Дата публикации: 01.01.2023

Рефлексивно-психотерапевтические программы профилактики наркомании молодежи как педагогические технологии воспитания ее безопасности и обеспечения здоровья

Аннотация

Обсуждаются проблемы воспитания молодежи и обеспечения ее здоровья и безопасности, в том числе борьбы с наркоманией. Средствами рефлексивно-деятельностной психологии развития и нравственного воспитания личности изучаются возрастно-психологические особенности больных наркоманией: их потребностно-смысловой сферы, переживаний, мотивации поведения, целеполагания, отношений с семейным и социальным окружением. С учетом этого проектируются типы рефлексивно-психотерапевтических программ психокоррекции личностного развития. Обобщается воспитательный опыт профилактики и реабилитации, нацеленных на рефлексивно-педагогическое обеспечение психологической безопасности и духовно-нравственного здоровья молодежи.




1. Социокультурный контекст рефлексивно-воспитывающей психотерапии

Воспитание человека заключается не только в формировании мировоззрения и свойств социализации личности, но и в коррекции ее развития в случаях нарушений этого развития, в том числе связанных с возникновением и усугублением наркотической зависимости. Нейтрализация этого социального бедствия ставит сложные психолого-педагогические задачи перед теорией воспитания и практикой научного обеспечения безопасности [32] развития детей и молодежи в социокультурных условиях современного образования и общества. Этим определяется актуальность психолого-педагогического изучения возрастных и медико-наркологических [5; 12] особенностей лиц, страдающих наркоманией в подростковом и юношеском возрасте, с целью обеспечения их здоровья и безопасности, в частности, путем психотерапевтической рефлекоррекции [6; 25] их воспитания. Эффективность обеспечения психологической безопасности человека в экстремальных условиях во многом зависит от того реального психического состояния, в котором находится и которое переживает субъект, оказавшийся в критической для себя проблемно-конфликтной ситуации [3; 23; 36]. Нормальный здоровый человек обычно достаточно устойчив к различного рода стрессам и фрустрациям, быстро адаптируется к ним и вполне конструктивно преодолевает их последствия. Однако при фрустрациях в экстремальных кризисных ситуациях далеко не каждый сохраняет свою стрессоустойчивость. Это может негативно сказаться на психическом здоровье личности, расстройство которого ведет порой к снижению работоспособности, что чревато ослаблением профессиональных функций субъекта, в том числе снижением его возможностей адекватно реализовать себя в трудовой деятельности. Ибо физическое и психическое здоровье составляет базовый социобиологический компонент психологических ресурсов человека наряду с его образованием, знаниями, компетенциями, рефлексивно-творческим потенциалом и социальным статусом, что в своей совокупности ныне трактуется как человеческий капитал [17; 29].

В настоящей работе обобщен многолетний психолого-педагогический опыт изучения — с позиций рефлексивной психологии и педагогики [23; 24; 36] развития кризисной личности [13; 26] — проблем психического здоровья [12], потребностно-смысловой сферы [21], рефлексивности самовосприятия и самосознания [38], динамики переживаний и отношений [6; 16] с окружающими в проблемно-конфликтных ситуациях [3; 36], а также построения системы воспитания и развивающих [13] программ рефлексивно-психотерапевтической коррекции поведения лиц, страдающих наркоманией. Это изучение осуществлялось на таких основных уровнях [23] системно-познавательной деятельности в современном человекознании, как аксиологический [8; 29], философский [1; 16; 38], историко-научный [15; 19], феноменологический [31; 38], методологический [14; 23; 35], теоретический [7; 10; 33], исследовательский [3; 9; 27; 30; 34], методический [2; 4; 21], прикладной [5; 8; 32], дидактический [12; 25], прагматический [2; 10; 39], просветительский [17]. Они были дифференцированы и апробированы сначала в нашей научной школе [36] рефлексивной психологии исследования развития критического мышления и креативной личности в процессах образования, профессионализма и творчества, а в связи с психолого-педагогическим изучением проблем воспитания безопасности и обеспечения здоровья применены для разработки развивающих психотерапевтических программ профилактики и лечения лиц, страдающих наркоманией.

