Педагогическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности
Аннотация
В статье на основе теоретического анализа проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников подробно описана модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Охарактеризованы блоки модели: целевой, методологический, содержательный, формирующий, диагностический, результативный.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 141-153 |
УДК | 371 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_141 |
В современном обществе важной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Решением данной проблемы занимается система здравоохранения (диспансеризация детского населения, профилактические мероприятия, выявление групп риска и др.), но немаловажная роль в процессе здоровьесбережения отводится образованию. В требования к результатам освоения образовательной программы школы заложено формирование здоровьесберегающей компетенции школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Анализ образовательного процесса, проведенный в ряде школ, показал, что образовательный процесс и педагогические условия современных школ не всегда способны полноценно обеспечить формирование всех компонентов здоровьесберегающей компетенции старшеклассников (знания в области здоровьесбережения, умения и навыки здоровьесберегающей деятельности, опыт реализации здоровьесбережения, а также формирование личностных качеств по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих). С целью обеспечения современного образовательного процесса эффективным способом формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников нами была разработана и предложена педагогическая модель, которая наглядно и структурированно демонстрирует целостный процесс формирования здоровьесберегающей компетенции в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Н. Г. Аникеева, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедeв, А. В. Хуторскoй, Е. А. Югова и др.), направленный на изучение проблемы формирования здоровьесберегающей компетенции, показал, что в науке накоплен весомый теоретический и эмпирический материал, а также выявлены и обоснованы методологические подходы в данном направлении, позволяющие теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектноисследовательской деятельности [4; 13; 17; 27; 28].
Моделирование позволяет описать сложные педагогические процессы и представить их в виде упорядоченных компонентов во взаимодействии их связей и на этой основе создать конструкцию, позволяющую отобразить сущность и механизмы ее функционирования.
В педагогических исследованиях метод моделирования нашел широкое применение, в процессе которого происходит детальное изучение процессов и явлений педагогического взаимодействия на специальном объекте — модели. Полученные результаты в процессе разработки и реализации модели в дальнейшем переносятся в практическую деятельность педагога-исследователя и позволяют получить данные о естественных процессах педагогического взаимодействия [16].
Н. М. Борытко [9] определяет модель с позиции реализации материализованной системы символов, способной воспроизводить по отдельности качественно значимые стороны оригинала. Процесс моделирования направлен на формализацию педагогической проблемы и материализацию педагогических явлений, а также на структурирование невидимых данных, полученных в результате эмпирического исследования.