Особенности социального интеллекта школьников в условиях инклюзивного образования
Аннотация
В статье показана актуальность исследований социального интеллекта детей и подростков в условиях инклюзивного образования. В эмпирическом исследовании с участием 51 четвероклассника из классов инклюзивного образования, 57 из обычных классов, 48 девятиклассников из классов инклюзивного образования и 53 из обычных классов были применены субтесты 2 и 3 Теста социального интеллекта Дж. Гилфорда. Показано, что у обучающихся инклюзивных классов ниже показатели словесно опосредствованного фактора социального интеллекта, ответственного за тонкий анализ контекста социальной ситуации. Обсуждены направления дальнейших исследований по данной проблеме.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 151-158 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_2_151 |
Широкое распространение инклюзивного образования в нашей стране требует исследований, направленных на создание программ психолого-педагогической поддержки детей и подростков в условиях инклюзии. За последнее десятилетие появились концепции инклюзивного образования [6; 10; 12], немало пособий по инклюзивному образованию и психолого-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2; 5; 7; 9], в которых работа по развитию социального познания и социального интеллекта детей и подростков с ОВЗ рассматривается как одно из важнейших направлений. Такая работа необходима, поскольку многие исследователи отмечают затруднения в развитии социального познания и социального интеллекта при ОВЗ [1; 16; 17; 18]. Значение работы по развитию социального познания и социального интеллекта при ОВЗ подчеркивают многие специалисты в данной области [14; 19]. Данные о затруднениях социального познания и о специфике социального интеллекта при ОВЗ позволяют утверждать, что эти затруднения относятся к общим закономерностям развития при ОВЗ, и это утверждение не противоречит сложившимся представлениям об общих и специфических закономерностях нарушенного развития [15].
Между тем условия инклюзивного образования, при которых дети и подростки с ОВЗ обучаются вместе с условно здоровыми, создают социальную ситуацию развития в образовании, влияние которой на обучающихся пока недостаточно изучено. Признанный классик отечественной специальной психологии В. И. Лубовский [8] называл мифом представление о более эффективной социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Имеются эмпирические исследования, в которых изучаются социализация, формирование социального и эмоционального интеллекта детей и подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [4; 14]. В то же время исследователи отмечают нерешенные проблемы в данной области [20], в частности, многообразие теоретических моделей социальных компетенций. В недавнем исследовании А. А. Волченковой [3] показано, что социально-психологические особенности подростков в условиях инклюзивного образования благоприятно развиваются при условии специально организованной внеурочной деятельности. Ею изучались толерантность, в том числе коммуникативная, агрессивность, самоотношение, ситуативная и личностная тревожность, самоконтроль в общении, социальная компетентность школьников в условиях инклюзивного образования, но не социальный интеллект.
Целью нашего исследования стал сравнительный анализ социального интеллекта четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.
Задачи исследования
1. Диагностика социального интеллекта младших и старших подростков, четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.