Дата публикации: 01.01.2023

Причастность обучающихся к добродетели как ориентир воспитания

Аннотация

Актуальность темы статьи мотивируется потребностью воплощения во взаимодействии субъектов своей и иной культуры общего основания для разрешения моральных проблем. Автор статьи обращается к проблеме причастности обучающихся к добродетели. В статье приводятся доказательства того, что воспитание делает человека причастным к добродетелям правды, справедливости и др. Выявляется, что одним из первых, заговорившим о причастности человека к добродетелям справедливости, правды, стыда, был Протагор. Платон говорит о причастности справедливого к справедливости. Аристотель сместил акценты проблемы: важнейшим стал вопрос не о едином как объединяющем все виды человеческих добродетелей, а об общем как объединяющем людей вокруг добродетелей. Показывается, что таким общим являются традиционные добродетели. Раскрывается суть причастности учителя и учащихся к добродетели.




Человечество, стремившееся во все времена к гуманности, человеколюбию, переживает в настоящее время экзистенциальный кризис, причинами которого являются девальвация принципов морали, нравственных императивов, деактуализация моральных понятий чести, достоинства, благородства, благодеяния, совести, стыда, ответственности, долга и др.

Немаловажное значение в плане углубления экзистенциального кризиса имеет процесс аморализации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит западной цивилизации, распространяющей идеи ЛГБД-сообщества, разрушающего и отменяющего культуру стыда, развращающего неокрепшие детские души при соприкосновении с многообразием «запретного плода». «В особой — и особо циничной — форме в Текущий период, — подчеркивает С. И. Карташев, — происходит целенаправленное, агрессивное, принимающее тотальный характер разрушение стыда как первого барьера нравственности и морали (далеко превосходящее по своим масштабам и формам то, что “побочно” делалось Германией в 1940-е годы в отношении “неполноценных” народов), начинающееся с “воспитания” и игр в дошкольном возрасте и “обучения” в школах, реализуясь в многочисленных клубах, изданиях, фильмах, развлечениях “для взрослых” и доходя до одновременного общественного обнажения 18000 мужчин и женщин с полным уничтожением нравственной оболочки психики» [8, с. 110].

Чувство стыда является не только признаком, отличающим человека от животных, выделяющим его из животного мира, но и признаком его нравственности. Чувство стыда возникает у человека среди себе подобных. Он испытывает его не только перед собой и перед другими за безнравственные поступки, за нарушение норм морали и даже за мысли, которые недостойны его как человека морального, а также за другого человека, если его поведение отклоняется от моральной нормы. Притупление чувства стыда ведет к нравственной деградации, к утрате нравственности.

Многочисленные «правозащитные организации», средства массовой информации обвиняют Российское государство в «нарушении прав человека» и даже «прав ребенка» на смену пола и требуют законодательно имплементировать «истинные», то есть западные, ценности. Идея об исходящей от Российского государства угрозе принципам морали, демократии, правам и свободам граждан поддерживается основанном на фейках и лжи образе кровожадной и бесчеловечной России, позарившейся на земли Украины, о мировом зле в лице России. Между тем еще Платон подчеркивал, что «во главе всех благ как для богов, так и для людей стоит правда. Кто хочет быть счастливым и блаженным, тот с самого начала должен быть ей причастен, чтобы правдиво прожить по возможности долгое время. Такой человек внушает доверие, но его не внушает тот, кому мила добровольная ложь; кому же мила невольная ложь, тот безрассуден. Однако ни то ни другое не заслуживает зависти» [13, с. 182].

Ложь, разрушающая связанное с правдивостью человеческое достоинство, приводит к тому, что человек начинает видеть себя не таким, каков он есть на самом деле.

