Дата публикации: 01.01.2023

Антропологические компоненты в образовательном процессе университетов

Аннотация

Цель описанного в статье исследования — определение антропологических компонентов, влияющих на качество высшего образования. В ходе исследования в вузах медицинского, инженерного, педагогического профилей была организована серия педагогических экспериментов по степени проявления антропологических компонентов на занятиях. Результаты проведенного иссле19 дования говорят о том, что не только цифровое, но и традиционное обучение необходимо строить с учетом антропологических компонентов (личностного, эмпатического, рефлексивного, когнитивного, интерактивного, интегративного, аттрактивного, синергетического): воспитать человека, сформировать личность может только человек.




Благодарности

Работа выполнена в связи с реализацией

Программы стратегического академического

лидерства Казанского (Приволжского)

федерального университета (ПРИОРИТЕТ — 2030).

Список литературы

1. 13. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления : дис. … д-ра психол. наук / М. М. Кашапов. — Ярославль, 2000. — 447 с.
2. Kashapov M. M. Psixologiya professional`nogo pedagogicheskogo my`shleniya : dis. … d-ra psixol. nauk / M. M. Kashapov. — Yaroslavl`, 2000. — 447 s.
3. 14. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология как отрасль знания / Г. М. Коджаспирова // Вестн. МГПУ. — 2012. — № 4. — С. 8–20.
4. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskaya antropologiya kak otrasl` znaniya / G. M. Kodzhaspirova // Vestn. MGPU. — 2012. — № 4. — S. 8–20.
5. 15. Максакова В. И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2004. — 208 с.
6. Maksakova V. I. Pedagogicheskaya antropologiya : ucheb. posobie dlya vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij / V. I. Maksakova. — 2-e izd., ster. — M. : Akademiya, 2004. — 208 s.
7. 16. Международное сообщество исследователей педагогического образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://te.kpfu.ru/" target="_blank">https://te.kpfu.ru/</a> (дата обращения: 18.12.2022).
8. Mezhdunarodnoe soobshhestvo issledovatelej pedagogicheskogo obrazovaniya [E`lektronny`j resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="https://te.kpfu.ru/" target="_blank">https://te.kpfu.ru/</a> (data obrashheniya: 18.12.2022).
9. 17. Новичкова Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии : монография / Г. А. Новичкова. — М. : ИФ РАН, 2001. — 142 с.
10. Novichkova G. A. Istoriko-filosofskie ocherki zapadnoj pedagogicheskoj antropologii : monografiya / G. A. Novichkova. — M. : IF RAN, 2001. — 142 s.
11. 18. Российская Федерация. Правительство. Об актуализации примерной рабочей программы воспитания [Электронный ресурс] : письмо М-ва просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06. — Режим доступа: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/</a> prime/doc/404987883/ (д
12. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob aktualizacii primernoj rabochej programmy` vospitaniya [E`lektronny`j resurs] : pis`mo M-va prosveshheniya RF ot 18 iyulya 2022 g. № AB-1951/06. — Rezhim dostupa: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/4049
13. 19. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401. — Режим доступа: <a href="https://mo.mosreg.ru/download/" target="_blank">https://mo.mosreg.ru/download/</a> document/13740207 (да
14. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2012 – ; V. V. Putin). O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika [E`lektronny`j resurs] : ukaz Prezidenta RF ot 27.06.2022 № 401. — Rezhim dostupa: <a href="https://mo.mosreg.ru/download/document/13740207" target="_blank">https://mo.mosreg.ru/download/document/13740207</a> (da
15. 20. Ушинский К. Д. Человек как предмет педагогической антропологии : Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6 т. — М., 1990. — Т. 2. — С. 12–23.
16. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet pedagogicheskoj antropologii : Opy`t pedagogicheskoj antropologii / K. D. Ushinskij // Ped. soch. : v 6 t. — M., 1990. — T. 2. — S. 12–23.
17. 21. Фирсова А. Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике / А. Е. Фирсова // Совр. проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 34–41.
18. Firsova A. E. Primenenie antropologicheskogo podxoda v sovremennoj otechestvennoj pedagogicheskoj teorii i innovacionnoj obrazovatel`noj praktike / A. E. Firsova // Sovr. problemy` nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 6. — S. 34–41.
19. 22. Changing the culture of medical training : An important step toward the implementation of competency-based medical education / P. C. Ferguson [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 599–602. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315079
20. 23. Evolving concepts of assessment in a competency-based world / P. Harris [et al.] // Med Teacher. — 2017. — Vol. 39. — P. 603–608.
