Проблемы поликультурности в профессиональном образовании современного педагога
Аннотация
Современная социокультурная ситуация в Российской Федерации определяется биполярностью тенденций будущего развития — модернизации и традиционализма, этнокультурности и поликультурности. Автором рассматриваются особенности современного профессионально-педагогического образования в поликультурном образовательном пространстве, влияние выделяемых факторов и противоречий данного процесса, исторические, теоретические и методологические подходы к рассмотрению различных трактовок, концепции поликультурного образования в России и в мире, выделены пути практической реализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 154-164 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_154 |
Приоритетами задач в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. стали повышение качества отечественного образования, выведение российских университетов в ведущие мировые рейтинги, повышение открытости образовательного пространства и привлечение в вузы России иностранных обучающихся за счет развития их академической мобильности. Тенденция к увеличению количества иностранных обучающихся в российских вузах детерминирует проблемы принятия новых культурных кодов иностранными студентами при сохранении собственной этнокультурной традиции, что может вступать в противоречие. Это может повлечь за собой нарастание конфликтогенности, возникновение конфликтующих микрогрупп. Образование обладает потенциалом социальной консолидации, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной изоляции и напряженности.
Путями решения поставленных задач названы обеспечение «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений» [11].
Подобная постановка проблемы и ее актуализация рассматривают сложную дилемму в профессиональном и общем образовании, обусловившую особенность современного образовательного пространства в нашем полиэтническом и мультиконфессиональном государстве: каково соотношение поликультурного и этнокультурного векторов в развитии образования и каковы государственные приоритеты и ведущая тенденция, обусловливающие идейные и содержательные основы образовательной практики?
Современное профессиональное образование существует в особой ситуации, характеризуемой некоторыми противоречивыми чертами:
— между технократическим и культурологическим направлениями методологии, выливающимися в противостояние двух личностных идеалов: «человека технологий» и «человека культуры»;