Дата публикации: 01.01.2023

Система подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности

Аннотация

Статья посвящена теоретическому описанию разработанной в рамках диссертационного исследования системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности. Разработанная в ходе исследования модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности включает нормативно-целевой, мотивационно-ценностный, организационно-технологический и контрольно-оценочный компоненты. Реализация каждого из компонентов системы подготовки направлена на формирование устойчивых и гибких качеств личности будущих педагогов, образующих содержательное наполнение компонентов (мотивационно-ценностного, конативно-деятельностного и эмоционального) их готовности к воспитательной деятельности.




Опираясь на исследование Н. В. Увариной [17], содержательно-смысловое наполнение системы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности мы рассматриваем как «проекцию теоретических положений на практическую область деятельности педагогов» [19, с. 308].

Основными признаками разрабатываемой педагогической системы выступают:

1) ведущая идея формирования системы, выполняющая системообразующую функцию;

2) полнота и взаимосвязь компонентов, направленных на достижение цели;

3) результатом реализации системы является появление целостных качеств личности будущих педагогов [15; 16].

Список литературы

1. Краевский В. В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством : монография / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова ; Рос. акад. образования. — М. : НП «АПО», 2007. — 150 с.
2. Шендрик И. Г. Самопроектирование и образование через всю жизнь / И. Г. Шендрик // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — № 12. — С. 307–310.
3. Черникова Л. В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Черникова. — Новосибирск, 2018. — 211 с.
4. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н. В. Уварина // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2012. —
5. Степанов П. В. Современная теория воспитания : словарь-справочник / П. В. Степанов ; под ред. Н.Л. Селивановой. — М. : Пед. поиск, 2016. — 48 с.
6. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности : дис …. д-ра пед. наук / А. В. Савченков. — Челябинск, 2021. — 586 с.
7. Руднева Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте / Т. И. Руднева // Вестн. Самар. ун-та. История, педагогика, филология. — 2015. — № 7. — С. 191–195.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. — Режим доступа: <a href="http://edu53.ru/np-incl" target="_blank">http://edu53.ru/np-incl</a>
9. Мартирасова Т. А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук / Т. А. Мартирасова. — Красноярск, 2015. — 432 с.
10. Марков К. В. Педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра : дис. … канд. пед. наук / К. В. Марков. — Махачкала, 2017. — 278 с.
11. Авдеева Л. М. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза в условиях университетского музея : дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Авдеева. — Ульяновск, 2017. — 213 с.
12. Королева Н. Ю. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, И. И. Трубина // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 6
13. Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия : учеб. пособие по спецкурсу / Ю. А. Конаржевский. — Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1980. — 93 с.
14. Есаулов Е. А. О возможности высокотехнологичной образовательной среды вуза по развитию ценностного отношения студентов к будущей педагогической деятельности / Е. А. Есаулова // Педагогика и психология: теория и практика. — 2016. — № 1. — С. 117–122.
15. Дорошук Л. А. Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования / Л. А. Дорощук // Вестн. Шадрин. гос. пед. ун-та. — 2017. — № 4. — С. 16–19.
16. Гущина Г. А. Профессиональное воспитание: история, теория, практика : монография / Г. А. Гущина. — Киров : Изд-во ВСЭИ, 2007. — 191 с.
17. Байбародова Л. В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова // Ярослав. пед. вестн. — 2018. — № 2. — С. 17–25.
18. Андриенко О. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 5. — С. 26–32.
19. Акименко Г. В. Совершенствование системы профессионального воспитания студентов через органы студенческого самоуправления на основе зарубежного опыта / Г. В. Акименко // Дневник науки. — 2020. — № 3. — С. 3–6.

Остальные статьи