Дата публикации: 31.03.2023

Взаимосвязь тревожности и самосознания в дошкольном возрасте

Аннотация

атье проведен обзор представлений различных авторов о взаимосвязи тревож- ности и самосознания в онтогенезе. Предложена трактовка влияния особенностей раз- вития самосознания на уровень тревожности у детей с позиции культурно-исторической психологии.




Проблема детской тревожности продолжает оставаться неизменно актуальной в детской психологии, несмотря на большое количество исследований, посвященных как изучению возможных причин, ее вызывающих, так и способов и возможностей коррекции и преодоления тревожных состояний и повышенного уровня тревожности у детей-дошкольников [3; 8; 16]. Учитывая значительные усилия, направленные на разработку программ психолого-педагогического и психологического сопровождения дошкольников, вызывает беспокойство, что число детей, для которых характерно повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, неуверенность и склонность к развитию тревожных состояний, неуклонно растет [13]. Это актуализирует необходимость поиска новых методических и исследовательских подходов к изучению закономерностей развития и способов коррекции повышенного уровня тревожности современных дошкольников. Склонность к повышению уровня тревожности в дошкольном возрасте может быть обусловлена различными причинами [16; 20], перечислим основные и проведем взаимосвязь тревожности и самосознания в дошкольном возрасте.

В «Современном психологическом словаре» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко тревожность определена как «индивидуальная психологическая особенность, которая проявляет себя в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [21]. А состояние тревоги авторы определяют как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [21]. В. В. Давыдов, в свою очередь, трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, которая определяет повышенную склонность индивида испытывать беспокойство в широком спектре жизненных ситуаций, включая в том числе и такие, которые к этому располагать не должны [5]. Иными словами, В. В. Давыдов рассматривает тревожность как повышенную готовность реагировать беспокойством даже на те жизненные обстоятельства, которые при нормальном уровне тревожности такого беспокойства бы не вызывали.

Вместе с тем, рассматривая проблему тревожности в разрезе периода дошкольного детства, важно также обратить внимание на то, что указанный период является чрезвычайно важным для развития детского самосознания, в частности, таких его компонентов, как базовое понимание ребенком себя, своих качеств и особенностей, оценка собственных качеств (самооценка), которая формируется на базе понимания оценки этих качеств со стороны окружающих людей, а также понимания того, чем обусловлена такая оценка [17].

В связи с этим, рассматривая вопрос о связи тревожности и самосознания у дошкольников, важно учитывать, что поведение и отношение родителей может значимо влиять на становление самооценки ребенка и его самосознания в целом [12]. В ситуации, когда родители относятся к ребенку доброжелательно, принимают и поддерживают его, ребенок становится более спокойным, уверенным и здоровым [7]. Его самосознание и высокая самооценка себя, уверенность в поддержке со стороны родителей побуждают его к активности, желанию быть лучшим и самостоятельным, дети уверены в своих силах и могут оставаться спокойны, если что-то не получается [10]. Иными словами, уровень тревожности таких детей можно характеризовать как низкий, они не испытывают избыточной тревоги за исход собственных действий, так как уверены в поддержке и принятии взрослых, родитель становится им другом, а не порицающим образом. Если же ребенка недооценивают родители — его деятельность, достижения и успехи — либо не дают шанс проявиться потенциалу, творческим порывам, останавливают и прерывают в начинаниях, подчеркивая его несерьезность и необязательность, то ребенок становится напряженным, тревожным, непрерывно переживающим за свои действия [4]. В подобных ситуациях дети могут как демонстрировать тревожность, стеснительность и неуверенность в собственных силах, так и, стараясь снизить испытываемые негативные переживания и избежать тревоги, вести себя агрессивно, маскируя таким образом тревогу и страх не только от окружающих, но и от самих себя. Однако под этой маской скрывается базовая тревога и неуверенность, растерянность и ощущение отсутствия опоры [7].

