Дата публикации: 01.01.2023

Проблемы поликультурности в профессиональном образовании современного педагога

Аннотация

Современная социокультурная ситуация в Российской Федерации определяется биполярностью тенденций будущего развития — модернизации и традиционализма, этнокультурности и поликультурности. Автором рассматриваются особенности современного профессионально-педагогического образования в поликультурном образовательном пространстве, влияние выделяемых факторов и противоречий данного процесса, исторические, теоретические и методологические подходы к рассмотрению различных трактовок, концепции поликультурного образования в России и в мире, выделены пути практической реализации.




Приоритетами задач в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. стали повышение качества отечественного образования, выведение российских университетов в ведущие мировые рейтинги, повышение открытости образовательного пространства и привлечение в вузы России иностранных обучающихся за счет развития их академической мобильности. Тенденция к увеличению количества иностранных обучающихся в российских вузах детерминирует проблемы принятия новых культурных кодов иностранными студентами при сохранении собственной этнокультурной традиции, что может вступать в противоречие. Это может повлечь за собой нарастание конфликтогенности, возникновение конфликтующих микрогрупп. Образование обладает потенциалом социальной консолидации, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной изоляции и напряженности.

Путями решения поставленных задач названы обеспечение «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений» [11].

Подобная постановка проблемы и ее актуализация рассматривают сложную дилемму в профессиональном и общем образовании, обусловившую особенность современного образовательного пространства в нашем полиэтническом и мультиконфессиональном государстве: каково соотношение поликультурного и этнокультурного векторов в развитии образования и каковы государственные приоритеты и ведущая тенденция, обусловливающие идейные и содержательные основы образовательной практики?

Современное профессиональное образование существует в особой ситуации, характеризуемой некоторыми противоречивыми чертами:

— между технократическим и культурологическим направлениями методологии, выливающимися в противостояние двух личностных идеалов: «человека технологий» и «человека культуры»;

