Г. Теоретические проблемы исследования феномена межнационального общения в социально-гуманитарном знании / М. Г. Мустафаева, Ф. М. Мустафаев // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — № 3. — С. 90–96.
12. Абрамян А. К. Культура как единое межнациональное гуманитарное пространство [Электронный ресурс] / А. К. Абрамян // Вестн. Таганрог. ин-та управления и экономики. — 2011. — № 2. — С. 74–78. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/kultura-ka
13. Маралов В. Г. Психологические детерминанты дифференциации отношения к людям по принципу «свой-чужой» / В. Г. Маралов, Т. П. Маралова // Вестн. Вят. гос. ун-та. — 2021. — № 1. — С. 88–96. — doi: 10.25730/VSU.7606.21.009 — EDN: CUQYUG
14. Купрейченко А. Б. Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики / А. Б. Купрейченко // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2008. — № 2. — С. 46–53. — EDN: IUFWJF
15. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде / К. Д. Хломов [и др.]. — М. : Ин-т изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2022. — 364 с. — EDN: VTOQOO
16. Есликова Е. В. Эмпирическое исследование отношения студентов учреждений высшего и профессионального образования Санкт-Петербурга к вопросам межэтнического взаимодействия и проявлениям экстремизма в молодежной среде / Е. В. Есликова, И. В. Воспитанник,
17. Гукосьянц О. Ю. Коммуникативные стратегии и тактики троллей-агрессоров в интернет-опосредованной коммуникации периода пандемии COVID-19 / О.Ю. Гукосьянц, О. А. Алимурадов, З. У. Хакиева // Науч. диалог.— 2022.— Т. 11, № 7.— С. 175–196. — doi: 10.24224/
18. Гукаленко О. В. Поликультурное образование и профилактика ксенофобии в образовательной среде / О. В. Гукаленко, Р. А. Андрианова, Г. В. Нездемковская. — М. : ФГБНУ «Ин-т изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования», 2019. — 257 с. — EDN
19. Арустамян Д. В. Использование интернет-технологий для формирования письменных форм межкультурной коммуникации у студентов старших курсов / Д. В. Арустамян, Е. А. Дроздова // Евразийский союз ученых. — 2018. — № 8–6. — С. 4–5. — EDN: YZJLXN
20. Артемьева Л. А. Межкультурная коммуникация и прецедентные феномены в контексте профессиональной языковой подготовки студентов / Л. А. Артемьева // Науч. мнение. — 2019. — № 9. — С. 26–31. — doi: 10.25807/PBH.22224378.2019.9.26.31 — EDN: CBSDZK
21. Андрианова Р. А. Проблема молодежной агрессии на почве ксенофобии: истоки и пути решения / Р. А. Андрианова // Молодежь в современном мире: противодействие экстремизму : матер. всерос. науч.-практ. конф., Москва, 7 окт. 2022 г. — М., 2022. — С. 13–18.
22. Андрианова Р. А. Буллинг и кибербуллинг в школе: характерные признаки и условия профилактики агрессивного преследования / Р. А. Андрианова // Изв. Рос. акад. образования. — 2020. — № 4. — С. 35–46. — EDN: KJVTWU

Остальные статьи