Но у состояния тревожности и беспокойства есть и иные трактовки, которые также указывают на возможные пути взаимосвязи тревожности и самосознания. Так, К. Изард [9] обращает внимание на различие между состояниями страха и тревоги. Тревогу он предлагает рассматривать как совокупность различных эмоций, среди которых выделяется и страх. Таким образом, именно страх позволяет различать тревогу, в составе которой он обнаруживается, и состояние беспокойства. Вместе с тем в периоде дошкольного детства дети могут демонстрировать страхи, которые принято считать условно нормативными и обусловленными особенностями и закономерностями развития психики и становления личности. Так, дети в возрасте от года до трех лет могут испытывать ночные страхи. Двухлетние дети могут быть склонны к страху боли и испытывать страх, оставаясь в одиночестве, а также бояться неожиданных звуков. Страх одиночества может обнаруживаться и у детей трех-пяти лет, которые также могут быть склонны бояться темноты и замкнутого пространства. К пяти-семи годам на первый план часто выступает страх смерти близких или собственной смерти [7]. Эти страхи, хотя и считаются обусловленными взрослением, могут быть присущи ребенку в той или иной степени, и повышенная склонность к подобным страхам может свидетельствовать о склонности ребенка к тревожности.

Список литературы

1. 15. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков / Е. В. Новикова // Общение и формирование личности школьника. — Москва, 1987.
2. 27. Хьелл Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — Санкт-Петербург : Питер Ком, 1999. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
3. Khorni K. Samoanaliz / K. Khorni. — Moskva : Kanon + : ROOI «Reabilitatsiya», 2018. — 288 s.
4. 26. Хорни К. Самоанализ / К. Хорни. — Москва : Канон + : РООИ «Реабилитация», 2018. — 288 с.
5. 25. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / К. Хорни. — Санкт-Петербург : Совместное издание Восточного Европейского института и БСК, 1997. — 316 с.
6. 24. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни ; пер. с англ. ; общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва : Прогресс, 1993. — С. 33–48.
7. 23. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — Москва, 1989. — С. 57–104. Freid Z. Psikhologiya bessoznatel’nogo / Z. Freid. — Moskva, 1989. — S. 57–104.
8. 22. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286 с.
9. 21. Современный психологический словарь : учебное пособие для студентов вузов / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург ; Владимир : ПраймЕврознак, 2008. — 490 с.
10. 20. Сизова И. В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Сизова // Специальное образование. — 2015. — № 11. — С. 236–239.
11. 19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Педагогика, 1989. — 485 с.
12. 18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — Москва : Прогресс, 1994. — С. 153–171.
13. 17. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — Москва, 2006. — 640 с.
14. Prikhozhan A. M. Psikhologiya trevozhnosti: Doshkol’nyi i shkol’nyi vozrast / A. M. Prikhozhan. — 26-e izd. — Sankt-Peterburg : Piter, 2009. — 192 s.
15. 16. Прихожан А. М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — 26-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 192 с.
16. 1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер ; пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.
17. 14. Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество» (Mind, Self, and Society) / Дж. Г. Мид, 1934. Mid Dzh. G. «Razum, Ya i Obshchestvo» (Mind, Self, and Society) / Dzh. G. Mid, 1934.
18. 13. Макшанцева Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с проблемами адаптации / Л. В. Макшанцева, Е. Е. Луцкова // Сборник материалов городской научно-практической конференции «Подготовка к вариативной работе с потенциально успешными учащими
19. 12. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — Москва, 2007.
20. 11. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — Москва : Политиздат, 1984. — 335 с.
21. 10. Клюева Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль, 1997.
22. 9. Изард К. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / К. Изард ; под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой ; вступ. статья А. Е. Ольшанниковой. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1980.
23. 8. Иванова В. А. Изучение тревожности детей дошкольного возраста на примере воспитанников МДОУ ЦРР — д/с № 45 «Жаворонок» РС (Я), г. Нерюнгри / В. А. Иванова, Н. А. Чулкова // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 12 (часть 3).
24. 7. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. — Санкт-Петербург, 1995.
25. 6. Джемс У. Личность // Психология самосознания : хрестоматия / У. Джемс. — Самара : Издательский дом БАХРАХ-М, 2007. — 672 с.
26. 5. Давыдов А. В. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения : учеб. пособие / А. В. Давыдов. — Москва : Эксмо, 2018. — 65 с.
27. 4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва, 2000.
28. 3. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Ю. Брель. — Томск, 1996.
29. 2. Адлер А. Индивидуальная психология и психоанализ / А. Адлер // Зарубежный психоанализ: сост. и общая редакция В. М. Лейбина. — Санкт-Петербург : Питер, 2001.

Остальные статьи