Дата публикации: 01.10.2022

Педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих

Аннотация

В статье раскрывается педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих. Обоснована актуальность плакатов в настоящее время. Определено, что приоритетной сферой применения плакатов является воспитательная работа с военнослужащими в воинском коллективе. Выявлено, что применение плакатов направлено на реализацию задач проявления и закрепления мировоззренческой позиции, воспитания патриотизма, формирования и развития личной и коллективной ответственности, развития важных для военнослужащего профессионально-личностных и нравственных качеств, развития творческих способностей, эстетического восприятия окружающей действительности, установления тесного гармонического соотношения между знаниями, умениями и направленностью личности военнослужащих. Сделан вывод о том, что педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих имеет двойственную направленность: со стороны офицерского состава на личный состав (проектирование и создание плакатов в рамках воспитательной работы) и со стороны личного состава на самих себя (в процессе выполнения собственной художественно-творческой деятельности).




В настоящее время наблюдается тенденция к вторичному использованию накопленного творческого потенциала некоторых видов искусства в педагогической практике.

Плакат в переводе с французского языка означает крупное объявление / рисунок / афишу агитационного содержания в кратком текстовом виде, предназначенном для сведения массового зрителя. В этом плане он содержит графический рисунок и текст, представленный в сжатом тезисном виде в форме лозунга. По мнению С. С. Загребина, плакат есть отражение определенной социальной задачи, возникшей по конкретному запросу широких масс общества, где основная идея доносится доступно, доходчиво, ясно и конкретно [6, с. 18–23].

Исторически плакат является античной формой агитации. В советский период плакат приобрел массовый характер, поскольку имел доступный язык, реалистичное представление актуальных образов, которые были понятны каждому и воспринимались на подсознательном уровне. Яркими примерами могут служить плакаты времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Идейно-эстетическая составляющая плаката, заключенная в его образной структуре и специфичном содержании лозунгов, постепенно преобразовала плакат в вид искусства [9].

Как свидетельствуют исследования Б. Мойдиновой, с XXI века плакат обладает достаточной актуальностью и среди молодежи, поскольку в эпоху цифровизации молодые люди более восприимчивы к тезисному оформлению идеи, нежели к полнотекстовому содержанию с яркими эмоциональными иллюстрациями, что подтверждает видоизменение традиционного плаката и его адаптацию к новой аудитории и условиям [8, с. 320–323]. В связи с этим целесообразно рассматривать плакат не только в его изначальных функциях (агитация, пропаганда, информирование и др.), но и как средство воспитательной работы, нацеленной на решение конкретных социальных задач ввиду наличия педагогического потенциала.

Плакат как форма искусства представляет собой, с одной стороны, одно из средств наглядности в процессе обучения, с другой — средство эмоционального и воспитательного воздействия на обучающегося. Наглядная форма критического отражения действительности раскрывает интеллектуальные возможности человека.

Список литературы

1. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5194
2. Алёхин И. А. О воспитании чувства ненависти у личного состава Советской Армии и Военно-морского Флота в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ч. 1: генезис / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 2 (82)
3. Алёхин И. А. О воспитании чувства ненависти к немецко-фашистским захватчикам у личного состава РККА и РККФ в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ч. 2: совершенствование организаторской работы командиров и политорганов Армии и Флота / 130 И. А.
4. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
5. Гасанова А. М. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам наглядности обучения / А. М. Гасанова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 3 (76). — С. 28–29.
6. Загребин С. С. Использование потенциала отечественной культуры в современном профессиональном образовании: постановка проблемы / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 18–23.
7. Корбаков В. В. Наглядно-художественное оформление в ведомственных образовательных организациях МВД России: традиции и современность / В. В. Корбаков // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — № 4 (25) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://cyberle" target="_blank">https://cyberle</a>
8. Мойдинова Б. Роль плаката в современном мире / Б. Мойдинова, О. С. Касымов // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 320–323.
9. Радзивилович А. Д. История появления плаката / А. Д. Радзивилович // Вестник Науки и Творчества. — 2021. — № 6 (66) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/istoriya-poyavleniya-plakata (дата обращения: 09.12.2022).
10. Цомартова Т. А. Формирование научного мировоззрения студентов на основе создания плаката / Т. А. Цомартова // МНКО. — 2018. — № 6 (73) [Электронный ресурс]. — Режим
11. доступа:
12. <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniyastudentov-na-osnove-sozdaniya-plakata" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniyastudentov-na-osnove-sozdaniya-plakata</a> (дата обращения: 09.12.2022).
13. Юрченко Р. А. Агитационные плакаты военкоматов: синтез духовно-нравственного и материального в формировании образа российской армии / Р. А. Юрченко, О. П. Фесенко // Вестник Омской Православной Духовной семинарии. — 2022. — № 1 (12) [Электронный ресурс].

Остальные статьи