Дата публикации: 01.01.2023

Причастность обучающихся к добродетели как ориентир воспитания

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью воплощения во взаимодействии субъектов своей и иной культуры общего основания для разрешения моральных проблем. Автор статьи обращается к проблеме причастности обучающихся к добродетели. В статье приводятся доказательства того, что воспитание делает человека причастным к добродетелям правды, справедливости и др. Выявляется, что одним из первых, заговорившим о причастности человека к добродетелям справедливости, правды, стыда, был Протагор. Платон говорит о причастности справедливого к справедливости. Аристотель сместил акценты проблемы: важнейшим стал вопрос не о едином как объединяющем все виды человеческих добродетелей, а об общем как объединяющем людей вокруг добродетелей. Показывается, что таким общим являются традиционные добродетели. Раскрывается суть причастности учителя и учащихся к добродетели.




Человечество, стремившееся во все времена к гуманности, человеколюбию, переживает в настоящее время экзистенциальный кризис, причинами которого являются девальвация принципов морали, нравственных императивов, деактуализация моральных понятий чести, достоинства, благородства, благодеяния, совести, стыда, ответственности, долга и др.

Немаловажное значение в плане углубления экзистенциального кризиса имеет процесс аморализации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит западной цивилизации, распространяющей идеи ЛГБД-сообщества, разрушающего и отменяющего культуру стыда, развращающего неокрепшие детские души при соприкосновении с многообразием «запретного плода». «В особой — и особо циничной — форме в Текущий период, — подчеркивает С. И. Карташев, — происходит целенаправленное, агрессивное, принимающее тотальный характер разрушение стыда как первого барьера нравственности и морали (далеко превосходящее по своим масштабам и формам то, что “побочно” делалось Германией в 1940-е годы в отношении “неполноценных” народов), начинающееся с “воспитания” и игр в дошкольном возрасте и “обучения” в школах, реализуясь в многочисленных клубах, изданиях, фильмах, развлечениях “для взрослых” и доходя до одновременного общественного обнажения 18000 мужчин и женщин с полным уничтожением нравственной оболочки психики» [8, с. 110].

Чувство стыда является не только признаком, отличающим человека от животных, выделяющим его из животного мира, но и признаком его нравственности. Чувство стыда возникает у человека среди себе подобных. Он испытывает его не только перед собой и перед другими за безнравственные поступки, за нарушение норм морали и даже за мысли, которые недостойны его как человека морального, а также за другого человека, если его поведение отклоняется от моральной нормы. Притупление чувства стыда ведет к нравственной деградации, к утрате нравственности.

Многочисленные «правозащитные организации», средства массовой информации обвиняют Российское государство в «нарушении прав человека» и даже «прав ребенка» на смену пола и требуют законодательно имплементировать «истинные», то есть западные, ценности. Идея об исходящей от Российского государства угрозе принципам морали, демократии, правам и свободам граждан поддерживается основанном на фейках и лжи образе кровожадной и бесчеловечной России, позарившейся на земли Украины, о мировом зле в лице России. Между тем еще Платон подчеркивал, что «во главе всех благ как для богов, так и для людей стоит правда. Кто хочет быть счастливым и блаженным, тот с самого начала должен быть ей причастен, чтобы правдиво прожить по возможности долгое время. Такой человек внушает доверие, но его не внушает тот, кому мила добровольная ложь; кому же мила невольная ложь, тот безрассуден. Однако ни то ни другое не заслуживает зависти» [13, с. 182].

Ложь, разрушающая связанное с правдивостью человеческое достоинство, приводит к тому, что человек начинает видеть себя не таким, каков он есть на самом деле.

Список литературы

1. Платон. Протагор / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1990. — С. 418– 476. — (Философское наследие).
2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1951. — 376 с.
3. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М. : Республика, 1993. — 416 с.
4. Уотлз Д. Золотое правило : пер. с англ. / Д. Уотлз. — М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2017. — 346 с.
5. Туровский М. Б. Философские основания культурологии / М. Б. Туровский. — М. : РОССПЭН, 1997. — 440 с.
6. Тахо-Годи, А. А. Примечания : Протагор / А. А. Тахо-Годи // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1990. — С. 781–796.
7. Соммэр Д. С. Мораль XXI века : пер. с исп. / Д. С. Соммэр. — М. : Кодекс, 2014. — 480 с.
8. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809
9. Разин А. В. Этика: история и теория : учеб. пособие для вузов / А. В. Разин. — М. : Акад. проект, 2002. — 496 с.
10. Платон. Тимей / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1994. — С. 421–500. — (Философское наследие).
11. Платон. Законы / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 4 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1994. — Т. 4. — С. 71–437. — (Философское наследие).
12. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. — М. : Мысль, 1975–1983. — (Философское наследие).
13. Макинтайр А. После добродетели : Исследования теории морали / А. Макинтайр. — М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 384 с.
14. Лапина Т. С. Социальные функции морали / Т. С. Лапина // Мораль и этическая теория. — М., 1974. — С. 50–105.
15. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М. : Нар. образование, 2000. — 272 с.
16. Карташев С. И. Пространство этики. Предмет и структура этики. Феноменология этики. Проблемы этики. Метаэтика / С. И. Карташев. — М. : Маска, 2018. — 482 с.
17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. — М. : Мысль, 1986. — 571 с. — (Философское наследие).
18. Гусейнов А. А. Предмет этики / А. А. Гусейнов // Этика : учебник. — М., 2007. — С. 9–28.
19. Гусейнов А. А. Добродетель / А. А. Гусейнов // Этика : энцикл. словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М., 2001. — С. 116–118.
20. Бездухов В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс / В. П. Бездухов // Самар. науч. вестник. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 235–240.
21. Бездухов А. В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное / А. В. Бездухов, Ю. В. Лопухова // Изв. Рос. акад. образования. — 2011. — № 1. — С. 66–76.
22. Аристотель. Риторика. Поэтика : [сборник] / Аристотель ; [пер. с древнегреч. Н. Платоновой, В. Аппельрота]. — М. : АСТ, 2021. — 352 с. — (Эксклюзивная классика).

Остальные статьи