Дата публикации: 01.04.2023

Особенности социального интеллекта школьников в условиях инклюзивного образования

Аннотация

В статье показана актуальность исследований социального интеллекта детей и подростков в условиях инклюзивного образования. В эмпирическом исследовании с участием 51 четвероклассника из классов инклюзивного образования, 57 из обычных классов, 48 девятиклассников из классов инклюзивного образования и 53 из обычных классов были применены субтесты 2 и 3 Теста социального интеллекта Дж. Гилфорда. Показано, что у обучающихся инклюзивных классов ниже показатели словесно опосредствованного фактора социального интеллекта, ответственного за тонкий анализ контекста социальной ситуации. Обсуждены направления дальнейших исследований по данной проблеме.




Широкое распространение инклюзивного образования в нашей стране требует исследований, направленных на создание программ психолого-педагогической поддержки детей и подростков в условиях инклюзии. За последнее десятилетие появились концепции инклюзивного образования [6; 10; 12], немало пособий по инклюзивному образованию и психолого-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2; 5; 7; 9], в которых работа по развитию социального познания и социального интеллекта детей и подростков с ОВЗ рассматривается как одно из важнейших направлений. Такая работа необходима, поскольку многие исследователи отмечают затруднения в развитии социального познания и социального интеллекта при ОВЗ [1; 16; 17; 18]. Значение работы по развитию социального познания и социального интеллекта при ОВЗ подчеркивают многие специалисты в данной области [14; 19]. Данные о затруднениях социального познания и о специфике социального интеллекта при ОВЗ позволяют утверждать, что эти затруднения относятся к общим закономерностям развития при ОВЗ, и это утверждение не противоречит сложившимся представлениям об общих и специфических закономерностях нарушенного развития [15].

Между тем условия инклюзивного образования, при которых дети и подростки с ОВЗ обучаются вместе с условно здоровыми, создают социальную ситуацию развития в образовании, влияние которой на обучающихся пока недостаточно изучено. Признанный классик отечественной специальной психологии В. И. Лубовский [8] называл мифом представление о более эффективной социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Имеются эмпирические исследования, в которых изучаются социализация, формирование социального и эмоционального интеллекта детей и подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [4; 14]. В то же время исследователи отмечают нерешенные проблемы в данной области [20], в частности, многообразие теоретических моделей социальных компетенций. В недавнем исследовании А. А. Волченковой [3] показано, что социально-психологические особенности подростков в условиях инклюзивного образования благоприятно развиваются при условии специально организованной внеурочной деятельности. Ею изучались толерантность, в том числе коммуникативная, агрессивность, самоотношение, ситуативная и личностная тревожность, самоконтроль в общении, социальная компетентность школьников в условиях инклюзивного образования, но не социальный интеллект.

Целью нашего исследования стал сравнительный анализ социального интеллекта четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.

Задачи исследования

1. Диагностика социального интеллекта младших и старших подростков, четвероклассников и девятиклассников, обучающихся в обычных и инклюзивных классах.