Новизна статьи определяется развиваемым авторами рефлексивно-психотерапевтическим подходом [7; 32; 37] к проектированию воспитательных воздействий на потребностно-смысловую и рефлексивно-ценностную [8] сферу личности лиц, страдающих наркоманией, с целью рефлексивно-диалогической [7; 9; 36] и рефлексивно-полилогической [21; 36] психокоррекции их мировоззрения и поведения посредством развивающих программ [13; 37], призванных обеспечить педагогикой воспитания их духовное здоровье [12; 28] и психическую безопасность в перспективе социореабилитации, социализации и профессионализации [11; 22]. Феноменология стрессогенных переживаний и фрустрации страданий личности в проблемно-конфликтных ситуациях ее кризисного развития гениально показана писателем М. М. Зощенко [31], продемонстрировавшим конструктивность рефлексивного совладания [39] посредством психотерапевтического и волевого самовоспитания, в формировании которого современная педагогика воспитания призвана оказать психологическую поддержку лицам, страдающим наркоманией.

2. Актуальность профилактики наркомании и психического здоровья как фактора безопасности человека

Список литературы

1. Семенов И. Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М. М. Зощенко / И. Н. Семенов // Акмеология. — 2009. — № 4. — С. 92–100.
2. Рефлексивно-психологическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлексике профессионального образования, социальной защиты и адаптации / под ред. И. Н. Семенова. — М. : ИРПТиГО, 1996.
3. Семенов И. Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном профессиональном образовании (методология взаимодействия психологии, акмеологии, педагогики, конфликтологии) / И. Н. Семенов. — Бийск : БиГПИ, 1995.
4. Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационное управление воспитанием и обучением школьников в гимназическом образовании / И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительно
5. Семенов И. Н. Акмеология, социальная и юридическая психология в междисциплинарном обеспечении наркологических рефлексивных реабилитационных программ / И. Н. Семенов, С. А. Смирнов, В. В. Кордубан // Акмеология и социальная психология на рубеже ХХI век
6. Семенов И. Н. Рефлексивно-психологическая коррекция кризисного развития личности подростков-наркоманов / И. Н. Семенов, С. В. Иванов, Т. Г. Болдина // Психология личности в кризисных ситуациях развития. — М., 2001. — С. 91–95.
7. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивно-психологического анализа кризисной личности / И. Н. Семенов, С. С. Учадзе. — Сочи : ИРПТиГО : НОЦ РАО, 2002.
8. Семенов И. Н. Рефлексивность духовного развития личности как один из аспектов оптимизации психического здоровья / И. Н. Семенов, А. В. Ставцев // Психическое здоровье и безопасность личности : в 2 ч.— Тамбов, 2003. — Ч. II. — С. 135–139.
9. Семенов И. Н. Здравоохранение: рефлексивная психология и человеческий капитал — аспекты развития / И. Н. Семенов // Главный врач: хозяйство и право. — 2007. — № 3. — С. 20–22.
10. Семенов И. Н. Зависимость выбора перспективных жизненных направлений от рефлексии уровня комфортности личности учащихся / И. Н. Семенов, К. С. Серегин, Е. Е. Корниенко // Учен. зап. МГПУ. Психологические исследования. — Мурманск, 2008. — Вып. 8. — С.
11. Репецкий Ю. А. Рефлексия смысла жизни личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 177–186.
12. Семенов И. Н. Социокультурное проектирование рефлексивно-психотерапевтического обеспечения безопасности образования молодежи / И. Н. Семенов // Изв. АПСН. — 2011. — Вып. XV : Развитие системы образования — основа обеспечения безопасности страны : в 2
13. Семенов И. Н. Рефлексия экзистенциально-профессионального целеполагания молодежи на этапе межпоколенческого перехода / И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — М., 2012. — Вып. 7, ч. 2. — С. 633–638.
14. Семенов И. Н. Контент-анализ методом Ш. Шварца рефлексии студентами жизненных и профессиональных целей / И. Н. Семенов, В. Ю. Костенко // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : матер. VI Междунар. науч.-практ. конф., 19-21 нояб. 2013 г
15. Семенов И. Н. Методологические проблемы рефлексивной психологии самовосприятия индивидуальности / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2013. — № 1. — С. 131–148.
16. Семенов И. Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Человек и мир. — 2017. — Т. 1, № 1. — С. 121–150.
17. Смирнов С. А. Взаимодействие рациональной и иррациональной рефлексии в психотерапевтической практике лечения больных наркоманией / С. А. Смирнов, И. Н. Семенов // Культура и образование на рубеже тысячелетий : в 5 ч. — Тамбов, 2000. — Ч. 5.
