Сравнительное изучение особенностей формирования социально-бытовых и социально-средовых навыков у детей и взрослых с одновременным нарушением зрения и слуха
Аннотация
В статье затрагивается проблема формирования социально-бытовых и социальносредовых навыков у детей и взрослых с одновременным нарушением зрения и слуха. Проведен анализ сформированности этих навыков, по результатам анкетирования и наблюдения за детьми в возрасте от 7 до 16 лет и взрослыми людьми, имеющими данную нозологию. В ходе проведенного исследования нами были выявлены факторы, влияющие на формирование различных социально-бытовых и социально-средовых навыков у взрослых и детей с одновременным нарушением слуха и зрения,
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 159-171 |
УДК | 376.34 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_2_159 |
Введение
Овладение социальным опытом обеспечивает становление активного взаимодействия человека с окружающей средой и является условием присвоения и практического применения сформированных умений в повседневной жизни. В онтогенезе первоначальное освоение детьми социально-бытовых, а затем и социально-средовых навыков происходит в процессе познания окружающего мира с помощью различных анализаторов (слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, тактильного), а также в ходе взаимодействия со взрослым и активного подражания его действиям. У детей с одновременным нарушением зрения и слуха процесс формирования таких навыков оказывается значительно осложненным.
В научно-педагогической литературе за практически столетнюю историю изучения особенностей развития людей этой нозологической группы накоплен достаточно обширный материал (Басилова Т. А., Гончарова Е. Л., Жигорева М. В., Ильенков Э. В., Мещеряков А. И., Сироткин С. А., Скороходова О. И., Саломатина И. В., Суворов А. В., Чулков В. Н. и др.) [2; 4; 5; 9; 13; 14; 15]. Но исследование проблемы формирования у них навыков социально-бытовой и социально-средовой адаптации не теряет своей актуальности, поскольку единый подход к ее решению все еще не выработан.
Именно поэтому нами было проведено исследование, имеющее целью изучение особенностей и выявление закономерностей формирования социально-бытовых и социально-средовых навыков у детей с одновременным нарушением слуха и зрения и взрослых, имеющих данную нозологию врожденного или приобретенного происхождения.
Достижение указанной цели обусловливалось последовательным решением следующих задач.