Дата публикации: 01.01.2023

Система подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности

Аннотация

Статья посвящена теоретическому описанию разработанной в рамках диссертационного исследования системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Разработанная в ходе исследования модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности включает нормативно-целевой, мотивационно-ценностный, организационно-технологический и контрольно-оценочный компоненты. Реализация каждого из компонентов системы подготовки направлена на формирование устойчивых и гибких качеств личности будущих педагогов, образующих содержательное наполнение компонентов (мотивационно-ценностного, конативно-деятельностного и эмоционального) их готовности к воспитательной деятельности.




Опираясь на исследование Н. В. Увариной [17], содержательно-смысловое наполнение системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности мы рассматриваем как «проекцию теоретических положений на практическую область деятельности педагогов» [19, с. 308].

Основными признаками разрабатываемой педагогической системы выступают:

1) ведущая идея формирования системы, выполняющая системообразующую функцию;

2) полнота и взаимосвязь компонентов, направленных на достижение цели;

3) результатом реализации системы является появление целостных качеств личности будущих педагогов [15; 16].

Список литературы

1. 11. Марков К. В. Педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра : дис. … канд. пед. наук / К. В. Марков. — Махачкала, 2017. — 278 с.
2. Markov K. V. Pedagogicheskie usloviya povy`sheniya e`ffektivnosti sistemy` patrioticheskogo vospitaniya studentov uchebnogo voennogo centra : dis. … kand. ped. nauk / K. V. Markov. — Maxachkala, 2017. — 278 s.
3. 12. Мартирасова Т. А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук / Т. А. Мартирасова. — Красноярск, 2015. — 432 с.
4. Martirasova T. A. Formirovanie gotovnosti k trudovoj deyatel`nosti budushhego bakalavra v obrazovatel`nom processe : dis. ... d-ra ped. nauk / T. A. Martirasova. — Krasnoyarsk, 2015. — 432 s.
5. 13. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. — Режим доступа: <a href="http://edu53.ru/np-incl" target="_blank">http://edu53.ru/np-incl</a>
6. Rossijskaya Federaciya. Zakony` . O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushhixsya [E`lektronny`j resurs] : feder. zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 304-FZ. — Rezhim dostupa: <a href="http://" target="_blank">http://</a> edu
7. 14. Руднева Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте / Т. И. Руднева // Вестн. Самар. ун-та. История, педагогика, филология. — 2015. — № 7. — С. 191–195.
8. Rudneva T. I. Pedagogicheskaya deyatel`nost` v sovremennom social`nom kontekste / T.I. Rudneva // Vestn. Samar. un-ta. Istoriya, pedagogika, filologiya. — 2015. — № 7. — S. 191–195.
9. 15. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности : дис …. д-ра пед. наук / А. В. Савченков. — Челябинск, 2021. — 586 с.
10. Savchenkov A. V. Strategiya podgotovki budushhix pedagogov professional`nogo obucheniya k osushhestvleniyu vospitatel`noj deyatel`nosti : dis …. d-ra ped. nauk / A. V. Savchenkov. — Chelyabinsk, 2021. — 586 s.
11. 16. Степанов П. В. Современная теория воспитания : словарь-справочник / П. В. Степанов ; под ред. Н.Л. Селивановой. — М. : Пед. поиск, 2016. — 48 с.
12. Stepanov P. V. Sovremennaya teoriya vospitaniya : slovar`-spravochnik / P. V. Stepanov ; pod red. N.L. Selivanovoj. — M. : Ped. poisk, 2016. — 48 s.
13. 17. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н. В. Уварина // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2012. —
14. Uvarina N. V. Yadro pedagogicheskoj koncepcii: zakonomernosti, principy` aktualizacii tvorcheskogo potenciala lichnosti uchashhixsya v obrazovatel`nom processe / N. V. Uvarina // Vestn. Yuzhno-Ural. gos. un-ta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki.
15. 18. Черникова Л. В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Черникова. — Новосибирск, 2018. — 211 с.
16. Chernikova L. V. Razvitie professional`noj uspeshnosti pedagoga-vospitatelya v processe povy`sheniya kvalifikacii : dis. ... kand. ped. nauk / L. V. Chernikova. — Novosibirsk, 2018. — 211 s.