Список литературы

1. 11. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) : руководство по использованию / Е. С. Михайлова. — Санкт-Петербург : Иматон, 1996. — 53 с.
2. Mikhailova E. S. Metodika issledovaniya sotsial’nogo intellekta (Adaptatsiya testa Dzh. Gilforda i M. Sallivena) : rukovodstvo po ispol’zovaniyu / E. S. Mikhailova. — SanktPeterburg : Imaton, 1996. — 53 s.
3. 12. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2019. — №
4. Obrazovanie detei s OVZ srednego i starshego shkol’nogo vozrasta: tselevye orientiry i strategicheskie napravleniya razvitiya / O. S. Nikol’skaya, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova, O.A.Karabanova// Al’manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki. — 2019.
5. 13. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. — Москва : АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
6. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichnostnogo razvitiya detei podrostkovogo vozrasta / A. M. Prikhozhan. — Moskva : ANO «PEB», 2007. — 56 s.
7. 14. Сороковых Г. В. Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка / Г. В. Сороковых, Н. Г. Прибылова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 46–50.
8. Sorokovykh G.V. Razvitie sotsial’nogo intellekta u shkol’nikov s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami na urokakh inostrannogo yazyka / G. V. Sorokovykh, N. G. Pribylova // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2020. — T. 5, vyp. 1. — S. 46–50.
9. 15. Специальная психология в 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 430 с.
10. Spetsial’naya psikhologiya v 2 t. T. 1 : uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / V. I. Lubovskii [i dr.] ; otv. red. V. I. Lubovskii. — 7-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Yurait, 2023. — 430 s.
11. 16. Трущелева А. В. Формирование социально-перцептивного опыта у младших школьников в условиях инклюзивной школы / А. В. Трущелева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 153–156.
12. Trushcheleva A. V. Formirovanie sotsial’no-pertseptivnogo opyta u mladshikh shkol’nikov v usloviyakh inklyuzivnoi shkoly / A. V. Trushcheleva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2013. — № 1 (129). — S. 153–156.
13. 17. Черепкова Н. В. Развитие компонентов социальной компетентности у детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс] / Н. В. Черепкова, М. Б. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013.
14. Cherepkova N. V. Razvitie komponentov sotsial’noi kompetentnosti u detei s detskim tserebral’nym paralichom v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya [Elektronnyi resurs] / N. V. Cherepkova, M. B. Zaitseva // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsep
15. 18. Черненкова Ю. М. Изучение социальной перцепции подростков с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / Ю. М. Черненкова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сборник статей (Самара, 15 ноября 2018
16. Chernenkova Yu. M. Izuchenie sotsial’noi pertseptsii podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / Yu. M. Chernenkova // Vospitanie v sovremennom kul’turno-obrazovatel’nom prostranstve : sbornik statei (Samara, 15 n
17. 19. Шеховцова Е. А. Формирование навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта / Е. А. Шеховцова, Я. И. Гостунская, А. В. Трущелева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 335–338.
18. Shekhovtsova E. A. Formirovanie navykov sotsial’nogo povedeniya u detei s narusheniem intellekta / E. A. Shekhovtsova, Ya. I. Gostunskaya, A. V. Trushcheleva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 75–2. — S. 335–338.
19. 20. Юдина Т. А. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т. А. Юдина, С. В. Алехина // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 41–50. — DOI: 10.17759/jmfp.202211
20. Yudina T. A. K probleme dokazatel’noi psikhologicheskoi otsenki sotsial’noi kompetentnosti shkol’nikov v inklyuzivnom obrazovanii / T. A. Yudina, S. V. Alekhina // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2022. — T. 11, № 4. — S. 41–50. — DOI: 10.17759/j
21. 1. Альтенгоф А. А. Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / А. А. Альтенгоф // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (дата обращения: 20.04.2023).
22. Al’tengof A.A.Razvitie sotsial’nogo intellekta u mladshikh podrostkov s OVZ [Elektronnyi resurs] / A. A. Al’tengof // Molodoi uchenyi. — 2020. — № 35 (325). — S. 178–182. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/325/73363/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/325/73363/</a> (data obrashcheniya: 20.04.2023).
23. 2. Артеменко О. Н. Инклюзивное образование : учеб.-метод. пособие / О. Н. Артеменко, Л. Ф. Артеменкова. — Ставрополь : Альфа Принт, 2020. — 125 с.
24. Artemenko O. N. Inklyuzivnoe obrazovanie : ucheb.-metod. posobie / O. N. Artemenko, L. F. Artemenkova. — Stavropol’ : Al’fa Print, 2020. — 125 s.
25. 3. Волченкова А. А. Социально-психологические особенности подростков в контексте инклюзивного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. А. Волченкова. — Ярославль : Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2022. — 26 с.
26. Volchenkova A. A. Sotsial’no-psikhologicheskie osobennosti podrostkov v kontekste inklyuzivnogo obrazovaniya : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / A. A. Volchenkova. — Yaroslavl’ : Yaroslavskii gos. un-t im. P. G. Demidova, 2022. — 26 s.
27. 4. Гончарова Е. Л. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 21 (1). — С. 38–41.
28. Goncharova E. L. Podbor obrazovatel’noi sredy, adekvatnoi novym vozmozhnostyam rebenka, i ego dal’neishee soprovozhdenie / E. L. Goncharova, O. I. Kukushkina // Al’manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki. — 2015. — № 21 (1). — S. 38–41.
29. 5. Захарова И. Ю. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — Москва : Теревинф, 2018. — 152 с.
30. Zakharova I. Yu. Igrovaya pedagogika: tablitsa razvitiya, podbor i opisanie igr / I. Yu. Zakharova, E. V. Morzhina. — Moskva : Terevinf, 2018. — 152 s.
31. 6. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова [и др.]. — Санкт-Петербург : Институт коррекционной педагогики Российской академии образов
32. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost’yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya do 2030 g. / O. S. Nikol’skaya, O. I. Kukushkina, E. L. Goncharova [i dr.]. — Sankt-Peterburg : Institut korrektsionnoi pedagogiki Rossiisko
33. 7. Левшунова Ж. А. Инклюзивное образование : учеб. пособие / Ж. А. Левшунова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2017. — 114 с.
34. Levshunova Zh. A. Inklyuzivnoe obrazovanie : ucheb. posobie / Zh. A. Levshunova, N. V. Basalaeva, T. V. Kazakova. — Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2017. — 114 s.
35. 8. Лубовский В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Специальное образование. — 2016. — № 4 (44). — С. 77–86.
36. Lubovskii V. I. Inklyuziya — tupikovyi put’ dlya obucheniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami / V. I.Lubovskii // Spetsial’noe obrazovanie. — 2016. — №4 (44). — S. 77–86.
37. 9. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2018. — № 1. — С. 71–78.
38. Malofeev N. N. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya / N. N. Malofeev, N. D. Shmatko // Defektologiya. — 2018. — № 1. — S. 71–78.
39. 10. Мёдова Н. А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие / Н. А. Мёдова, Н. В. Байгулова. — Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2019. — 136 с.
40. Medova N. A. Problemy inklyuzivnogo obrazovaniya : ucheb. posobie / N. A. Medova, N. V. Baigulova. — Tomsk : Izd-vo Tomsk. gos. ped. un-ta, 2019. — 136 s.

Остальные статьи