Дата публикации: 01.01.2023

Педагогическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Аннотация

В статье на основе теоретического анализа проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников подробно описана модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Охарактеризованы блоки модели: целевой, методологический, содержательный, формирующий, диагностический, результативный.




В современном обществе важной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Решением данной проблемы занимается система здравоохранения (диспансеризация детского населения, профилактические мероприятия, выявление групп риска и др.), но немаловажная роль в процессе здоровьесбережения отводится образованию. В требования к результатам освоения образовательной программы школы заложено формирование здоровьесберегающей компетенции школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Анализ образовательного процесса, проведенный в ряде школ, показал, что образовательный процесс и педагогические условия современных школ не всегда способны полноценно обеспечить формирование всех компонентов здоровьесберегающей компетенции старшеклассников (знания в области здоровьесбережения, умения и навыки здоровьесберегающей деятельности, опыт реализации здоровьесбережения, а также формирование личностных качеств по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих). С целью обеспечения современного образовательного процесса эффективным способом формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников нами была разработана и предложена педагогическая модель, которая наглядно и структурированно демонстрирует целостный процесс формирования здоровьесберегающей компетенции в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы (Н. Г. Аникеева, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедeв, А. В. Хуторскoй, Е. А. Югова и др.), направленный на изучение проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции, показал, что в науке накоплен весомый теоретический и эмпирический материал, а также выявлены и обоснованы методологические подходы в данном направлении, позволяющие теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектноисследовательской деятельности [4; 13; 17; 27; 28].

Моделирование позволяет описать сложные педагогические процессы и представить их в виде упорядоченных компонентов во взаимодействии их связей и на этой основе создать конструкцию, позволяющую отобразить сущность и механизмы ее функционирования.

В педагогических исследованиях метод моделирования нашел широкое применение, в процессе которого происходит детальное изучение процессов и явлений педагогического взаимодействия на специальном объекте — модели. Полученные результаты в процессе разработки и реализации модели в дальнейшем переносятся в практическую деятельность педагога-исследователя и позволяют получить данные о естественных процессах педагогического взаимодействия [16].

Н. М. Борытко [9] определяет модель с позиции реализации материализованной системы символов, способной воспроизводить по отдельности качественно значимые стороны оригинала. Процесс моделирования направлен на формализацию педагогической проблемы и материализацию педагогических явлений, а также на структурирование невидимых данных, полученных в результате эмпирического исследования.

