Дата публикации: 01.04.2023

Особенности произвольной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: опыт применения методик, пилотное исследование

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей произвольной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании приняли участие 35 детей, 20 детей с ОВЗ и 15 детей нормотипичной группы сравнения. Исследование осуществлялось с помощью комплекса психодиагностических и нейропсихологических методик, направленных на выявление функциональной сформированности компонентов, входящих в структуру произвольной деятельности, и исполнительных функций. Выявлено, что у детей с ОВЗ, наряду со специфическим профилем первичного нейрокогнитивного дефицита, существуют особенности произвольной деятельности, специфичные для разных групп ОВЗ и отличающиеся от группы нормативного развития. Подобран методический комплекс для исследования компонентов произвольной деятельности и исполнительных функций в дошкольном возрасте.




В последние годы проблема нарушения саморегуляции поведения и произвольной деятельности у детей приобретает все большую актуальность. Нарушение произвольной регуляции выступает как основная причина трудностей в приобретении новых навыков и усвоения знаний. Остро стоит проблема готовности дошкольников к обучению в школе, так как многие из них недостаточно организованны, не самостоятельны и не внимательны. Именно такие проявления заставляют родителей обратиться за профессиональной помощью и в ряде случаев получить статус «родителя ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)». В свою очередь, проблемы регуляции произвольной деятельности в дошкольном возрасте могут быть опосредованы различными вариантами функциональной незрелости центральной нервной системы [6]. При своевременной диагностике нарушений произвольной деятельности у дошкольников можно существенно упростить процесс социальной и последующей школьной адаптации за счет раннего коррекционного воздействия. В свою очередь, развитие произвольности, как характеристики любой высшей психической функции, может способствовать компенсации дефектов других нарушенных функций при разных типах аномального развития. Произвольность, как способность ребенка самостоятельно строить свою деятельность в соответствии с образцом или нормой, задаваемой взрослым, является одним из важнейших условий готовности детей к школе. Дети с ОВЗ часто имеют трудности контрольных и регуляторных функций, которые мешают развитию стратегий произвольной деятельности. Они также не могут оптимально формулировать цель, выстраивать ее содержание. Так как такой ребенок не может смоделировать содержание деятельности, он не может проверить ее результат. Из-за нарушения внимания и дезорганизованности системы саморегуляции он нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых.

Нарушения произвольной деятельности чаще всего изучаются в рамках проблемы диагностики и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, либо без гиперактивности, только при нарушении внимания [10–15]. Однако очевидно, что проблемы произвольной деятельности выходят далеко за рамки проявления данного синдрома. О важности произвольной регуляции деятельности говорили многие исследователи, одним из них был и Владимир Иванович Лубовский. Считая своим учителем А. Р. Лурию и взяв за основу предложенный им подход, он, так же как и Александр Романович, значительное внимание обращал на регулирующую и программирующую роль речи в регуляции действий у детей. Исследуя этот вопрос как у нормативно развивающихся детей, так и у детей с различными видами дизонтогенетического развития, Владимир Иванович выявил своеобразные закономерности становления регулирующей роли речи, словесного опосредования и процесса усвоения у детей с аномалиями психического развития в разные возрастные периоды. Он также обратил внимание на сложность и многокомпонентность этих процессов. В частности, процессу речевого опосредования должен предшествовать процесс усвоения речи, который предполагает как понимание, так и запоминание. Он писал: «Сложность проблемы понимания инструкции (как и любого текста) в том, что она содержит в себе два аспекта — формально-грамматический (синтагматический, как это принято называть в современной психолингвистике) и содержательный, смысловой, семантический (парадигматический). По мере все более глубокого овладения речью связь этих двух аспектов становится все прочнее, они начинают выступать в единстве. Но у ребенка до определенного этапа развития этого еще не происходит» [5, c. 207].

