Дата публикации: 01.04.2023

Субъективное отношение студентов к трансформации обучения в высшей школе в период пандемии COVID-19

Аннотация

В статье освещаются психологические аспекты перехода на дистанционный формат обучения, которые позволяют выявить основные проблемы участников образовательного процесса. Раскрывается субъективное отношение студентов к дистанционному формату обучения, оцениваются возможности повышения качества и социальной доступности образования.




Введение

Весной 2020 года Россия, наряду с другими странами, столкнулась с неожиданным внешним фактором, который затронул все сферы общественной жизни. В условиях неготовности мировой медицины к пандемии новой коронавирусной инфекции наиболее эффективным средством предотвращения распространения эпидемии стало введение ограничительных мер, в том числе установление режима самоизоляции вплоть до полного локдауна.

Пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах [14].

Перед вузами встала задача обеспечения непрерывности основной деятельности в экстремальном режиме. Впервые в своей истории система высшего образования оказалась в принципиально новых условиях, когда не только учебный процесс, но и вся образовательная деятельность были переведены на удаленный формат с применением дистанционных технологий.

Актуальность исследования обусловлена современными реалиями в условиях пандемии COVID-19, когда вследствие введения режима самоизоляции возникла необходимость экстренного перехода на дистанционный формат обучения. Процесс цифровизации образования до пандемии шел постепенно, и участники образовательного процесса оказались недостаточно готовы приспособиться к стремительно меняющимся условиям.