17. 19. Шендрик И. Г. Самопроектирование и образование через всю жизнь / И. Г. Шендрик // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — № 12. — С. 307–310.
18. Shendrik I. G. Samoproektirovanie i obrazovanie cherez vsyu zhizn` / I. G. Shendrik // Obrazovanie cherez vsyu zhizn`: neprery`vnoe obrazovanie v interesax ustojchivogo razvitiya. — 2014. — № 12. — S. 307–310.
19. 1. Авдеева Л. М. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза в условиях университетского музея : дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Авдеева. — Ульяновск, 2017. — 213 с.
20. Avdeeva L. M. Professional`noe vospitanie studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyax universitetskogo muzeya : dis. ... kand. ped. nauk / L. M. Avdeeva. — Ul`yanovsk, 2017. — 213 s.
21. 2. Акименко Г. В. Совершенствование системы профессионального воспитания студентов через органы студенческого самоуправления на основе зарубежного опыта / Г. В. Акименко // Дневник науки. — 2020. — № 3. — С. 3–6.
22. Akimenko G. V. Sovershenstvovanie sistemy` professional`nogo vospitaniya studentov cherez organy` studencheskogo samoupravleniya na osnove zarubezhnogo opy`ta / G. V. Akimenko // Dnevnik nauki. — 2020. — № 3. — S. 3–6.
23. 3. Андриенко О. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 5. — С. 26–32.
24. Andrienko O. A. Iz opy`ta raboty` po organizacii vospitatel`noj deyatel`nosti s obuchayushhimisya yunosheskogo vozrasta / O. A. Andrienko, T. A. Bezenkova // Perspektivy` nauki i obrazovaniya. — 2018. — № 5. — S. 26–32.
25. 4. Байбародова Л. В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова // Ярослав. пед. вестн. — 2018. — № 2. — С. 17–25.
26. Bajbarodova L. V. Podgotovka budushhix pedagogov k vospitatel`noj deyatel`nosti / L. V. Bajborodova, M. V. Gruzdev, I. G. Xarisova // Yaroslav. ped. vestn. — 2018. — № 2. — S. 17–25.
27. 5. Гущина Г. А. Профессиональное воспитание: история, теория, практика : монография / Г. А. Гущина. — Киров : Изд-во ВСЭИ, 2007. — 191 с.
28. Gushhina G. A. Professional`noe vospitanie: istoriya, teoriya, praktika : monografiya / G. A. Gushhina. — Kirov : Izd-vo VSE`I, 2007. — 191 s.
29. 6. Дорошук Л. А. Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования / Л. А. Дорощук // Вестн. Шадрин. гос. пед. ун-та. — 2017. — № 4. — С. 16–19.
30. Doroshuk L. A. Aktual`ny`e aspekty` organizacii vospitatel`noj raboty` v uchrezhdeniyax srednego professional`nogo obrazovaniya / L. A. Doroshhuk // Vestn. Shadrin. gos. ped. un-ta. — 2017. — № 4. — S. 16–19.
31. 7. Есаулов Е. А. О возможности высокотехнологичной образовательной среды вуза по развитию ценностного отношения студентов к будущей педагогической деятельности / Е. А. Есаулова // Педагогика и психология: теория и практика. — 2016. — № 1. — С. 117–122.
32. Esaulov E. A. O vozmozhnosti vy`sokotexnologichnoj obrazovatel`noj sredy` vuza po razvitiyu cennostnogo otnosheniya studentov k budushhej pedagogicheskoj deyatel`nosti / E. A. Esaulova // Pedagogika i psixologiya: teoriya i praktika. — 2016. — № 1. — S. 1
33. 8. Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия : учеб. пособие по спецкурсу / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1980. — 93 с.
34. Konarzhevskij Yu. A. Sistemny`j podxod k analizu vospitatel`nogo meropriyatiya : ucheb. posobie po speczkursu / Yu. A. Konarzhevskij. — Chelyabinsk : Izd-vo ChGPI, 1980. — 93 s.
35. 9. Королева Н. Ю. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, И. И. Трубина // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 6
36. Koroleva N. Yu. Formirovanie virtual`noj social`no-obrazovatel`noj sredy` uchebnogo zavedeniya kak uslovie povy`sheniya rezul`tativnosti obrazovatel`nogo processa / N. Yu. Koroleva, N. I. Ry`zhova, I. I. Trubina // Mir nauki, kul`tury`, obrazovaniya. — 20
37. 10. Краевский В. В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством : монография / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова ; Рос. акад. образования. — М. : НП «АПО», 2007. — 150 с.
38. Kraevskij V. V. Issledovaniya v oblasti obrazovaniya: problemy` upravleniya kachestvom : monografiya / V. V. Kraevskij, E. V. Berezhnova ; Ros. akad. obrazovaniya. — M. : NP «APO», 2007. — 150 s.

Остальные статьи