Дата публикации: 01.04.2023

Сравнительное изучение особенностей формирования социально-бытовых и социально-средовых навыков у детей и взрослых с одновременным нарушением зрения и слуха

Аннотация

В статье затрагивается проблема формирования социально-бытовых и социальносредовых навыков у детей и взрослых с одновременным нарушением зрения и слуха. Проведен анализ сформированности этих навыков, по результатам анкетирования и наблюдения за детьми в возрасте от 7 до 16 лет и взрослыми людьми, имеющими данную нозологию. В ходе проведенного исследования нами были выявлены факторы, влияющие на формирование различных социально-бытовых и социально-средовых навыков у взрослых и детей с одновременным нарушением слуха и зрения,




Введение

Овладение социальным опытом обеспечивает становление активного взаимодействия человека с окружающей средой и является условием присвоения и практического применения сформированных умений в повседневной жизни. В онтогенезе первоначальное освоение детьми социально-бытовых, а затем и социально-средовых навыков происходит в процессе познания окружающего мира с помощью различных анализаторов (слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, тактильного), а также в ходе взаимодействия со взрослым и активного подражания его действиям. У детей с одновременным нарушением зрения и слуха процесс формирования таких навыков оказывается значительно осложненным.

В научно-педагогической литературе за практически столетнюю историю изучения особенностей развития людей этой нозологической группы накоплен достаточно обширный материал (Басилова Т. А., Гончарова Е. Л., Жигорева М. В., Ильенков Э. В., Мещеряков А. И., Сироткин С. А., Скороходова О. И., Саломатина И. В., Суворов А. В., Чулков В. Н. и др.) [2; 4; 5; 9; 13; 14; 15]. Но исследование проблемы формирования у них навыков социально-бытовой и социально-средовой адаптации не теряет своей актуальности, поскольку единый подход к ее решению все еще не выработан.

Именно поэтому нами было проведено исследование, имеющее целью изучение особенностей и выявление закономерностей формирования социально-бытовых и социально-средовых навыков у детей с одновременным нарушением слуха и зрения и взрослых, имеющих данную нозологию врожденного или приобретенного происхождения.

Достижение указанной цели обусловливалось последовательным решением следующих задач.

Список литературы

1. Наумов А. А. Педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами детского церебрального паралича : монография / А. А. Наумов. — Пермь : ПГГПУ, 2008. — 234 с.
2. Шульженко Н. В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : дис. … канд. пед. наук / Н. В. Шульженко. — Екатеринбург, 2012. — 181 с.
3. Шварц Л. М. К вопросу о навыках и их интерференции / Л. М. Шварц // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. — Москва : Издание Государственного научно-исследовательского института психологии, 1941. — Т. II. — С.
4. Царёв А. М. Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в условиях лечебно-педагогического центра) : дис. … канд. пед. наук / А. М. Царёв. — Санкт-Петербург, 2005. — 180 с.
5. Суворов А. А. Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих / А. А. Суворов. — Москва : Эксмо, 2018. — 512 с.
6. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. — Москва : Педагогика, 1972. — 448 с.
7. Сироткин С. А. Слепоглухота. Классификация и проблемы / С. А. Сироткин, Э. К. Шакенов. — Москва : ВОС, 1989. — С. 98–113.
8. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. — Москва : Просвещение, 1969. —152 с.
9. Переверзева М. В. Диагностика и формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : дис. … д-ра пед. наук / М. В. Переверзева. — Москва, 2019. — 213 с.
10. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 656 с.
11. Мещеряков А. И. Познание мира без слуха и зрения : хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Мещеряков ; сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — Москва : Международная педагогическая академия, 1995. — С. 126–131.
12. Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития / В. И. Лубовский, Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2006. — Т. 2, № 3. — С. 3–7.
13. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15–19.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд., стер. — Москва : Смысл ; Академия, 2005. — 352 с.
15. Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду / Э. В. Ильенков. — Москва : Знание, 1977. — 66 с.
16. Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век) : хрестоматия / Т. А. Басилова, Л. А. Головчиц, М. В. Жигорева и др. — Москва : ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. — 532 с.
17. Зак Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. … канд. пед. наук / Г. Г. Зак. — Екатеринбург, 20
18. Гончарова Е. Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии [Электронный ресурс] / Е. Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педа170 гогики. — 2019. — № 39. — URL: <a href="http:/alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historicaltraditio" target="_blank">http:/alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historicaltraditio</a>

Остальные статьи