18. Смирнов С. А. Рефлексия, рациональность и сознание / С. А. Смирнов // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов. Т. Г. Болдина. — М., 2003. — С. 97–120.
19. Туровцев Н. В. Рефлексия как ресурс совладания с конфликтностью и развития индивидуальности / Н. В. Туровцев, И. Н. Семенов // Психология индивидуальности : сб. матер. V Междунар. науч. конф. / под общ. ред.: В. Д. Шадрикова, И. Н. Семенова [и др.]. —
20. Фомина А. Б. Научно-педагогические основы разработки и развития образовательных программ в системе дополнительного образования детей / А. Б. Фомина, Л. Н. Буйлова, Н. С. Фомин ; отв. ред. И. Н. Семенов. — М. : МКО, 1996.
21. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала / отв. ред.-сост. Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов : ТГУ, 1996.
22. Андрияко Л. Я. Психологическая экспертиза кризисных ситуаций / Л. Я. Андрияко, Ф. Е. Иванов, И. Н. Семенов ; отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск : НГУ, 1989.
23. Аникина В. Г. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникина, Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов : ТГУ, 2001.
24. Борискина А. А. Нравственное воспитание в учреждениях дополнительного образования столичного региона : монография / А. А. Борискина, И. Н. Семенов. — М. : УРАО, 2011.
25. Давыдова Г. И. Рефлексивно-психологическое обеспечение профилактики наркомании в школе / Г. И. Давыдова, А. Б. Черенкова // Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки : тем. сб. — М., 1999. — Вып. 16, № 2. — C. 64–67.
26. Давыдова Г. И. Роль рефлексивной поддержки в психологической коррекции отношений личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Отношения в психотерапевтическом процессе. — Винница, 2000. — C. 55–66.
27. Давыдова Г. И. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 110–118.
28. Давыдова Г. И. Формирование рефлексивной самооценки психолого-педагогической поддержки развития личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Новые ценности образования. — 2007. — Т. 31, № 1 : Миссия классного руководителя. — С. 167–182.
29. Давыдова Г. И. Эволюция «Образа Я» личности в рефлексивном диалоге / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2009. — № 4. — С. 149–159.
30. Доник О. А. Рефлексивно-психологическое обеспечение саморазвития учащихся в условиях временных молодежных объединений средствами игрорефлексики / О. А. Доник, И. Н. Семенов // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в обр
31. Алексеев Н. Г. Философия образования / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов, В. С. Швырев // Высш. образование в России. — 1997. — № 3. — С. 88–94.
32. Дюков В. М. Специализированный учебный курс «Проблемы проектирования и развития “Школы здоровья”» / В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Киев : Здоровье, 2007. — Ч. 1, 2.
33. Кордубан В. В. Рефлексивно-психотерапевтическая поддержка кризисной личности при проведении реабилитационных наркологических программ / В. В. Кордубан // Психология личности в кризисной ситуации / В. В. Кордубан, И. Н. Семенов, С. А. Смирнов. — М., 20
34. Костюков Н. Н. Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно-развивающего подхода / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов. — М. : Федер. ин-т развития образования М-ва образования и науки РФ, 2014.— 64 с.
35. Лисина Е. А. Развитие В. Г. Асеевым психологии и акмеологии мотивации личности / Е. А. Лисина, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 1–2. — С. 9–12.
36. Морозова М. В. Философско-психологические проблемы изучения переживаний индивидуальности и их взаимосвязей с рефлексией / М. В. Морозова, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 1–2. — С. 57–101
37. Обзор международного сотрудничества в рефлексивно-психологическом обеспечении здоровья и образования как компонентов человеческого капитала / И. Н. Семенов [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2016. — № 1. —
38. Орлова Е. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование / Е. Орлова, В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Саарбрюккен : Ламберт, 2014. — 396 с.
39. Похмелкина Г. И. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии / Г. И. Похмелкина, И. Н. Семенов // Психология : журн. Высш. шк. экономики. — 2008. — № 1. — С. 128–138.
40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [И. В. Дубровина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Academia, 1998.

Остальные статьи