Дошкольник, который имеет сложности, связанные со слухом и артикуляционным аппаратом, экспрессивной и импрессивной речью, в определенных ситуациях будет проявлять себя как гиперактивный, не способный к саморегуляции и контролю. Особенно в тех случаях, когда он не будет справляться с задачей в связи с первичным нарушением. То есть неспособность выполнить задание, наряду с неадекватными возможностям ребенка требованиями со стороны взрослых, ведет к стрессовой ситуации, вызывающей невротическую реакцию и нарушение произвольной деятельности. Схожую проблему можно обнаружить при нарушениях развития пространственных представлений, проблемах зрительно-моторной координации, при проблемах, связанных с нарушением объема зрительного восприятия, при общей истощаемости нервной системы и др. Таким образом, нарушение произвольной деятельности может сопутствовать другим нарушениям и выявляться практически у всех категорий детей с ОВЗ: с нарушением зрения, с нарушением слуха, с задержкой психического развития, с нарушением интеллектуального развития, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами поведения и общения, с комплексным нарушением развития. В нашей работе, с одной стороны, мы расширяем границы подхода к нарушениям произвольной деятельности за счет включения в исследование детей из ряда перечисленных выше категорий. С другой стороны, мы апробируем и описываем новые методики для диагностики нарушений произвольной регуляции деятельности, которые можно использовать в дошкольном возрасте. Таким образом, проблема исследования состоит в изучении структуры и специфики нарушений произвольной деятельности у дошкольников с ОВЗ, выявлении наиболее продуктивных способов диагностики (с учетом особенностей каждого конкретного заболевания/нарушения) в целях построения эффективных программ коррекции, а также для адаптации и модификации методик диагностики к конкретному возрасту и типу нарушения развития.

В соответствии с проблемой была выдвинута гипотеза: у детей с ОВЗ дошкольного возраста наряду со специфическим профилем первичного нейрокогнитивного дефицита выявляются особенности произвольной деятельности, специфичные для разных групп ОВЗ и отличающиеся от группы нормативного развития.

Описание выборки

Список литературы

1. Белехов Ю. Н. Критерии оценки развитости саморегуляции у детей 6–10 лет по экспериментальной методике диагностики развития ее системных компонентов «Построй свой дом» // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Международной конф
2. Виленская Г. А. Исполнительные функции: природа и развитие / Г. А. Виленская ; ред. А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 4. — С. 21–31.
3. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (внимание и память): методические рекомендации / Н. В. Зверева, А. И. Хромов, А. А. Сергиенко, А. А. Коваль-Зайцев. — Москва : Сам Пол
4. Конева И. А. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития / И. А. Конева, С. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 15–31.
5. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — Москва : Педагогика, 1978. — C. 207.
6. Семенова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе / О. А. Семенова // Физиология человека. — 2007. — Т. 33, № 3. — С. 115–127.
7. Сергиенко А. А. Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания: практическая актуальность, нормативы, проблема валидизации методики / А. А. Сергиенко // Психологическая диагностика. — 2017. — Т. 14, № 2. — С. 41–54.
8. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Российское педагогическое агентство ; Когитоцентр, 1998. — 128 с.
9. Эльконин Д. Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению / Д. Б. Эльконин // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду : тезисы всесоюзной научной конференции. — Москва, 1971. — Ч. 1.
10. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: an evolutionary neuropsychological perspective / R. A. Barkley // Neuropsychol Rev. — 2001. — Vol. 11, No. 1. — P. 1–29.
11. Cognitive neuroscience of attention deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder / J. Swanson, F. X. Castellanos, M. Murias, et al. // Curr Opin Neurobiol. — 1998. — Vol. 8, No. 2. — P. 263–271.
12. Munakata Y. Developing cognitive control: Three key transitions / Y. Munakata, H. R. Snyder, C. H. Chatham // Current Directions in Psychological Science. — 2012. — No. 21. — P. 71–77.
13. Proctor R. W. Playing the Simon game: Use of the Simon task for investigating human information processing / R.W. Proctor // Acta psychologica. — 2011. — No. 136. — P. 182–188.
14. Quantitative brain magnetic resonance imaging in attention-deficit hyperactivity disorder / F. X. Castellanos, J. N. Giedd, W. L. Marsh et al. // Arch. Gen. Psychiatry. — 1996. — No. 53. — P. 607–616.
15. Sergeant J. A. Modeling attention-deficit/hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J. A. Sergeant // Biol Psychiatry. — 2005. — Vol. 1, No. 57 (11). — P. 1248–1255.

Остальные статьи