Три последовательных шага в «образовательной политике»: от Единого государственного экзамена к Болонской системе и цифровизации
Аннотация
Обсуждаются проблемы системы образования в России. Выделяются негативные следствия введения Единого государственного экзамена в школах и Болонской системы в высшем образовании, а также возможные следствия непродуманного внедрения цифровых технологий и дистантных форм обучения. Намечаются необходимые условия для решения таких проблем.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 72-85 |
УДК | 37.014.4 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_72 |
Что лежит в основе образования?
Человечество вышло за пределы прямого давления эволюционных закономерностей и встало на путь общественно-исторического (культурно-исторического) развития благодаря совместной организации и распределению трудовых действий, совершенствованию орудийных средств и расширенному производству предметов материальной и духовной культуры, благодаря развитию языковых и знаково-символических средств, обеспечивающих накопление, фиксирование, совершенствование и трансляцию общественного опыта. Поэтому каждому новорожденному с младенческого возраста требуется овладеть:
а) способами использования предметов человеческой культуры, орудийных, языковых и знаково-символических средств;
б) средствами и способами включения в межличностные и социальные отношения.
Широта, разнообразие и сложность культурно-исторического опыта необходимо опираются на распределенную избирательность его трансляции, воспроизведения и творческого преобразования в поколениях людей. В связи с этим в любом сообществе людей выстраивается система образовательных взаимодействий. В истории человечества доступность культурно-исторического опыта, направления его трансляции и возможности приобретения изменялись вслед за преобразованиями производственных отношений и меняющихся классовых, конфессиональных, национально-традиционных, профессиональных и других типов социально-иерархических отношений в сообществах людей [11; 14].