Список литературы

1. 10. Марченко Е. Ю. Формирование межкультурной толерантности будущих учителей в процессе обучения в организациях среднего профессионального образования : дис. … канд. пед. наук / Е. Ю. Марченко. — Орел, 2021. — 196 с.
2. Marchenko E. Yu. Formirovanie mezhkul`turnoj tolerantnosti budushhix uchitelej v processe obucheniya v organizaciyax srednego professional`nogo obrazovaniya : dis. … kand. ped. nauk / E. Yu. Marchenko. — Orel, 2021. — 196 s.
3. 11. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20" target="_blank">https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20</a> Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%20 2025%20года.pdf (дата обр
4. Nacional`naya doktrina obrazovaniya Rossijskoj Federacii do 2025 goda [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20Nacional`naya%20doktrina%20obrazovaniya%20Rossijskoj%20Federacii%20do%202025%20goda.pdf" target="_blank">https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/1.%20Nacional`naya%20doktrina%20obrazovaniya%20Rossijskoj%20Federacii%20do%202025%20goda.pdf</a> (data ob
5. 12. Образование в современном поликультурном мире : учеб. пособие / Е. Ю. Рогачева [и др.] ; под ред. Е. Ю. Рогачевой. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. — 135 с.
6. Obrazovanie v sovremennom polikul`turnom mire : ucheb. posobie / E. Yu. Rogacheva [i dr.] ; pod red. E. Yu. Rogachevoj. — Vladimir : Izd-vo VlGU, 2014. — 135 s.
7. 13. Синянский Д. А. Картина мира и кризис современной культуры : дис. … канд. филос. наук / Д. А. Синянский. — Ростов н/Д, 2002. — 148 с.
8. Sinyanskij D. A. Kartina mira i krizis sovremennoj kul`tury` : dis. … kand. filos. nauk / D. A. Sinyanskij. — Rostov n/D, 2002. — 148 s.
9. 14. Соловьева Е. Е. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника / Е. Е. Соловьева, С. И. Попова // Вестн. Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. — 2020. — № 58. — С. 20–34.
10. Solov`eva E. E. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v processe razvitiya lichnosti shkol`nika / E. E. Solov`eva, S. I. Popova // Vestn. Pravosl. Sv.-Tixon. gumanit. un-ta. Seriya: Pedagogika. Psixologiya. — 2020. — № 58. — S. 20–34.
11. 15. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм ; [пер. с англ. Т. В. Банкетовой, С. В. Карпушиной]. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 446 с.
12. Fromm E` . Zdorovoe obshhestvo / E` . Fromm ; [per. s angl. T. V. Banketovoj, S. V. Karpushinoj]. — M. : AST : Astrel`, 2011. — 446 s.
13. 16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития / М. В. Шакурова // Вестн. Правосл. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Серия: Педагогика. — Психология. — 2016. — № 2. — С. 15–26.
14. Shakurova M. V. Formirovanie identichnosti sovremennogo rebenka v kontekste sociokul`turnoj situacii ego razvitiya / M. V. Shakurova // Vestn. Pravosl. Sv.-Tixon. gumanit. un-ta. Seriya: Pedagogika. — Psixologiya. — 2016. — № 2. — S. 15–26.
15. 17. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон ; пер. с англ. А. Д. Андреева. — М. : Флинта, 2006. — 340 с.
16. E`rikson E` . G. Identichnost`: yunost` i krizis / E` . G. E`rikson ; per. s angl. A. D. Andreeva. — M. : Flinta, 2006. — 340 s.
17. 18. Aldoshina M. I. Valuation Means of Students’ Competences at the University / M. I. Aldoshina // Asian Social Science. — 2014. — Vol. 10, № 24. — P. 77–84.
18. 19. Dzhurinsky A. N. School policy in Russia and the challenges of a multicultural society / A. N. Dzhurinsky // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 186. — P. 811–814.
19. 20. Hart J. L. Interpreting cultures : Literature, religion and the human sciences / Jonathan Locke Hart. — N. Y. : Basingstoke, Hants. : Palgrave Macmillan, 2006. — 340 p.
20. 1. Алдошина М. И. Основы поликультурного образования : учеб. пособие / М. И. Алдошина. — Орел : ОГУ, 2013. — 118 с.
21. Aldoshina M. I. Osnovy` polikul`turnogo obrazovaniya : ucheb. posobie / M. I. Aldoshina. — Orel : OGU, 2013. — 118 s.
22. 2. Алдошина М. И. Формирование у будущих педагогов компетенций этнической идентификации обучающихся в изменяющейся аксиосфере современного университета / М. И. Алдошина // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Педагогика. — 2022. — № 1. — С. 47–57.
23. Aldoshina M. I. Formirovanie u budushhix pedagogov kompetencij e`tnicheskoj identifikacii obuchayushhixsya v izmenyayushhejsya aksiosfere sovremennogo universiteta / M. I. Aldoshina // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Seriya: Pedagogika. — 2022. — № 1. — S.
24. 3. Асташова Н. А. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования / Н. А. Асташова, С. К. Бондырева, О. Л. Жук // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 3. — С. 29–49.
25. Astashova N. A. Resursy` dialogovogo obrazovatel`nogo prostranstva kak osnova organizacii polikul`turnogo obrazovaniya / N. A. Astashova, S. K. Bondy`reva, O. L. Zhuk // Obrazovanie i nauka. — 2019. — T. 21, № 3. — S. 29–49.
26. 4. Богуславский М. В. Современная образовательная политика в контексте актуализации историко-педагогического знания / М. В. Богуславский // Наука. Управление. Образование.РФ. — 2022. — № 2. — С. 8–12.
27. Boguslavskij M. V. Sovremennaya obrazovatel`naya politika v kontekste aktualizacii istoriko-pedagogicheskogo znaniya / M. V. Boguslavskij // Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF. — 2022. — № 2. — S. 8–12.
28. 5. Бозиев Р. С. О методологии исследования развития систем образования в национальных регионах России / Р. С. Бозиев // Педагогика. — 2017. — № 2. — С. 36–48.
29. Boziev R. S. O metodologii issledovaniya razvitiya sistem obrazovaniya v nacional`ny`x regionax Rossii / R. S. Boziev // Pedagogika. — 2017. — № 2. — S. 36–48.
30. 6. Буева Л. П. Человек в системе образования ХХӀ века / Л. П. Буева // Образование и социальные вызовы ХХӀ века : кол. монография / под. ред. М. Л. Левицкого [и др.]. — М., 2010. — С. 121–132.
31. Bueva L. P. Chelovek v sisteme obrazovaniya XXӀ veka / L. P. Bueva // Obrazovanie i social`ny`e vy`zovy` XXӀ veka : kol. monografiya / pod. red. M. L. Leviczkogo [i dr.]. — M., 2010. — S. 121–132.
32. 7. Гукаленко О. В. Поликультурное образование и вызовы современности / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков // Вестн. Моск. ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. — 2018. — № 2. — С. 3–11.
33. Gukalenko O. V. Polikul`turnoe obrazovanie i vy`zovy` sovremennosti / O. V. Gukalenko, V. P. Borisenkov // Vestn. Mosk. un-ta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. — 2018. — № 2. — S. 3–11.
34. 8. Иванов О. Б. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху / О. Б. Иванов, С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2020. — № 3. — С. 6–22.
35. Ivanov O. B. Nravstvenno-gumanisticheskij krizis v informacionnuyu e`poxu / O. B. Ivanov, S. V. Ivanova //Cennosti i smy`sly` . — 2020. — № 3. — S. 6–22.
36. 9. Казаева Е. А. Образование в контексте поликультурного подхода / Е. А. Казаева // Пед. образование в России. — 2015. — № 6. — С. 55–59.
37. Kazaeva E. A. Obrazovanie v kontekste polikul`turnogo podxoda / E. A. Kazaeva // Ped. obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 6. — S. 55–59.

Остальные статьи