Список литературы

1. Platon. Protagor / Platon // Sobr. soch. : v 4 t. : per. s drevnegrech. — T. 1 / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.]; avt. vstup. st. A. F. Losev ; primech. A. A. Taxo-Godi. — M., 1990. — S. 418– 476. — (Filosofskoe nasledie).
2. 13. Платон. Законы / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 4 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1994. — Т. 4. — С. 71–437. — (Философское наследие).
3. 12. Платон. Протагор / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1990. — С. 418– 476. — (Философское наследие).
4. Platon. Zakony` / Platon // Sobr. soch. : v 4 t. : per. s drevnegrech. — T. 4 / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; avt. st. v primech. A. F. Losev ; primech. A. A. Taxo-Godi. — M., 1994. — T. 4. — S. 71–437. — (Filosofskoe nasledie).
5. 14. Платон. Тимей / Платон // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1994. — С. 421–500. — (Философское наследие).
6. Platon. Timej / Platon // Sobr. soch. : v 4 t. : per. s drevnegrech. — T. 3 / obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; avt. vstup. st. A. F. Losev ; primech. A. A. Taxo-Godi. — M., 1994. — S. 421–500. — (Filosofskoe nasledie).
7. 15. Разин А. В. Этика: история и теория : учеб. пособие для вузов / А. В. Разин. — М. : Акад. проект, 2002. — 496 с.
8. Razin A. V. E`tika: istoriya i teoriya : ucheb. posobie dlya vuzov / A. V. Razin. — M. : Akad. proekt, 2002. — 496 s.
9. 16. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809
10. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2012 – ; V. V. Putin). Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionny`x rossijskix duxovnonravstvenny`x cennostej [E`lektronny`j resurs] : ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g.
11. 17. Соммэр Д. С. Мораль XXI века : пер. с исп. / Д. С. Соммэр. — М. : Кодекс, 2014. — 480 с.
12. Somme`r D. S. Moral` XXI veka : per. s isp. / D. S. Somme`r. — M. : Kodeks, 2014. — 480 s.
13. 18. Тахо-Годи, А. А. Примечания : Протагор / А. А. Тахо-Годи // Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. — Т. 1 / Платон ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступит. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — М., 1990. — С. 781–796.
14. Taxo-Godi, A. A. Primechaniya : Protagor / A. A. Taxo-Godi // Sobr. soch. : v 4 t. : per. s drevnegrech. — T. 1 / Platon ; obshh. red. A. F. Loseva [i dr.] ; avt. vstupit. st. A. F. Losev ; primech. A. A. Taxo-Godi. — M., 1990. — S. 781–796.
15. 19. Туровский М. Б. Философские основания культурологии / М. Б. Туровский. — М. : РОССПЭН, 1997. — 440 с.
16. Turovskij M. B. Filosofskie osnovaniya kul`turologii / M. B. Turovskij. — M. : ROSSPE`N, 1997. — 440 s.
17. 20. Уотлз Д. Золотое правило : пер. с англ. / Д. Уотлз. — М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2017. — 346 с.
18. Uotlz D. Zolotoe pravilo : per. s angl. / D. Uotlz. — M. : In-t obshhegumanit. issledovanij, 2017. — 346 s.
19. 21. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. — М. : Республика, 1993. — 416 с.
20. Fromm E` . Psixoanaliz i e`tika / E` . Fromm. — M. : Respublika, 1993. — 416 s.
21. 22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Ф. Энгельс. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1951. — 376 с.
22. E`ngel`s F. Anti-Dyuring: perevorot v nauke, proizvedenny`j gospodinom Evgeniem Dyuringom / F. E`ngel`s. — M. : Gos. izd-vo polit. lit., 1951. — 376 s.
23. 1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. — М. : Мысль, 1975–1983. — (Философское наследие).
24. Aristotel` . Sochineniya : v 4 t. / Aristotel` . — M. : My`sl`, 1975–1983. — (Filosofskoe nasledie).
25. 2. Аристотель. Риторика. Поэтика : [сборник] / Аристотель ; [пер. с древнегреч. Н. Платоновой, В. Аппельрота]. — М. : АСТ, 2021. — 352 с. — (Эксклюзивная классика).
26. Aristotel` . Ritorika. Poe`tika : [sbornik] / Aristotel` ; [per. s drevnegrech. N. Platonovoj, V. Appel`rota]. — M. : AST, 2021. — 352 s. — (E`ksklyuzivnaya klassika).
27. 3. Бездухов А. В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное / А. В. Бездухов, Ю. В. Лопухова // Изв. Рос. акад. образования. — 2011. — № 1. — С. 66–76.
28. Bezduxov A. V. Vospitanie kak dvizhenie, prevrashhayushhee vozmozhnoe v dejstvitel`noe / A. V. Bezduxov, Yu. V. Lopuxova // Izv. Ros. akad. obrazovaniya. — 2011. — № 1. — S. 66–76.
29. 4. Бездухов В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс / В. П. Бездухов // Самар. науч. вестник. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 235–240.
30. Bezduxov V. P. Vospitanie dobrodetel`nogo uchashhegosya kak mnogoplanovy`j process / V. P. Bezduxov // Samar. nauch. vestnik. — 2022. — T. 11, № 3. — S. 235–240.
31. 5. Гусейнов А. А. Добродетель / А. А. Гусейнов // Этика : энцикл. словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М., 2001. — С. 116–118.
32. Gusejnov A. A. Dobrodetel` / A. A. Gusejnov // E`tika : e`ncikl. slovar` / pod red. R. G. Apresyana, A. A. Gusejnova. — M., 2001. — S. 116–118.
33. 6. Гусейнов А. А. Предмет этики / А. А. Гусейнов // Этика : учебник. — М., 2007. — С. 9–28.
34. Gusejnov A. A. Predmet e`tiki / A. A. Gusejnov // E`tika : uchebnik. — M., 2007. — S. 9–28.
35. 7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. — М. : Мысль, 1986. — 571 с. — (Философское наследие).
36. Diogen Lae`rtskij. O zhizni, ucheniyax i izrecheniyax znamenity`x filosofov / Diogen Lae`rtskij. — M. : My`sl`, 1986. — 571 s. — (Filosofskoe nasledie).
37. 8. Карташев С. И. Пространство этики. Предмет и структура этики. Феноменология этики. Проблемы этики. Метаэтика / С. И. Карташев. — М. : Маска, 2018. — 482 с.
38. Kartashev S. I. Prostranstvo e`tiki. Predmet i struktura e`tiki. Fenomenologiya e`tiki. Problemy` e`tiki. Metae`tika / S. I. Kartashev. — M. : Maska, 2018. — 482 s.
39. 9. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М. : Нар. образование, 2000. — 272 с.
40. Kry`lova N. B. Kul`turologiya obrazovaniya / N. B. Kry`lova. — M. : Nar. obrazovanie, 2000. — 272 s.
41. 10. Лапина Т. С. Социальные функции морали / Т. С. Лапина // Мораль и этическая теория. — М., 1974. — С. 50–105.
42. Lapina T. S. Social`ny`e funkcii morali / T. S. Lapina // Moral` i e`ticheskaya teoriya. — M., 1974. — S. 50–105.
43. 11. Макинтайр А. После добродетели : Исследования теории морали / А. Макинтайр. — М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 384 с.
44. Makintajr A. Posle dobrodeteli : Issledovaniya teorii morali / A. Makintajr. — M. : Akad. proekt ; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2000. — 384 s.

Остальные статьи