Дата публикации: 01.01.2023

Оценка эффективности модели формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация

В статье представлены итерационный процесс изучения поиска путей повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности и один из его результатов — структурно-функциональная модель формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выделены параметры и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, нацеленной на формирование культуры безопасности на уровне дошкольного и начального общего образования. Приводятся описание и результаты диагностических мероприятий, проводимых в рамках опытно-экспериментальной работы по апробации авторской модели. Делается вывод о ее эффективности, выявленных закономерностях.




Состояние современного общества все чаще характеризуют, используя акроним «VUCA-мир». Он образован из первых букв английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность),  complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Возрастание сложности и нестабильности условий существования человека определяет отнесение к стратегическим национальным приоритетам нашего государства сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала [2]. Большое значение для решения соответствующих задач имеет повышение культуры безопасности общества, которое может быть достигнуто благодаря созданию и реализации системой образования эффективных моделей обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности.

Актуальность разработки подобных моделей подчеркивается в ряде документов [3]. Их создание связано с итерационным процессом изучения возможностей повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности на основе моделирования. Данный процесс предполагает: построение моделей с учетом выводов, полученных в ходе теоретических исследований (эвристический этап); анализ полученных моделей, их изучение средствами мысленного эксперимента (когнитивный этап); апробацию моделей в условиях реальной образовательной системы, проведение опытно-экспериментальной работы, верификацию сформулированных выводов (прагматический этап); доработку моделей с учетом полученных результатов (объяснительный этап) (см.: [1, с. 41–42]).

В данной статье будут представлены: основной результат рассматриваемого процесса — структурно-функциональная модель (СФМ) формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста (рис. 1) и итоги ее апробации. Структурно-функциональная модель наглядно отображает и конкретизирует теоретические положения авторской концепции формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также (см.: [5, с. 204]):

— отражает субъектную позицию ребенка в процессе приобщения к культуре безопасности, механизмы, посредством которых дети присваивают элементы культуры;

— представляет варианты взаимодействия детей с элементами культуры безопасности, находящимися в их пространстве социализации: непосредственного (через предметно-пространственную среду и инфосферу) и опосредованного (через референтов культуры);

Список литературы

1. 1. Землянская Е. Н. Моделирование как метод педагогического исследования / Е. Н. Землянская // Преподаватель ХХI век. — 2013. — № 3. — С. 35–43.
2. Zemlyanskaya E. N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovaniya / E. N. Zemlyanskaya // Prepodavatel` XXI vek. — 2013. — № 3. — S. 35–43.
3. 2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 295. — Режим доступа: <a href="http://static.g" target="_blank">http://static.g</a>
4. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013–2020 gody` [E`lektronny`j resurs] : postanovlenie Pravitel`stva RF ot 15 apr. 2014 g. № 295. — Rezhim dostupa: <a href="http://st" target="_blank">http://st</a>
5. 3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс
6. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii plana osnovny`x meropriyatij, provodimy`x v ramkax Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda [E`lektronny`j resurs] : rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 23.01.2021 № 122-r. — Dostup iz SPS «Konsul
7. 4. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет : парциальная программа / Л. Л. Тимофеева. — СПб. : Детство-Пресс, 2015. — 160 с.
8. Timofeeva L. L. Formirovanie kul`tury` bezopasnosti u detej ot 3 do 8 let : parcial`naya programma / L. L. Timofeeva. — SPb. : Detstvo-Press, 2015. — 160 s.
9. 5. Тимофеева Л. Л. Концепция формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Л. Л. Тимофеева. — М., 2021. — 428 с.
10. Timofeeva L. L. Koncepciya formirovaniya kul`tury` bezopasnosti u detej doshkol`nogo i mladshego shkol`nogo vozrasta : dis. ... d-ra ped. nauk / L. L. Timofeeva. — M., 2021. — 428 s.
11. 6. Тимофеева Л. Л. Проектирование адаптивной педагогической системы формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Л. Тимофеева // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4. — С. 236–245.
12. Timofeeva L. L. Proektirovanie adaptivnoj pedagogicheskoj sistemy` formirovaniya kul`tury` bezopasnosti u detej doshkol`nogo i mladshego shkol`nogo vozrasta / L. L. Timofeeva // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 4. — S. 236–245.

Остальные статьи