Рефлексивно-психотерапевтические программы профилактики наркомании молодежи как педагогические технологии воспитания ее безопасности и обеспечения здоровья
Аннотация
Обсуждаются проблемы воспитания молодежи и обеспечения ее здоровья и безопасности, в том числе борьбы с наркоманией. Средствами рефлексивно-деятельностной психологии развития и нравственного воспитания личности изучаются возрастно-психологические особенности больных наркоманией: их потребностно-смысловой сферы, переживаний, мотивации поведения, целеполагания, отношений с семейным и социальным окружением. С учетом этого проектируются типы рефлексивно-психотерапевтических программ психокоррекции личностного развития. Обобщается воспитательный опыт профилактики и реабилитации, нацеленных на рефлексивно-педагогическое обеспечение психологической безопасности и духовно-нравственного здоровья молодежи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 114-127 |
УДК | 616.8:615.851+159.98 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_114 |
1. Социокультурный контекст рефлексивно-воспитывающей психотерапии
Воспитание человека заключается не только в формировании мировоззрения и свойств социализации личности, но и в коррекции ее развития в случаях нарушений этого развития, в том числе связанных с возникновением и усугублением наркотической зависимости. Нейтрализация этого социального бедствия ставит сложные психолого-педагогические задачи перед теорией воспитания и практикой научного обеспечения безопасности [32] развития детей и молодежи в социокультурных условиях современного образования и общества. Этим определяется актуальность психолого-педагогического изучения возрастных и медико-наркологических [5; 12] особенностей лиц, страдающих наркоманией в подростковом и юношеском возрасте, с целью обеспечения их здоровья и безопасности, в частности, путем психотерапевтической рефлекоррекции [6; 25] их воспитания. Эффективность обеспечения психологической безопасности человека в экстремальных условиях во многом зависит от того реального психического состояния, в котором находится и которое переживает субъект, оказавшийся в критической для себя проблемно-конфликтной ситуации [3; 23; 36]. Нормальный здоровый человек обычно достаточно устойчив к различного рода стрессам и фрустрациям, быстро адаптируется к ним и вполне конструктивно преодолевает их последствия. Однако при фрустрациях в экстремальных кризисных ситуациях далеко не каждый сохраняет свою стрессоустойчивость. Это может негативно сказаться на психическом здоровье личности, расстройство которого ведет порой к снижению работоспособности, что чревато ослаблением профессиональных функций субъекта, в том числе снижением его возможностей адекватно реализовать себя в трудовой деятельности. Ибо физическое и психическое здоровье составляет базовый социобиологический компонент психологических ресурсов человека наряду с его образованием, знаниями, компетенциями, рефлексивно-творческим потенциалом и социальным статусом, что в своей совокупности ныне трактуется как человеческий капитал [17; 29].
В настоящей работе обобщен многолетний психолого-педагогический опыт изучения — с позиций рефлексивной психологии и педагогики [23; 24; 36] развития кризисной личности [13; 26] — проблем психического здоровья [12], потребностно-смысловой сферы [21], рефлексивности самовосприятия и самосознания [38], динамики переживаний и отношений [6; 16] с окружающими в проблемно-конфликтных ситуациях [3; 36], а также построения системы воспитания и развивающих [13] программ рефлексивно-психотерапевтической коррекции поведения лиц, страдающих наркоманией. Это изучение осуществлялось на таких основных уровнях [23] системно-познавательной деятельности в современном человекознании, как аксиологический [8; 29], философский [1; 16; 38], историко-научный [15; 19], феноменологический [31; 38], методологический [14; 23; 35], теоретический [7; 10; 33], исследовательский [3; 9; 27; 30; 34], методический [2; 4; 21], прикладной [5; 8; 32], дидактический [12; 25], прагматический [2; 10; 39], просветительский [17]. Они были дифференцированы и апробированы сначала в нашей научной школе [36] рефлексивной психологии исследования развития критического мышления и креативной личности в процессах образования, профессионализма и творчества, а в связи с психолого-педагогическим изучением проблем воспитания безопасности и обеспечения здоровья применены для разработки развивающих психотерапевтических программ профилактики и лечения лиц, страдающих наркоманией.
Новизна статьи определяется развиваемым авторами рефлексивно-психотерапевтическим подходом [7; 32; 37] к проектированию воспитательных воздействий на потребностно-смысловую и рефлексивно-ценностную [8] сферу личности лиц, страдающих наркоманией, с целью рефлексивно-диалогической [7; 9; 36] и рефлексивно-полилогической [21; 36] психокоррекции их мировоззрения и поведения посредством развивающих программ [13; 37], призванных обеспечить педагогикой воспитания их духовное здоровье [12; 28] и психическую безопасность в перспективе социореабилитации, социализации и профессионализации [11; 22]. Феноменология стрессогенных переживаний и фрустрации страданий личности в проблемно-конфликтных ситуациях ее кризисного развития гениально показана писателем М. М. Зощенко [31], продемонстрировавшим конструктивность рефлексивного совладания [39] посредством психотерапевтического и волевого самовоспитания, в формировании которого современная педагогика воспитания призвана оказать психологическую поддержку лицам, страдающим наркоманией.