Дата публикации: 01.01.2023

Проблемы поликультурности в профессиональном образовании современного педагога

Аннотация

Современная социокультурная ситуация в Российской Федерации определяется биполярностью тенденций будущего развития — модернизации и традиционализма, этнокультурности и поликультурности. Автором рассматриваются особенности современного профессионально-педагогического образования в поликультурном образовательном пространстве, влияние выделяемых факторов и противоречий данного процесса, исторические, теоретические и методологические подходы к рассмотрению различных трактовок, концепции поликультурного образования в России и в мире, выделены пути практической реализации.




Приоритетами задач в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. стали повышение качества отечественного образования, выведение российских университетов в ведущие мировые рейтинги, повышение открытости образовательного пространства и привлечение в вузы России иностранных обучающихся за счет развития их академической мобильности. Тенденция к увеличению количества иностранных обучающихся в российских вузах детерминирует проблемы принятия новых культурных кодов иностранными студентами при сохранении собственной этнокультурной традиции, что может вступать в противоречие. Это может повлечь за собой нарастание конфликтогенности, возникновение конфликтующих микрогрупп. Образование обладает потенциалом социальной консолидации, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной изоляции и напряженности.

Путями решения поставленных задач названы обеспечение «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений» [11].

Подобная постановка проблемы и ее актуализация рассматривают сложную дилемму в профессиональном и общем образовании, обусловившую особенность современного образовательного пространства в нашем полиэтническом и мультиконфессиональном государстве: каково соотношение поликультурного и этнокультурного векторов в развитии образования и каковы государственные приоритеты и ведущая тенденция, обусловливающие идейные и содержательные основы образовательной практики?

Современное профессиональное образование существует в особой ситуации, характеризуемой некоторыми противоречивыми чертами:

— между технократическим и культурологическим направлениями методологии, выливающимися в противостояние двух личностных идеалов: «человека технологий» и «человека культуры»;

Список литературы

1. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20" target="_blank">https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20</a> Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%20 2025%20года.pdf (дата обр
2. Hart J. L. Interpreting cultures : Literature, religion and the human sciences / Jonathan Locke Hart. — N. Y. : Basingstoke, Hants. : Palgrave Macmillan, 2006. — 340 p.
3. Dzhurinsky A. N. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society / A. N. Dzhurinsky // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 186. — P. 811–814.
4. Aldoshina M. I. Valuation Means of Students’ Competences at the University / M. I. Aldoshina // Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10, № 24. — P. 77–84.
5. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон ; пер. с англ. А. Д. Андреева. — М. : Флинта, 2006. — 340 с.
6. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития / М. В. Шакурова // Вестн. Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия: Педагогика. — Психология. — 2016. — № 2. — С. 15–26.
7. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм ; [пер. с англ. Т. В. Банкетовой, С. В. Карпушиной]. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 446 с.
8. Соловьева Е. Е. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника / Е. Е. Соловьева, С. И. Попова // Вестн. Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. — 2020. — № 58. — С. 20–34.
9. Синянский Д. А. Картина мира и кризис современной культуры : дис. … канд. филос. наук / Д. А. Синянский. — Ростов н/Д, 2002. — 148 с.
10. Образование в современном поликультурном мире : учеб. пособие / Е. Ю. Рогачева [и др.] ; под ред. Е. Ю. Рогачевой. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. — 135 с.
11. Алдошина М. И. Основы поликультурного образования : учеб. пособие / М. И. Алдошина. — Орел : ОГУ, 2013. — 118 с.
12. Марченко Е. Ю. Формирование межкультурной толерантности будущих учителей в процессе обучения в организациях среднего профессионального образования : дис. … канд. пед. наук / Е. Ю. Марченко. — Орел, 2021. — 196 с.
13. Казаева Е. А. Образование в контексте поликультурного подхода / Е. А. Казаева // Пед. образование в России. — 2015. — № 6. — С. 55–59.
14. Иванов О. Б. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху / О. Б. Иванов, С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2020. — № 3. — С. 6–22.
15. Гукаленко О. В. Поликультурное образование и вызовы современности / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков // Вестн. Моск. ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. — 2018. — № 2. — С. 3–11.
16. Буева Л. П. Человек в системе образования ХХӀ века / Л. П. Буева // Образование и социальные вызовы ХХӀ века : кол. монография / под. ред. М. Л. Левицкого [и др.]. — М., 2010. — С. 121–132.
17. Бозиев Р. С. О методологии исследования развития систем образования в национальных регионах России / Р. С. Бозиев // Педагогика. — 2017. — № 2. — С. 36–48.
18. Богуславский М. В. Современная образовательная политика в контексте актуализации историко-педагогического знания / М. В. Богуславский // Наука. Управление. Образование.РФ. — 2022. — № 2. — С. 8–12.
19. Асташова Н. А. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования / Н. А. Асташова, С. К. Бондырева, О. Л. Жук // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 3. — С. 29–49.
20. Алдошина М. И. Формирование у будущих педагогов компетенций этнической идентификации обучающихся в изменяющейся аксиосфере современного университета / М. И. Алдошина // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Педагогика. — 2022. — № 1. — С. 47–57.

Остальные статьи