Причастность обучающихся к добродетели как ориентир воспитания
Аннотация
Актуальность темы статьи мотивируется потребностью воплощения во взаимодействии субъектов своей и иной культуры общего основания для разрешения моральных проблем. Автор статьи обращается к проблеме причастности обучающихся к добродетели. В статье приводятся доказательства того, что воспитание делает человека причастным к добродетелям правды, справедливости и др. Выявляется, что одним из первых, заговорившим о причастности человека к добродетелям справедливости, правды, стыда, был Протагор. Платон говорит о причастности справедливого к справедливости. Аристотель сместил акценты проблемы: важнейшим стал вопрос не о едином как объединяющем все виды человеческих добродетелей, а об общем как объединяющем людей вокруг добродетелей. Показывается, что таким общим являются традиционные добродетели. Раскрывается суть причастности учителя и учащихся к добродетели.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2023 |
Страницы | 3-18 |
УДК | 17:37:01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_1_3 |
Человечество, стремившееся во все времена к гуманности, человеколюбию, переживает в настоящее время экзистенциальный кризис, причинами которого являются девальвация принципов морали, нравственных императивов, деактуализация моральных понятий чести, достоинства, благородства, благодеяния, совести, стыда, ответственности, долга и др.
Немаловажное значение в плане углубления экзистенциального кризиса имеет процесс аморализации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит западной цивилизации, распространяющей идеи ЛГБД-сообщества, разрушающего и отменяющего культуру стыда, развращающего неокрепшие детские души при соприкосновении с многообразием «запретного плода». «В особой — и особо циничной — форме в Текущий период, — подчеркивает С. И. Карташев, — происходит целенаправленное, агрессивное, принимающее тотальный характер разрушение стыда как первого барьера нравственности и морали (далеко превосходящее по своим масштабам и формам то, что “побочно” делалось Германией в 1940-е годы в отношении “неполноценных” народов), начинающееся с “воспитания” и игр в дошкольном возрасте и “обучения” в школах, реализуясь в многочисленных клубах, изданиях, фильмах, развлечениях “для взрослых” и доходя до одновременного общественного обнажения 18000 мужчин и женщин с полным уничтожением нравственной оболочки психики» [8, с. 110].
Чувство стыда является не только признаком, отличающим человека от животных, выделяющим его из животного мира, но и признаком его нравственности. Чувство стыда возникает у человека среди себе подобных. Он испытывает его не только перед собой и перед другими за безнравственные поступки, за нарушение норм морали и даже за мысли, которые недостойны его как человека морального, а также за другого человека, если его поведение отклоняется от моральной нормы. Притупление чувства стыда ведет к нравственной деградации, к утрате нравственности.
Многочисленные «правозащитные организации», средства массовой информации обвиняют Российское государство в «нарушении прав человека» и даже «прав ребенка» на смену пола и требуют законодательно имплементировать «истинные», то есть западные, ценности. Идея об исходящей от Российского государства угрозе принципам морали, демократии, правам и свободам граждан поддерживается основанном на фейках и лжи образе кровожадной и бесчеловечной России, позарившейся на земли Украины, о мировом зле в лице России. Между тем еще Платон подчеркивал, что «во главе всех благ как для богов, так и для людей стоит правда. Кто хочет быть счастливым и блаженным, тот с самого начала должен быть ей причастен, чтобы правдиво прожить по возможности долгое время. Такой человек внушает доверие, но его не внушает тот, кому мила добровольная ложь; кому же мила невольная ложь, тот безрассуден. Однако ни то ни другое не заслуживает зависти» [13, с. 182].
Ложь, разрушающая связанное с правдивостью человеческое достоинство, приводит к тому, что человек начинает видеть себя не таким, каков он есть на самом деле.