ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЛУБОВСКИЙ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 140-143 |
Статья В. И. Лубовского «Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями» стала самой обсуждаемой его работой последних лет, вызвала много споров и немало ожесточенной критики. Отсутствие необходимого научно-методического обоснования инклюзивных образовательных практик, уменьшение возможностей индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, закрытие многих учреждений специального образования в начале — середине 2010-х годов вызывали у выдающегося исследователя специального образования обоснованное беспокойство. Со времени написания статьи прошло семь лет, многие проблемы инклюзивного образования решаются, и все же имеются значительная нехватка квалифицированных тьюторов инклюзивного образования, трудности с выделением ресурсных комнат, проблемы разработки индивидуальных образовательных программ и многое другое. Но остаются некоторые принципиальные противоречия, которые практически неразрешимы или разрешимы с большим трудом. Эти противоречия отражены в статьях, публикуемых в данной рубрике.
Так, в статье видной исследовательницы специального образования В. В. Воронковой проанализировано противоречие между специфическими образовательными возможностями и потребностями детей с ОВЗ и общими целями и средствами обучения в общеобразовательных школах.
Статьи А. А. Наумова, А. В. Гааб и М. А. Ветровой раскрывают особенности социальных навыков и коммуникативной сферы лиц, обучение которых практически невозможно в условиях инклюзивного образования.
Е. В. Ординарцева и А. А. Сергиенко излагают особенности произвольной деятельности у дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.
Публикация М. В. Ермолаевой и Д. В. Лубовского посвящена формированию социального интеллекта школьников с ОВЗ и с нормотипическим развитием, обучающихся в инклюзивных классах.