Дата публикации: 01.04.2023

Проблемы и перспективы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

В статье описаны специальные условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в современной школе, раскрыты негативные тенденции инклюзивного образования некоторых категорий детей с ОВЗ, описан уровень образовательных возможностей и потенциал коррекционного дифференцированного обучения таких детей для их эффективной социализации и обучения.




До последнего времени ни у кого не вызывало сомнения, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в специальных условиях организации их обучения и воспитания, обусловленных имеющимися у них нарушениями или отклонениями развития, психического и (или) физического. К сожалению, эти прописные истины в той или другой степени игнорируют некоторые даже называющие себя специалистами по вопросам получения образования детьми с ОВЗ.

К проблемным прежде всего мы относим вопросы организации инклюзивной формы обучения детей с особыми образовательными потребностями, в условиях, не соответствующих их возможностям получения образования. Недостаточное внимание медицинскому обеспечению работы специальных коррекционных учреждений нарушает права этих детей на сохранение здоровья. Некоторые вопросы подготовки дефектологических кадров в вузах прежде всего касаются сокращения времени на преподавание базовых предметов и на педагогическую практику, что не всегда способствует их полноценному получению дефектологического образования [2; 5].

Рассмотрим проблемы получения образования детьми с ОВЗ с точки зрения важности их решения в процессе обучения и воспитания. Как известно, цели обучения детей с ОВЗ, как и их нормально развивающихся сверстников, одинаковые. Они направлены на овладение общеприняты ми нормами поведения, подготовку к труду и самостоятельной жизни в обществе, или, как принято говорить, интеграцию в современный социум. В общеобразовательной (массовой) школе эти цели обеспечиваются в согласовании с общественными запросами, способностями, интересами и творческим потенциалом детей. Для детей с ОВЗ необходимы индивидуальные условия обучения, специфические для каждой категории. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практической дефектологии» (Выготский Л. С.) [3]. Индивидуализированные условия обучения необходимы для тех детей с ОВЗ, у которых характер врожденного или приобретенного органического поражения, место и степень его выраженности обусловливают не только отставание от возрастной нормы, но и своеобразие психофизического развития.

Отечественной дефектологической наукой экспериментально проверена, практически апробирована в течение многих десятилетий дифференцированная система обучения и воспитания детей с ОВЗ разных категорий. Основанием дифференциации служил органический характер имеющихся у детей нарушений и (или) отклонений в развитии и их специфических особенностей при каждом недостатке. Своеобразием развития объясняется наличие у детей с ОВЗ специфических образовательных возможностей и потребностей, которые определяются как первичными недостатками (нарушениями слуха, зрения, речи, моторики, интеллекта и др.), так и вторичными, проявляющимися в наибольшей мере в формировании высших психических функций (Выготский Л. С., Лубовский В. И.) [3; 4; 5].

Уровень образовательных возможностей детей с ОВЗ зависит от степени выраженности имеющихся недостатков, отсутствия или наличия сопутствующих нарушений, осложняющих возможности развития детей. Некоторым учащимся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития (ЗПР) доступно общее среднее и даже высшее образование, другим — только основное, при наличии умственной отсталости — весьма ограниченный объем знаний.

Список литературы

1. 1. Власова Т. А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей : тез. докл. / Девятая науч. сессия по дефектологии 1983 г. (5–7 апр.); [под ред. Т. А. Власовой и др.]. — Москва, 1983.
2. Vlasova T. A. Sovremennoe sostoyanie issledovanii po izucheniyu, obucheniyu i trudovoi podgotovke anomal’nykh detei : tez. dokl. / Devyataya nauch. sessiya po defektologii 1983 g. (5–7 apr.) ; [pod red. T. A. Vlasovoi i dr.]. — Moskva, 1983.
3. 2. Воронкова В. В. Теоретические основы организации и содержания дополнительного профессионального образования по дефектологическому направлению : монография / В. В. Воронкова, О. Е. Гибова ; под общ. ред. В. В. Воронковой. — Москва : АСОУ, 2019. — 2016 с
4. Voronkova V. V. Teoreticheskie osnovy organizatsii i soderzhaniya dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya po defektologicheskomu napravleniyu : monografiya / V. V. Voronkova, O. E. Gibova ; pod obshch. red. V. V. Voronkovoi. — Moskva : ASOU, 2019.
5. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва, 1984. — Т. 5.
6. Vygotskii L. S. Sobranie sochinenii : v 6 t. / L. S. Vygotskii. — Moskva, 1984. — T. 5.
7. 4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — Москва : Педагогика, 1989.
8. Lubovskii V. I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki anomal’nogo razvitiya detei / V. I. Lubovskii. — Moskva : Pedagogika, 1989.
9. 5. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. — Москва : Академия, 2003. — 464 с.
10. Spetsial’naya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / V. I. Lubovskii, T. V. Rozanova, L. I. Solntseva i dr. ; pod red. V. I. Lubovskogo. — Moskva : Akademiya, 2003. — 464 s.

Остальные статьи