Дата публикации: 01.10.2022

Особенности формирования профессионально важных качеств офицеров кораблей ВМФ России в ходе военно-политической работы

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования профессионально важных качеств офицеров Военно-Морского Флота России в ходе военно-политической работы. Приведены исследовательские данные о приоритетных профессионально важных качествах корабельных офицеров и методах их формирования.




Вооруженные Силы Российской Федерации проводят специальную военную операцию на Украине, в ходе которой растут их боевые возможности. В то же время, по мнению Верховного главнокомандующего В. В. Путина, главной основой ратного труда по-прежнему остаются и на все времена останутся мужество, верность долгу, честь и безграничная любовь к Отчизне [8].

Данный тезис подчеркивает необходимость формирования профессионально важных качеств (ПВК) у офицеров кораблей ВМФ России. С нашей точки зрения, понятие «профессионально важные качества» представляет собой совокупность духовных, психических и физических качеств личности, необходимых и достаточных для того, чтобы стать профессионалом, то есть для успешного овладения определенной профессией, для эффективной работы и карьеры [9].

Перечень ПВК, обоснованный на опыте военно-морской профессиональной деятельности и обусловленный влиянием морской среды, включает качества, характеризующие личностные особенности и психические процессы офицера ВМФ. К основным ПВК, характеризующим личностные качества офицера ВМФ, относятся: интерес к профессиональной деятельности по специальности; стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и умений, педагогического мастерства и правовой компетентности; склонность к изучению, освоению новых образцов техники и вооружения; любовь к морю и военно-морской службе; способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление; способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок; технические способности; организаторские способности; выдержанность; внимательность; порядочность; требовательность; честность; дисциплинированность; добросовестность; исполнительность; настойчивость; наблюдательность; ответственность; организованность; трудолюбие; самостоятельность; самоконтроль; собранность [5].

ПВК, характеризующие психические процессы: устойчивость к укачиванию; способность охватить вниманием несколько объектов в ограниченный отрезок времени; способность сосредоточить внимание на предмете деятельности в условиях отвлекающих воздействий; способность быстро переключить внимание при переходе с одного объекта определенной деятельности на другой или с одной операции на другую; способность одновременно выполнять несколько действий, рассредоточивая внимание между ними; длительное и прочное сохранение воспринятого материала; способность решать мыслительные задачи непосредственно в процессе практической деятельности; способность при решении задач анализировать, сравнивать и обобщать различные образы предметов, явлений, событий; умение быстро принимать решения при изменении обстановки; способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение; способность не снижать работоспособность в условиях затрудненной деятельности при воздействии эмоциогенных и стресс-факторов (дефицит времени на принятие решения, высокая «цена» ошибки, штормовая погода и т. п.); способность подавить отрицательные эмоциональные состояния (волнение, негодование, гнев, ярость и т. п.); способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках; способность строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно; способность при решении различных задач охватить весь вопрос в целом, не упуская при этом и необходимых для дела частностей.

Повседневная практика формирования ПВК офицеров кораблей ВМФ свидетельствует о том, что это сложный и противоречивый процесс, имеющий особенности содержательного, организационного и методического плана. Важное значение в этом процессе, помимо повседневной военнопрофессиональной деятельности офицеров, имеет военно-политическая работа (далее ВПР).

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Педагогические методы поддержания уставного порядка в подразделении / И. А. Алёхин, А. А. Панков // Морской сборник. — 2022. — № 2 (2099). — С. 73–77.
2. 2. Алёхин И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. — 2021. — № 4 (2089). — С. 64–67.
3. 3. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
4. 4. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
5. 5. Определение профессионально важных психологических качеств выпускников военно-морских институтов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» по специальностям высшего образования: Итоговый отчет по НИР (в рамках оперативного задания). — СПб., 2012. — 57 с.
6. 6. Основы военно-политической работы : учебник / С. А. Сакун, А. А. Чертополох, В. П. Масягин и др. — М., 2020. — 472 с.
7. 7. Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 803 г. Москва. — М. : ВУ, 2021. — С. 9–10; 15–30.
8. 8. Путин В. В.: современное поколение солдат и офицеров хранит верность традициям. — М. : РИА Новости, 22.06.2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://ria." target="_blank">https://ria.</a> ru/20200622/1573281545.html (дата обращения: 08.10.2021).
9. 9. Психолого-педагогический словарь офицера корабельного (войскового) подразделения : учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: В. П. Масягин, И. Н. Королева, А. Ю. Васильев ; под ред. В. П. Масягина. — М., 2019. — 127 с.

Остальные статьи