Светлой памяти Владимира Ивановича Лубовского
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 143-144 |
Всем дефектологам хорошо известно имя большого ученого Владимира Ивановича Лубовского, автора многочисленных трудов по вопросам речевого развития детей с отклонением или аномальным развитием, в настоящее время определяемых как дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории отнесены дети, имеющие отклонения психического и (или) физического развития. Неоценимый вклад в отечественную науку внес труд В. И. Лубовского «Специальная психология», который многие годы является настольной книгой и учебником для всех педагогов-дефектологов. Но, к сожалению, мало кто помнит или знает, что Владимир Иванович был членом Союза писателей. Его работы были оценены как работы не только ученого, но и писателя.
С Владимиром Ивановичем Лубовским я познакомилась в давние годы, когда в 1967 году пришла работать в НИИ дефектологии АПН СССР. В то время он возглавлял лабораторию психологического изучения детей с отклонениями в развитии, а позже — две лаборатории — психологического и педагогического изучения детей с задержкой психического развития. С этих пор я стала считать Владимира Ивановича своим учителем, так же как и сотрудников лаборатории олигофренопсихологии Татьяну Николаевну Головину и Веру Георгиевну Петрову. Т. Н. Головина очень помогла мне в работе над первой моей научной статьей по возможности психологического подхода в решении педагогических проблем.
Хочется вспомнить еще об одном событии с участием Владимира Ивановича Лубовского, во время которого, по его словам, он «служил» у нас с В. Г. Петровой переводчиком. По линии администрации М. С. Горбачева я была приглашена на Сицилию по вопросам обучения, воспитания, трудовой подготовки детей с умственной отсталостью. Вместе со мной в состав делегации вошли Вера Георгиевна Петрова как психолог и Владимир Иванович Лубовский как руководитель. Из Москвы мы летели в Рим, из Рима в Катанию, а потом уже в Троину к падре Ферлауто. В Риме нас должен был встретить переводчик, который не явился. Именно поэтому Владимир Иванович помогал нам общаться с хозяевами и его гостями, в их числе был эфиоп, который занимался духовной музыкой и хорошо владел английским языком, как и Владимир Иванович. Они быстро нашли поводы для общения.
Наша делегация совместно с членами общины была приглашена в Палермо на прием к префекту. Мы с Верой Георгиевной рассматривали стенды в префектуре, портреты префектов, которые включали даты их жизни. Некоторые ушли из жизни, проработав примерно 5 лет, другие — 3 года, а последние два — всего 2 года. Владимир Иванович с эфиопом вышли за пределы префектуры. Они мирно беседовали, как вдруг подъехали три машины. Из первой и третьей выскочили военные с оружием и окружили среднюю машину. Владимир Иванович сказал, что пережил такой ужас, когда увидел направленное на них оружие, что готов был броситься на землю, как во время войны. Эфиоп от страха весь побелел. Оказалось, это приехал префект!
У меня и в дальнейшем были места совместной работы с замечательным ученым, учителем, руководителем Владимиром Ивановичем Лубовским, участие в научно-практических конференциях и других мероприятиях. Светлая ему память и благодарность.