Список литературы

1. 15. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1974. — 328 с.
2. Kagan M. S. Chelovecheskaya deyatel`nost`: opy`t sistemnogo analiza / M.S.Kagan.— M. : Politizdat, 1974. — 328 s.
3. 16. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М. : Академия, 2006. — 400 с.
4. Kraevskij V. V. Metodologiya pedagogiki: novy`j e`tap : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ucheb. zavedenij / V. V. Kraevskij, E. V. Berezhnova. — M. : Akademiya, 2006. — 400 s.
5. 17. Лебедeв О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Шк. технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–12.
6. Lebedev O. E. Kompetentnostny`j podxod v obrazovanii / O. E. Lebedev // Shk. texnologii. — 2004. — № 5. — S. 3–12.
7. 18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М. : Политиздат, 1977. — 304 с.
8. Leont`ev A. N. Deyatel`nost` . Soznanie. Lichnost` / A. N. Leont`ev. — 2-e izd. — M. : Politizdat, 1977. — 304 s.
9. 19. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся : какими они должны быть? / И. Я. Лернер. — М. : Знание, 1978. — 48 с.
10. Lerner I. Ya. Kachestva znanij uchashhixsya : kakimi oni dolzhny` by`t`? / I. Ya. Lerner. — M. : Znanie, 1978. — 48 s.
11. 20. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса : метод. реком. для педагогов образовательных учреждений / сост.: С. Д. Вагурина [и др.]. — Белгород, 2005. — 86 с.
12. Pedagogicheskaya diagnostika uchebno-vospitatel`nogo processa : metod. rekom. dlya pedagogov obrazovatel`ny`x uchrezhdenij / sost.: S. D. Vagurina [i dr.]. — Belgorod, 2005. — 86 s.
13. 21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — М. : АН СССР, 1957. — 328 с.
14. Rubinshtejn S. L. By`tie i soznanie / S. L. Rubinshtejn. — M. : AN SSSR, 1957. — 328 s.
15. 22. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения: общие требования к уроку в свете тенденций общественного развития / М. Н. Скаткин. — М. : Просвещение, 2002. — 400 с.
16. Skatkin M. N. Sovershenstvovanie processa obucheniya: obshhie trebovaniya k uroku v svete tendencij obshhestvennogo razvitiya / M. N. Skatkin. — M. : Prosveshhenie, 2002. — 400 s.
17. 23. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М. : Академия, 2013. — 575 с.
18. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. — M. : Akademiya, 2013. — 575 s.
19. 24. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 395 с.
20. Slobodchikov V. I. Psixologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub``ektivnoj real`nosti v ontogeneze / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev ; Pravoslavny`j Svyato-Tixonovskij gumanitarny`j un-t. — M. : Izd-vo PSTGU, 2013. — 395 s.
21. 25. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> (дата обращения: 06.02.2023).
22. Federal`ny`e gosudarstvenny`e obrazovatel`ny`e standarty` [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> (data obrashheniya: 06.02.2023).
23. 26. Холл А. Д. Опыт методологии для системотехники / А. Д. Холл ; пер. с англ. Г. Н. Поварова и И. В. Соловьева ; под ред. Г. Н. Поварова. — М. : Сов. радио, 1975. — 448 с.
24. Xoll A. D. Opy`t metodologii dlya sistemotexniki / A. D. Xoll ; per. s angl. G. N. Povarova i I. V. Solov`eva ; pod red. G. N. Povarova. — M. : Sov. radio, 1975. — 448 s.
25. 27. Хутoрской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода и конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. — 2002. — Режим доступа: <a href="https://rudocs.exdat" target="_blank">https://rudocs.exdat</a>
26. Xutorskoj A. V. Opredelenie obshhepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevy`x kompetencij kak xarakteristika novogo podxoda i konstruirovaniyu obrazovatel`ny`x standartov [E`lektronny`j resurs] / A. V. Xutorskoj // E`jdos. — 2002. — Rezhim dostupa: <a href="https://rud" target="_blank">https://rud</a>
27. 28. Югова Е. А. Теоретико-методологические основания формирования смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов педагогического вуза : дис... д-ра пед. наук / Е. А. Югова. — Екатеринбург, 2015. — 303 с.
28. Yugova E. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya formirovaniya smy`sloobrazuyushhix konstruktov zdorovogo obraza zhizni studentov pedagogicheskogo vuza : dis... d-ra ped. nauk / E. A. Yugova. — Ekaterinburg, 2015. — 303 s.
29. 1. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психология. — 2005. — Т. 2, № 4. — С. 3–22.
