Педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих
Аннотация
В статье раскрывается педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих. Обоснована актуальность плакатов в настоящее время. Определено, что приоритетной сферой применения плакатов является воспитательная работа с военнослужащими в воинском коллективе. Выявлено, что применение плакатов направлено на реализацию задач проявления и закрепления мировоззренческой позиции, воспитания патриотизма, формирования и развития личной и коллективной ответственности, развития важных для военнослужащего профессионально-личностных и нравственных качеств, развития творческих способностей, эстетического восприятия окружающей действительности, установления тесного гармонического соотношения между знаниями, умениями и направленностью личности военнослужащих. Сделан вывод о том, что педагогический потенциал плакатного искусства в воспитании военнослужащих имеет двойственную направленность: со стороны офицерского состава на личный состав (проектирование и создание плакатов в рамках воспитательной работы) и со стороны личного состава на самих себя (в процессе выполнения собственной художественно-творческой деятельности).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 124-130 |
УДК | 37.035.4 37.013.43+355 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_124 |
В настоящее время наблюдается тенденция к вторичному использованию накопленного творческого потенциала некоторых видов искусства в педагогической практике.
Плакат в переводе с французского языка означает крупное объявление / рисунок / афишу агитационного содержания в кратком текстовом виде, предназначенном для сведения массового зрителя. В этом плане он содержит графический рисунок и текст, представленный в сжатом тезисном виде в форме лозунга. По мнению С. С. Загребина, плакат есть отражение определенной социальной задачи, возникшей по конкретному запросу широких масс общества, где основная идея доносится доступно, доходчиво, ясно и конкретно [6, с. 18–23].
Исторически плакат является античной формой агитации. В советский период плакат приобрел массовый характер, поскольку имел доступный язык, реалистичное представление актуальных образов, которые были понятны каждому и воспринимались на подсознательном уровне. Яркими примерами могут служить плакаты времен Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Идейно-эстетическая составляющая плаката, заключенная в его образной структуре и специфичном содержании лозунгов, постепенно преобразовала плакат в вид искусства [9].
Как свидетельствуют исследования Б. Мойдиновой, с XXI века плакат обладает достаточной актуальностью и среди молодежи, поскольку в эпоху цифровизации молодые люди более восприимчивы к тезисному оформлению идеи, нежели к полнотекстовому содержанию с яркими эмоциональными иллюстрациями, что подтверждает видоизменение традиционного плаката и его адаптацию к новой аудитории и условиям [8, с. 320–323]. В связи с этим целесообразно рассматривать плакат не только в его изначальных функциях (агитация, пропаганда, информирование и др.), но и как средство воспитательной работы, нацеленной на решение конкретных социальных задач ввиду наличия педагогического потенциала.
Плакат как форма искусства представляет собой, с одной стороны, одно из средств наглядности в процессе обучения, с другой — средство эмоционального и воспитательного воздействия на обучающегося. Наглядная форма критического отражения действительности раскрывает интеллектуальные возможности человека.