Список литературы

1. 11. Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции [Электронный ресурс] / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. — 2020. — № 1 (81). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii (дата обращения
2. Klyachko T. L. Obrazovanie v Rossii i mire. Osnovnye tendentsii [Elektronnyi resurs] / T. L. Klyachko // Obrazovatel’naya politika. — 2020. — № 1 (81). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii</a> (data obrashch
3. 12. Мухина М. А. Теоретические основы цифровизации образования в России [Электронный ресурс] / М. А. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifrovizatsi" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifrovizatsi</a>
4. Mukhina M. A. Teoreticheskie osnovy tsifrovizatsii obrazovaniya v Rossii [Elektronnyi resurs] / M. A. Mukhina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 67–4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifroviz" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovytsifroviz</a>
5. 13. Оборин М. С. Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс [Электронный ресурс] / М. С. Оборин // Сервис в России и за рубежом. — 2020. — № 5 (92). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyyprotsess" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyyprotsess</a> (д
6. Oborin M. S. Vliyanie pandemii COVID-19 na obrazovatel’nyi protsess [Elektronnyi resurs] / M. S. Oborin // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2020. — № 5 (92). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-obrazovatelnyy-protsess (
7. 14. Организация Объединенных Наций. Концептуальная записка: Образование в эпоху пандемии СOVID-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_" target="_blank">https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_</a> -education_during_covid-19_and_ beyond_russian.pd
8. Organizatsiya Ob'edinennykh Natsii. Kontseptual’naya zapiska: Obrazovanie v epokhu pandemii SOVID-19 i v posleduyushchii period [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_ -education_during_covid-19_and_beyond_ ru
9. 15. Солдатова Г. В. Личность и информация в цифровом мире: от новых моделей медиапотребления к инфодемии [Электронный ресурс] / Г. В. Солдатова // Психоло гическая газета. — 2022. — 5 января. — URL: <a href="https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi" target="_blank">https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi</a> vy729872526 (д
10. Soldatova G. V. Lichnost’ i informatsiya v tsifrovom mire: ot novykh modelei mediapotrebleniya k infodemii [Elektronnyi resurs] / G. V. Soldatova // Psikhologicheskaya gazeta. — 2022. — 5 yanvarya. — URL: <a href="https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi" target="_blank">https://psy.su/feed/9604/?ysclid=lbx4m5qi</a> vy729872
11. 16. Социально-образовательные аспекты форсмажорной актуализации теории и практики цифрового университета в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, М. В. Богуславский, Т. А. Наумова // Вестник Удмуртского университ
12. Sotsial’no-obrazovatel’nye aspekty forsmazhornoi aktualizatsii teorii i praktiki tsifrovogo universiteta v usloviyakh pandemii COVID-19 [Elektronnyi resurs] / N. S. Ladyzhets, E. V. Neborskii, M. V. Boguslavskii, T. A. Naumova // Vestnik Udmurtskogo unive
13. 17. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки [Электронный ресурс] / И. Р. Гафуров, Г. И. Ибрагимов, А. М. Калимуллин, Т. Б. Алишев // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 10. — С. 101–112. — URL: <a href="https://www.elibra" target="_blank">https://www.elibra</a>
14. Transformatsiya obucheniya v vysshei shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki [Elektronnyi resurs] / I. R. Gafurov, G. I. Ibragimov, A. M. Kalimullin, T. B. Alishev // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2020. — T. 29, № 10. — S. 101–112. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a>
15. 18. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования [Электронный ресурс] / М. С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — № 2 (34). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspektytsifrovogo-obr" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspektytsifrovogo-obr</a>
16. Yanitskii M. S. Psikhologicheskie aspekty tsifrovogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / M. S. Yanitskii // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2019. — № 2 (34). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-tsifrovo" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-tsifrovo</a>
17. 19. Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты [Электронный ресурс] / Л. Р. Яруллина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-vvysshey-shkole-p" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-vvysshey-shkole-p</a>
18. Yarullina L. R. Tsifrovoe obuchenie v vysshei shkole: psikhologicheskie riski i effekty [Elektronnyi resurs] / L. R. Yarullina // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-v-vysshey-s" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obuchenie-v-vysshey-s</a>
19. 20. COVID-19 has Accelerated the Digital Transformation of Higher Education [Electronic resource] // World Economic Forum. — URL: <a href="https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-digital-transformation-higher-education/" target="_blank">https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-digital-transformation-higher-education/</a> (date of the application: 23.11.2022
20. 1. Аббакова М. Ю. Психологические аспекты онлайн-обучения [Электронный ресурс] / М.Ю. Аббакова // SAEC. — 2021. — №1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya (дата обращения: 28.10.2022).
21. Abbakova M. Yu. Psikhologicheskie aspekty onlain-obucheniya [Elektronnyi resurs] / M. Yu. Abbakova // SAEC. — 2021. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-onlayn-obucheniya</a> (data obrashcheniya: 28.10.2022).
22. 2. Балакирева Т. А. Цифровые трансформации образовательного процесса: вызов времени [Электронный ресурс] / Т. А. Балакирева, А. Н. Колосков // Человек и культура. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsiiobrazovateln" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsiiobrazovateln</a>
23. Balakireva T. A. Tsifrovye transformatsii obrazovatel’nogo protsessa: vyzov vremeni [Elektronnyi resurs] / T. A. Balakireva, A. N. Koloskov // Chelovek i kul’tura. — 2020. — № 6. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-obrazovate" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-transformatsii-obrazovate</a>
24. 3. Горбатенко Д. Н. Дистанционное образование на этапе «старта» и спустя три месяца. Есть ли изменения? [Электронный ресурс] / Д. Н. Горбатенко // Скиф. — 2020. — № 11 (51). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etapestart" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etapestart</a>
25. Gorbatenko D. N. Distantsionnoe obrazovanie na etape «starta» i spustya tri mesyatsa. Est’ li izmeneniya? [Elektronnyi resurs] / D. N. Gorbatenko // Skif. — 2020. — № 11 (51). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etape-st" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-na-etape-st</a>
26. 4. Грунт Е. В. Деконструкция образовательных практик преподавателей и студентов российских вузов в условиях вынужденного перехода на дистанционное образование [Электронный ресурс] / Е. В. Грунт, Е. А. Беляева, Е. Г. Лебедкина // Социология. — 2021. — № 1.
27. Grunt E. V. Dekonstruktsiya obrazovatel’nykh praktik prepodavatelei i studentov rossiiskikh vuzov v usloviyakh vynuzhdennogo perekhoda na distantsionnoe obrazovanie [Elektronnyi resurs] / E. V. Grunt, E. A. Belyaeva, E. G. Lebedkina // Sotsiologiya. — 202
28. 5. Грязнов С. А. Онлайн-обучение — будущее образования / С. А. Грязнов // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 67–3. — С. 82–84.
29. Gryaznov S. A. Onlain-obuchenie — budushchee obrazovaniya / S. A. Gryaznov // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2020. — № 67–3. — S. 82–84.
30. 6. Гулая Т. М. Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии [Электронный ресурс] / Т. М. Гулая, С. А. Романова // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberlenin" target="_blank">https://cyberlenin</a>
31. Gulaya T.M.Problemy adaptatsii sistemy rossiiskogo vysshego obrazovaniya k izmeneniyu formata obucheniya v period pandemii [Elektronnyi resurs] / T. M. Gulaya, S. A. Romanova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberl" target="_blank">https://cyberl</a>
32. 7. Дунаева Н. И. Сопротивляемость личности трудностям в период обучения в дистанционном формате [Электронный ресурс] / Н. И. Дунаева, П. А. Егорова // Вестник Мининского университета. — 2021. — № 2 (35). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> soprotivl
33. Dunaeva N. I. Soprotivlyaemost’ lichnosti trudnostyam v period obucheniya v distantsionnom formate [Elektronnyi resurs] / N. I. Dunaeva, P. A. Egorova // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2021. — № 2 (35). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/soproti" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/soproti</a>
34. 8. Егоров Д. Е. Успешность и мотивация как фактор эффективности дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] / Д. Е. Егоров, О. В. Марандыкина, В. И. Вишневский // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–1. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
35. Egorov D. E. Uspeshnost’ i motivatsiya kak faktor effektivnosti distantsionnogo obucheniya v vuze [Elektronnyi resurs] / D. E. Egorov, O. V. Marandykina, V. I. Vishnevskii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 76–1. — URL: ht
36. 9. Егорова Е. М. Теоретические основы цифровизации в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Е. М. Егорова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. — 2022. — № 7. — URL: <a href="http://www.nautehjournal.ru/files" target="_blank">http://www.nautehjournal.ru/files</a>
37. Egorova E. M. Teoreticheskie osnovy tsifrovizatsii v professional’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / E. M. Egorova // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Gumanitarnye nauki. — 2022. — № 7. — URL: <a href="http://www.nauteh-journal.ru/fil" target="_blank">http://www.nauteh-journal.ru/fil</a>
38. 10. Ениколопов С. Н. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] / С. Н. Ениколопов, О. Ю. Казьмина // Психологическая газета. — 2020. — URL: <a href="https://www.psy.su/feed/8182/" target="_blank">https://www.psy.su/feed/8182/</a> (дата обращения: 31.10.2022).
39. Enikolopov S. N. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiĭ na nachal’nom etape pandemii COVID-19 [Elektronnyi resurs] / S. N. Enikolopov, O. Yu. Kaz’mina // Psikhologicheskaya gazeta. — 2020. — URL: <a href="https://www.psy.su/feed/8182/" target="_blank">https://www.psy.su/feed/8182/</a> (data obrashcheniya: 31.10.202

Остальные статьи