21. 24. Gabdulсhakov V. F. Anthropology of pedagogues’ preparation for the development of cognitive regulation in children by the criterion of IPL / V. F. Gabdulсhakov, G. Sh. Zakirova // ARPHA Proceedings. IFTE-2020. VI International Forum on Teacher Educati
22. 25. Gabdulhakov V. Anthropology of Teacher Training in Interdisciplinary and Digital Education / V. F. Gabdulсhakov, N. Novik, O. Yashina // International Scientific Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Educati
23. 26. Gabdulсhakov V. Anthropological Model of Specialist Training at University / V. Gabdulсhakov, O. Yashina // ARPHA Proceedings. IFTE-2021. VII International Forum on Teacher Education. — 2021. — Vol. 5. — P. 433–444. — doi: 10.3897/ap.5.e0433
24. 27. Implementing competency-based medical education : What changes in curricular structure and processes are needed? / M. T. Nousiainen [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 594–598. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315077
25. 28. Toward a shared language for competency-based medical education / R. Englander [et al.] // Medical Teacher. — 2017. — Vol. 39, № 6. — P. 582–587. — doi: 10.1080/0142159X.2017.1315066
26. 1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — СПб. : Питер, 2001. — 271 с.
27. Anan`ev B. G. O problemax sovremennogo chelovekoznaniya / B. G. Anan`ev. — SPb. : Piter, 2001. — 271 s.
28. 2. Асмолов А. Г. Персонализация образования и антропология будущего / А. Г. Асмолов // Нар. образование. — 2021. — № 3. — С. 132–140.
29. Asmolov A. G. Personalizaciya obrazovaniya i antropologiya budushhego / A. G. Asmolov // Nar. obrazovanie. — 2021. — № 3. — S. 132–140.
30. 3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология / Б. М. Бим-Бад. — М. : УРАО, 2003. — 204 с.
31. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya / B. M. Bim-Bad. — M. : URAO, 2003. — 204 s.
32. 4. Бирич И. А. Философская антропология и образование : На путях к новому педагогическому cознанию / И. А. Бирич. — М. : Жизнь и мысль : Моск. учебник, 2008. — 269 с.
33. Birich I. A. Filosofskaya antropologiya i obrazovanie : Na putyax k novomu pedagogicheskomu coznaniyu / I. A. Birich. — M. : Zhizn` i my`sl` : Mosk. uchebnik, 2008. — 269 s.
34. 5. Битянова М. Р. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе / М. Р. Битянова, О. И. Глазунова ; Моск. город. психол.-пед. ун-т ; Психол. ин-т РАО // Психол. наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 124–135.
35. Bityanova M. R. Antropologicheskij podxod k resheniyu problem uspeshnosti obucheniya rebenka v shkole / M. R. Bityanova, O. I. Glazunova ; Mosk. gorod. psixol.-ped. un-t ; Psixol. in-t RAO // Psixol. nauka i obrazovanie. — 2005. — № 1. — S. 124–135.
36. 6. Воробьева К. Н. Антропологический подход к воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. — 2007. — № 5. — C. 55–58.
37. Vorob`eva K. N. Antropologicheskij podxod k vospitaniyu / K. N. Vorob`eva // Pedagogika. — 2007. — № 5. — S. 55–58.
38. 7. Габдулхаков В. Ф. NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей : монография / В. Ф. Габдулхаков. — Казань : Казан. (Приволжский) федер. ун-т ; Воронеж : МОДЭК, 2019. — 130 с.
39. Gabdulxakov V. F. NO STRESS: texnologii v sovremennoj sisteme podgotovki uchitelej : monografiya / V. F. Gabdulxakov. — Kazan` : Kazan. (Privolzhskij) feder. un-t ; Voronezh : MODE`K, 2019. — 130 s.
40. 8. Габдулхаков В. Ф. Антропология современного педагогического образования: от традиций к инжинирингу доказательной педагогики / В. Ф. Габдулхаков // «Антропология детства в цифровую эпоху: воспитание, обучение, развитие» : междунар. науч.-практ. конф. (К
41. Gabdulxakov V. F. Antropologiya sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: ot tradicij k inzhiniringu dokazatel`noj pedagogiki / V. F. Gabdulxakov // «Antropologiya detstva v cifrovuyu e`poxu: vospitanie, obuchenie, razvitie» : mezhdunar. nauch.-prakt. k
42. 9. Гоблик В. В. Модернизация подготовки инженеров и менеджеров инновационного производства / В. В. Гоблик // Вестн. МГПУ. — 2012. — № 4. — С. 21–23.
43. Goblik V. V. Modernizaciya podgotovki inzhenerov i menedzherov innovacionnogo proizvodstva / V. V. Goblik // Vestn. MGPU. — 2012. — № 4. — S. 21–23.
44. 10. Давыдовский А. Г. Основы интегративной педагогической антропологии : пособие / А. Г. Давыдовский, А. В. Пищова. — Минск : БГУФК, 2008. — 183 с.
45. Davy`dovskij A. G. Osnovy` integrativnoj pedagogicheskoj antropologii : posobie / A. G. Davy`dovskij, A. V. Pishhova. — Minsk : BGUFK, 2008. — 183 s.
46. 11. Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в России: история и современность : монография / Е. Г. Ильяшенко. — М. : УРАО, 2003. — 132 с.
47. Il`yashenko E. G. Pedagogicheskaya antropologiya v Rossii: istoriya i sovremennost` : monografiya / E. G. Il`yashenko. — M. : URAO, 2003. — 132 s.
48. 12. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант ; пер. с нем. Н. М. Соколова. — 2-е изд. — М. : URSS, 2010. — 194 с.
49. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoj tochki zreniya / I. Kant ; per. s nem. N. M. Sokolova. — 2-e izd. — M. : URSS, 2010. — 194 s.

Остальные статьи