Взаимосвязь тревожности и самосознания в дошкольном возрасте
Аннотация
В статье проведен обзор представлений различных авторов о взаимосвязи тревожности и самосознания в онтогенезе. Предложена трактовка влияния особенностей развития самосознания на уровень тревожности у детей с позиции культурно-исторической психологии.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 02/2023 |
Страницы | 121-129 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_2_121 |
Проблема детской тревожности продолжает оставаться неизменно актуальной в детской психологии, несмотря на большое количество исследований, посвященных как изучению возможных причин, ее вызывающих, так и способов и возможностей коррекции и преодоления тревожных состояний и повышенного уровня тревожности у детей-дошкольников [3; 8; 16]. Учитывая значительные усилия, направленные на разработку программ психолого-педагогического и психологического сопровождения дошкольников, вызывает беспокойство, что число детей, для которых характерно повышенное беспокойство, эмоциональная лабильность, неуверенность и склонность к развитию тревожных состояний, неуклонно растет [13]. Это актуализирует необходимость поиска новых методических и исследовательских подходов к изучению закономерностей развития и способов коррекции повышенного уровня тревожности современных дошкольников. Склонность к повышению уровня тревожности в дошкольном возрасте может быть обусловлена различными причинами [16; 20], перечислим основные и проведем взаимосвязь тревожности и самосознания в дошкольном возрасте.
В «Современном психологическом словаре» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко тревожность определена как «индивидуальная психологическая особенность, которая проявляет себя в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [21]. А состояние тревоги авторы определяют как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [21]. В. В. Давыдов, в свою очередь, трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, которая определяет повышенную склонность индивида испытывать беспокойство в широком спектре жизненных ситуаций, включая в том числе и такие, которые к этому располагать не должны [5]. Иными словами, В. В. Давыдов рассматривает тревожность как повышенную готовность реагировать беспокойством даже на те жизненные обстоятельства, которые при нормальном уровне тревожности такого беспокойства бы не вызывали.
Вместе с тем, рассматривая проблему тревожности в разрезе периода дошкольного детства, важно также обратить внимание на то, что указанный период является чрезвычайно важным для развития детского самосознания, в частности, таких его компонентов, как базовое понимание ребенком себя, своих качеств и особенностей, оценка собственных качеств (самооценка), которая формируется на базе понимания оценки этих качеств со стороны окружающих людей, а также понимания того, чем обусловлена такая оценка [17].
В связи с этим, рассматривая вопрос о связи тревожности и самосознания у дошкольников, важно учитывать, что поведение и отношение родителей может значимо влиять на становление самооценки ребенка и его самосознания в целом [12]. В ситуации, когда родители относятся к ребенку доброжелательно, принимают и поддерживают его, ребенок становится более спокойным, уверенным и здоровым [7]. Его самосознание и высокая самооценка себя, уверенность в поддержке со стороны родителей побуждают его к активности, желанию быть лучшим и самостоятельным, дети уверены в своих силах и могут оставаться спокойны, если что-то не получается [10]. Иными словами, уровень тревожности таких детей можно характеризовать как низкий, они не испытывают избыточной тревоги за исход собственных действий, так как уверены в поддержке и принятии взрослых, родитель становится им другом, а не порицающим образом. Если же ребенка недооценивают родители — его деятельность, достижения и успехи — либо не дают шанс проявиться потенциалу, творческим порывам, останавливают и прерывают в начинаниях, подчеркивая его несерьезность и необязательность, то ребенок становится напряженным, тревожным, непрерывно переживающим за свои действия [4]. В подобных ситуациях дети могут как демонстрировать тревожность, стеснительность и неуверенность в собственных силах, так и, стараясь снизить испытываемые негативные переживания и избежать тревоги, вести себя агрессивно, маскируя таким образом тревогу и страх не только от окружающих, но и от самих себя. Однако под этой маской скрывается базовая тревога и неуверенность, растерянность и ощущение отсутствия опоры [7].
Но у состояния тревожности и беспокойства есть и иные трактовки, которые также указывают на возможные пути взаимосвязи тревожности и самосознания. Так, К. Изард [9] обращает внимание на различие между состояниями страха и тревоги. Тревогу он предлагает рассматривать как совокупность различных эмоций, среди которых выделяется и страх. Таким образом, именно страх позволяет различать тревогу, в составе которой он обнаруживается, и состояние беспокойства. Вместе с тем в периоде дошкольного детства дети могут демонстрировать страхи, которые принято считать условно нормативными и обусловленными особенностями и закономерностями развития психики и становления личности. Так, дети в возрасте от года до трех лет могут испытывать ночные страхи. Двухлетние дети могут быть склонны к страху боли и испытывать страх, оставаясь в одиночестве, а также бояться неожиданных звуков. Страх одиночества может обнаруживаться и у детей трех-пяти лет, которые также могут быть склонны бояться темноты и замкнутого пространства. К пяти-семи годам на первый план часто выступает страх смерти близких или собственной смерти [7]. Эти страхи, хотя и считаются обусловленными взрослением, могут быть присущи ребенку в той или иной степени, и повышенная склонность к подобным страхам может свидетельствовать о склонности ребенка к тревожности.