Оценка эффективности модели формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация
В статье представлены итерационный процесс изучения поиска путей повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности и один из его результатов — структурно-функциональная модель формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выделены параметры и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, нацеленной на формирование культуры безопасности на уровне дошкольного и начального общего образования. Приводятся описание и результаты диагностических мероприятий, проводимых в рамках опытно-экспериментальной работы по апробации авторской модели. Делается вывод о ее эффективности, выявленных закономерностях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 127-140 |
УДК | 373 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_127 |
Состояние современного общества все чаще характеризуют, используя акроним «VUCA-мир». Он образован из первых букв английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Возрастание сложности и нестабильности условий существования человека определяет отнесение к стратегическим национальным приоритетам нашего государства сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала [2]. Большое значение для решения соответствующих задач имеет повышение культуры безопасности общества, которое может быть достигнуто благодаря созданию и реализации системой образования эффективных моделей обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности.
Актуальность разработки подобных моделей подчеркивается в ряде документов [3]. Их создание связано с итерационным процессом изучения возможностей повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности на основе моделирования. Данный процесс предполагает: построение моделей с учетом выводов, полученных в ходе теоретических исследований (эвристический этап); анализ полученных моделей, их изучение средствами мысленного эксперимента (когнитивный этап); апробацию моделей в условиях реальной образовательной системы, проведение опытно-экспериментальной работы, верификацию сформулированных выводов (прагматический этап); доработку моделей с учетом полученных результатов (объяснительный этап) (см.: [1, с. 41–42]).
В данной статье будут представлены: основной результат рассматриваемого процесса — структурно-функциональная модель (СФМ) формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста (рис. 1) и итоги ее апробации. Структурно-функциональная модель наглядно отображает и конкретизирует теоретические положения авторской концепции формирования культуры безопасности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также (см.: [5, с. 204]):
— отражает субъектную позицию ребенка в процессе приобщения к культуре безопасности, механизмы, посредством которых дети присваивают элементы культуры;
— представляет варианты взаимодействия детей с элементами культуры безопасности, находящимися в их пространстве социализации: непосредственного (через предметно-пространственную среду и инфосферу) и опосредованного (через референтов культуры);