Дата публикации: 01.01.2023

Три последовательных шага в «образовательной политике»: от Единого государственного экзамена к Болонской системе и цифровизации

Аннотация

Обсуждаются проблемы системы образования в России. Выделяются негативные следствия введения Единого государственного экзамена в школах и Болонской системы в высшем образовании, а также возможные следствия непродуманного внедрения цифровых технологий и дистантных форм обучения. Намечаются необходимые условия для решения таких проблем.




Что лежит в основе образования?

Человечество вышло за пределы прямого давления эволюционных закономерностей и встало на путь общественно-исторического (культурно-исторического) развития благодаря совместной организации и распределению трудовых действий, совершенствованию орудийных средств и расширенному производству предметов материальной и духовной культуры, благодаря развитию языковых и знаково-символических средств, обеспечивающих накопление, фиксирование, совершенствование и трансляцию общественного опыта. Поэтому каждому новорожденному с младенческого возраста требуется овладеть:

а) способами использования предметов человеческой культуры, орудийных, языковых и знаково-символических средств;

б) средствами и способами включения в межличностные и социальные отношения.

Широта, разнообразие и сложность культурно-исторического опыта необходимо опираются на распределенную избирательность его трансляции, воспроизведения и творческого преобразования в поколениях людей. В связи с этим в любом сообществе людей выстраивается система образовательных взаимодействий. В истории человечества доступность культурно-исторического опыта, направления его трансляции и возможности приобретения изменялись вслед за преобразованиями производственных отношений и меняющихся классовых, конфессиональных, национально-традиционных, профессиональных и других типов социально-иерархических отношений в сообществах людей [11; 14].

Список литературы

1. E`l`konin D. B. Psixicheskoe razvitie v detskix vozrastax : izbr. psixol. tr. / D. B. E`l`konin. — M. : Mosk. psixol.-social. in-t ; Voronezh : MODE`K, 2001. — 416 s.
2. 14. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 416 с.
3. Salmina N. G. Vidy` i funkcii materializacii v obuchenii / N. G. Salmina. — M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. — 135 s.
4. 13. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении / Н. Г. Салмина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 135 с.
5. Malanov S. V. Psixologicheskie mexanizmy` my`shleniya cheloveka: my`shlenie v nauke i uchebnoj deyatel`nosti / S. V. Malanov. — M. : Mosk. psixol.-social. in-t ; Voronezh : MODE`K, 2004. — 480 s.
6. 12. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 480 с.
7. Leont`ev A. N. Lekcii po obshhej psixologii / A. N. Leont`ev. — M. : Smy`sl, 2000. — 511 s.
8. 11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл, 2000. — 511 с.
9. Leont`ev A. A. Yazy`k i rechevaya deyatel`nost` v obshhej i pedagogicheskoj psixologii / A. A. Leont`ev. — M. : Mosk. psixol.-social. in-t ; Voronezh : MODE`K, 2001. — 448 s.
10. 10. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 448 с.
11. Il`yasov I. I. Struktura processa ucheniya / I. I. Il`yasov. — M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. — 200 s.
12. 9. Ильясов И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 200 с.
13. Il`enkov E` . V. Filosofiya i kul`tura / E` . V. Il`enkov. — M. : Izd-vo polit. lit., 1991. — 464 s.
14. 8. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. — М. : Изд-во полит. лит., 1991. — 464 с.
15. Ivannikov V. A. Osnovy` psixologii : kurs lekcij / V. A. Ivannikov. — SPb. : Piter, 2010. — 336 s.
16. 7. Иванников В. А. Основы психологии : курс лекций / В. А. Иванников. — СПб. : Питер, 2010. — 336 с.
17. Zaporozhecz A. V. Psixologiya dejstviya / A. V. Zaporozhecz. — M. : Mosk. psixol.social. in-t ; Voronezh : MODE`K, 2000. — 736 s.
18. 6. Запорожец А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 736 с.
19. Davy`dov V. V. Teoriya razvivayushhego obucheniya / V. V. Davy`dov. — M. : INTOR, 1996. — 544 s.
20. 5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. — 544 с.
21. Glotova G. A. Chelovek i znak : Semiotiko-psixol. aspekty` ontogeneza cheloveka / G. A. Glotova. — Sverdlovsk : Izd-vo Ural. un-ta, 1990. — 256 s.
22. 4. Глотова Г. А. Человек и знак : Семиотико-психол. аспекты онтогенеза человека / Г. А. Глотова. — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 256 с.
23. Gal`perin P. Ya. Psixologiya kak ob``ektivnaya nauka / P. Ya. Gal`perin. — M. : Mosk. psixol.-social. in-t ; Voronezh : MODE`K, 1998. — 480 s.
24. 3. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 480 с.
25. Vy`gotskij L. S. E`tyudy` po istorii povedeniya : Obez`yana. Primitiv. Rebenok / L. S. Vy`gotskij, A. R. Luriya. — M. : Pedagogika, 1993. — 224 s.
26. 2. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М. : Педагогика, 1993. — 224 с.
27. Vy`gotskij L. S. Sobranie sochinenij : v 6 t. / L. S. Vy`gotskij. — M. : Pedagogika, 1982. — T. 3 : Problemy` obshhej psixologii. — 504 s.
28. 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1982. — Т. 3 : Проблемы общей психологии. — 504 с.

Остальные статьи