30. Abul`xanova-Slavskaya K. A. Princip sub``ekta v otechestvennoj psixologii / K. A. Abul`xanova-Slavskaya // Psixologiya. — 2005. — T. 2, № 4. — S. 3–22.
31. 2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 463 с.
32. Amonashvili Sh. A. Razmy`shleniya o gumannoj pedagogike / Sh. A. Amonashvili. — M. : Izd. dom Shalvy` Amonashvili, 2001. — 463 s.
33. 3. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. : в 2 т. — М., 1980. — Т. 2. — С. 44–52.
34. Anan`ev B. G. Struktura individual`nogo razvitiya kak problema sovremennoj pedagogicheskoj antropologii / B. G. Anan`ev // Izbr. psixol. tr. : v 2 t. — M., 1980. — T. 2. — S. 44–52.
35. 4. Аникеева Н. Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе: на материале дисциплины «Физическая культура» : дис. … канд. пед. наук / Н. Г. Аникеева. — Тула, 2009. — 218 с.
36. Anikeeva N. G. Formirovanie zdorov`esberegayushhej kompetencii studentov pri professional`noj podgotovke v vuze: na materiale discipliny` «Fizicheskaya kul`tura» : dis. … kand. ped. nauk / N. G. Anikeeva. — Tula, 2009. — 218 s.
37. 5. АфанасьевВ. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1981. — 432 с.
38. Afanas`ev V. G. Obshhestvo: sistemnost`, poznanie i upravlenie / V. G. Afanas`ev. — M. : Politizdat, 1981. — 432 s.
39. 6. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) / В. И. Байденко. — М. : ИЦПКПС, 2005. — 114 с.
40. Bajdenko V. I. Kompetentnostny`j podxod k proektirovaniyu gosudarstvenny`x obrazovatel`ny`x standartov vy`sshego professional`nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy`) / V. I. Bajdenko. — M. : ICzPKPS, 2005. — 114 s.
41. 7. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 204 с.
42. Bespal`ko V. P. Osnovy` teorii pedagogicheskix sistem / V. P. Bespal`ko. — Voronezh : Izd-vo Voronezh. un-ta, 1977. — 204 s.
43. 8. Блауберг И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И.В.Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. — М. : Знание, 1969. — 48 с.
44. Blauberg I. V. Sistemny`j podxod: predposy`lki, problemy`, trudnosti / I. V. Blauberg, V. N. Sadovskij, E` . G. Yudin. — M. : Znanie, 1969. — 48 s. 9. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов
45. 9. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; [под ред. Н. М. Борытко]. — 2-е изд. — М. : Академия, 2009. — 320 с.
46. Bory`tko N. M. Metodologiya i metody` psixologo-pedagogicheskix issledovanij : ucheb. posobie dlya stud. vuzov / N. M. Bory`tko, A. V. Molozhavenko, I. A. Solovczova ; [pod red. N. M. Bory`tko]. — 2-e izd. — M. : Akademiya, 2009. — 320 s.
47. 10. Бургин М. С.Аксиологические аспекты научных теорий / М. С. Бургин, В.И.Кузнецов. — Киев : Наук. думка, 1991. — 179 с.
48. Burgin M. S. Aksiologicheskie aspekty` nauchny`x teorij / M. S. Burgin, V.I. Kuzneczov. — Kiev : Nauk. dumka, 1991. — 179 s.
49. 11. ВербицкийА. А. Личностный и компетентностный подходы: проблемы интеграции / A. A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М. : Логос, 2009. — 336 с.
50. Verbiczkij A. A. Lichnostny`j i kompetentnostny`j podxody`: problemy` integracii / A. A. Verbiczkij, O. G. Larionova. — M. : Logos, 2009. — 336 s.
51. 12. ДорджиеваЛ. А. Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Дорджиева. — Волгоград, 2006. — 185 с.
52. Dordzhieva L. A. Metod proektov kak sredstvo formirovaniya poznavatel`noj samostoyatel`nosti studentov kolledzha : dis. … kand. ped. nauk / L. A. Dordzhieva. — Volgograd, 2006. — 185 s.
53. 13. Зимняя И. А. Компетентностный подход : каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? : (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20–26.
54. Zimnyaya I. A. Kompetentnostny`j podxod : kakovo ego mesto v sisteme sovremenny`x podxodov k probleme obrazovaniya? : (teoretiko-metodologicheskij aspekt) / I. A. Zimnyaya // Vy`ssh. obrazovanie segodnya. — 2006. — № 8. — S. 20–26.
55. 14. Знаков В. В. XXI век : изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта / В. В. Знаков // Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности : матер. всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2016. — С. 5–14.
56. Znakov V. V. XXI vek : izmeneniya v mire cheloveka i novy`j e`tap razvitiya psixologii sub``ekta / V. V. Znakov // Lichnost` i by`tie: chelovek kak sub``ekt sociokul`turnoj real`nosti : mater. vseros. nauch.-prakt. konf. — Krasnodar, 2016. — S. 5–14.

Остальные статьи