Дата публикации: 01.04.2023

Особенности социального интеллекта школьников в условиях инклюзивного образования

Аннотация

В статье показана актуальность исследований социального интеллекта детей и подростков в условиях инклюзивного образования. В эмпирическом исследовании с участием 51 четвероклассника из классов инклюзивного образования, 57 из обычных классов, 48 девятиклассников из классов инклюзивного образования и 53 из обычных классов были применены субтесты 2 и 3 Теста социального интеллекта Дж. Гилфорда. Показано, что у обучающихся инклюзивных классов ниже показатели словесно опосредствованного фактора социального интеллекта, ответственного за тонкий анализ контекста социальной ситуации. Обсуждены направления дальнейших исследований по данной проблеме.




Широкое распространение инклюзивного образования в нашей стране требует исследований, направленных на создание программ психолого-педагогической поддержки детей и подростков в условиях инклюзии. За последнее десятилетие появились концепции инклюзивного образования [6; 10; 12], немало пособий по инклюзивному образованию и психолого-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2; 5; 7; 9], в которых работа по развитию социального познания и социального интеллекта детей и подростков с ОВЗ рассматривается как одно из важнейших направлений. Такая работа необходима, поскольку многие исследователи отмечают затруднения в развитии социального познания и социального интеллекта при ОВЗ [1; 16; 17; 18]. Значение работы по развитию социального познания и социального интеллекта при ОВЗ подчеркивают многие специалисты в данной области [14; 19]. Данные о затруднениях социального познания и о специфике социального интеллекта при ОВЗ позволяют утверждать, что эти затруднения относятся к общим закономерностям развития при ОВЗ, и это утверждение не противоречит сложившимся представлениям об общих и специфических закономерностях нарушенного развития [15].

Между тем условия инклюзивного образования, при которых дети и подростки с ОВЗ обучаются вместе с условно здоровыми, создают социальную ситуацию развития в образовании, влияние которой на обучающихся пока недостаточно изучено. Признанный классик отечественной специальной психологии В. И. Лубовский [8] называл мифом представление о более эффективной социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Имеются эмпирические исследования, в которых изучаются социализация, формирование социального и эмоционального интеллекта детей и подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [4; 14]. В то же время исследователи отмечают нерешенные проблемы в данной области [20], в частности, многообразие теоретических моделей социальных компетенций. В недавнем исследовании А. А. Волченковой [3] показано, что социально-психологические особенности подростков в условиях инклюзивного образования благоприятно развиваются при условии специально организованной внеурочной деятельности. Ею изучались толерантность, в том числе коммуникативная, агрессивность, самоотношение, ситуативная и личностная тревожность, самоконтроль в общении, социальная компетентность школьников в условиях инклюзивного образования, но не социальный интеллект.

Целью нашего исследования стал сравнительный анализ социального интеллекта четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.

Задачи исследования

1. Диагностика социального интеллекта младших и старших подростков, четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.

Список литературы

1. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) : руководство по использованию / Е. С. Михайлова. — Санкт-Петербург : Иматон, 1996. — 53 с.
2. Юдина Т. А. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т. А. Юдина, С. В. Алехина // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 41–50. — DOI: 10.17759/jmfp.202211
3. Шеховцова Е. А. Формирование навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Е. А. Шеховцова, Я. И. Гостунская, А. В. Трущелева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 335–338.
4. Черненкова Ю. М. Изучение социальной перцепции подростков с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Ю. М. Черненкова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей (Самара, 15 ноября 2018
5. Черепкова Н. В. Развитие компонентов социальной компетентности у детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс] / Н. В. Черепкова, М. Б. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013.
6. Трущелева А. В. Формирование социально-перцептивного опыта у младших школьников в условиях инклюзивной школы / А. В. Трущелева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 153–156.
7. Специальная психология в 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 430 с.
8. Сороковых Г. В. Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка / Г. В. Сороковых, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 46–50.
9. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — Москва : АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
10. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2019. — №
11. Альтенгоф А. А. Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / А. А. Альтенгоф // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (дата обращения: 20.04.2023).
12. Мёдова Н. А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова. — Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2019. — 136 с.
13. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 71–78.
14. Лубовский В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Специальное образование. — 2016. — № 4 (44). — С. 77–86.
15. Левшунова Ж. А. Инклюзивное образование : учеб. пособие / Ж. А. Левшунова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. — 114 с.
16. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова [и др.]. — Санкт-Петербург : Институт коррекционной педагогики Российской академии образов
17. Захарова И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — Москва : Теревинф, 2018. — 152 с.
18. Гончарова Е. Л. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21 (1). — С. 38–41.
19. Волченкова А. А. Социально-психологические особенности подростков в контексте инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Волченкова. — Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2022. — 26 с.
20. Артеменко О. Н. Инклюзивное образование : учеб.-метод. пособие / О. Н. Артеменко, Л. Ф. Артеменкова. — Ставрополь : Альфа Принт, 2020. — 125 с.

Остальные статьи