Проблемы и перспективы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
В статье описаны специальные условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в современной школе, раскрыты негативные тенденции инклюзивного образования некоторых категорий детей с ОВЗ, описан уровень образовательных возможностей и потенциал коррекционного дифференцированного обучения таких детей для их эффективной социализации и обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 145-150 |
УДК | 376+37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_2_145 |
До последнего времени ни у кого не вызывало сомнения, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в специальных условиях организации их обучения и воспитания, обусловленных имеющимися у них нарушениями или отклонениями развития, психического и (или) физического. К сожалению, эти прописные истины в той или другой степени игнорируют некоторые даже называющие себя специалистами по вопросам получения образования детьми с ОВЗ.
К проблемным прежде всего мы относим вопросы организации инклюзивной формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, в условиях, не соответствующих их возможностям получения образования. Недостаточное внимание медицинскому обеспечению работы специальных коррекционных учреждений нарушает права этих детей на сохранение здоровья. Некоторые вопросы подготовки дефектологических кадров в вузах прежде всего касаются сокращения времени на преподавание базовых предметов и на педагогическую практику, что не всегда способствует их полноценному получению дефектологического образования [2; 5].
Рассмотрим проблемы получения образования детьми с ОВЗ с точки зрения важности их решения в процессе обучения и воспитания. Как известно, цели обучения детей с ОВЗ, как и их нормально развивающихся сверстников, одинаковые. Они направлены на овладение общеприняты ми нормами поведения, подготовку к труду и самостоятельной жизни в обществе, или, как принято говорить, интеграцию в современный социум. В общеобразовательной (массовой) школе эти цели обеспечиваются в согласовании с общественными запросами, способностями, интересами и творческим потенциалом детей. Для детей с ОВЗ необходимы индивидуальные условия обучения, специфические для каждой категории. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практической дефектологии» (Выготский Л. С.) [3]. Индивидуализированные условия обучения необходимы для тех детей с ОВЗ, у которых характер врожденного или приобретенного органического поражения, место и степень его выраженности обусловливают не только отставание от возрастной нормы, но и своеобразие психофизического развития.
Отечественной дефектологической наукой экспериментально проверена, практически апробирована в течение многих десятилетий дифференцированная система обучения и воспитания детей с ОВЗ разных категорий. Основанием дифференциации служил органический характер имеющихся у детей нарушений и (или) отклонений в развитии и их специфических особенностей при каждом недостатке. Своеобразием развития объясняется наличие у детей с ОВЗ специфических образовательных возможностей и потребностей, которые определяются как первичными недостатками (нарушениями слуха, зрения, речи, моторики, интеллекта и др.), так и вторичными, проявляющимися в наибольшей мере в формировании высших психических функций (Выготский Л. С., Лубовский В. И.) [3; 4; 5].
Уровень образовательных возможностей детей с ОВЗ зависит от степени выраженности имеющихся недостатков, отсутствия или наличия сопутствующих нарушений, осложняющих возможности развития детей. Некоторым учащимся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития (ЗПР) доступно общее среднее и даже высшее образование, другим — только основное, при наличии умственной отсталости — весьма ограниченный объем знаний.