Дата публикации: 01.04.2023

Роль исследований потребностей целевой аудитории при разработке и запуске онлайн-программ обучения

Аннотация

Проектирование современных онлайн-программ строится на доказательных методах. Особую роль в этом играют количественные и качественные методы исследования потребностей. Перед этапом проектирования важно понять, какие «боли» и запросы есть у целевой аудитории, каким образом можно удовлетворить основные потребности, какие ключевые сообщения способны повлиять на целевую аудиторию и как помочь достичь желаемых образовательных результатов при реализации дистанционных программ обучения. В статье рассмотрены особенности разработки и проведения количественных и качественных исследований на этапе проектирования дистанционных образовательных программ, приведены примеры вопросов для проведения данного вида исследований и проанализирована связь между интерпретацией результатов исследований и их влиянием на образовательный продукт.




Актуальность

Успех образовательных программ на рынке Edtech и достижение обучающимися образовательных результатов напрямую зависят от предпроектного анализа: сбора и систематизации информации, проектирования. В 2022 году дистанционная магистерская программа «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и «Нетологии» превысила набор в 2 раза по сравнению с годом ранее. На набор напрямую повлияли репутация образовательных учреждений, отзывы студентов об обучении, пользовательский опыт и продуктовый подход команды разработчиков. Проектирование программ в зависимости от потребностей абитуриентов — один из основополагающих факторов успеха.

Актуальность данного исследования также подтверждают российские ученые и исследователи, занимающиеся вопросами становления и развития цифровой трансформации высшего образования: Я. И. Кузьминов, В. М. Филиппов, В. С. Ефремов, Н. В. Шестак, Н. М. Подзолкова, Е. М. Базанова, И. А. Айдрус, И. А. Дельцова, Н. А. Екимова, К. М. Бородина, Л. Б. Шнейдер и др. Процессам развития рынка образовательных услуг в сфере высшего образования посвящены труды таких зарубежных ученых, как П. Скотт, Р. Чанда, М. Эббот, А. Мэддисон, Р. Ринне, Дж. Темпл, Э. С. Фелпс, К. Эрроу.

Несмотря на наличие достаточного количества исследований отечественных и зарубежных ученых, проблематика развития рынка услуг высшего образования в контексте развития Edtech требует более глубокого изучения, оценки и осмысления.

Проблема

Список литературы

1. Полушкин Д. П. Востребованные компетенции 21 века / Д. П. Полушкин // Наука без границ. — 2018. — № 9 (26). — С. 28–32.
2. Shultz T. W. Investment in Human Capital [Text] / T. W. Shultz // The American Economic Review. — 1961. — Vol. 51, No. 1. — P. 1–17.
3. Completion-based funding for higher education [Electronic resource]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.mhec.org/pdfs/0209completionbasedfunding.pdf (date of the application: 15.02.2023).
4. Barro R. J. Education and economic growth [Text] / R. J. Barro // Annals of Economics and Finance. — 2013. — Vol. 14. — Iss. 2. — P. 301–328.
5. Шнейдер Л. Б. Становление профессиональной идентичности практических психологов в процессе вузовской подготовки (Тезисы) / Л. Б. Шнейдер // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования : материалы Межвуз. науч.-практ. конф. (Москва
6. Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека / Л. Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологического знания. — 2017. — № 1 (42). — С. 72–80.
7. Шестак Н. В. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] / Н. В. Шестак // Высшее образование в России. — 2015. — № 7. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiyaobrazovatel" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiyaobrazovatel</a>
8. Цепков А. Ю. Синтез качественной и количественной стратегий в исследованиях педагогической деятельности [Электронный ресурс] / А. Ю. Цепков // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> sinte
9. Трудности организации и реализации смешанного обучения [Электронный ресурс] / Т. Л. Шапошникова, Т. Г. Тедорадзе, М. Л. Романова и др. // Ученые записки Университета Лесгафта. — 2022. — № 8 (210). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> trudnosti-or
10. Смирнова Т. А. Направления совершенствования системы оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] / Т. А. Смирнова // Эпоха науки. — 2018. — №14. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemyotsenki-kach" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemyotsenki-kach</a>
11. Российское студенчество: статистический взгляд сквозь призму времени [Электронный ресурс] / А. Н. Кураев, И. У. Кусова, В. П. Сморчкова и др. // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 11. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> rossiysk
12. Полякова А. И. Разработка системы корпоративного обучения в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / А. И. Полякова, Е. В. Котова // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> razrabotka-siste
13. Александрова М. Ю. Методы классификации текстовых данных: можно ли потенциал количественного анализа использовать в качественном исследовании? [Электронный ресурс] / М. Ю. Александрова // INTER. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/
14. обращения: 03.02.2023).
15. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: офиц. текст: по состоянию на 08 окт. 2018 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http://static.government." target="_blank">http://static.government.</a> ru/media/files/urKHm0gT
16. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490: офиц. текст: по состоянию на 10 окт. 2019 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
17. Об образовании в Российской Федерации. Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [принят Госдумой 29 дек. 2012 г.]: офиц. текст: по состоянию на 29 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.co
18. Международная конференция EdCrunch. Санкт-Петербург, 2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт. — URL: <a href="https://2019.edcrunch.ru/" target="_blank">https://2019.edcrunch.ru/</a> (дата обращения: 26.02.2023).
19. Максимова Т. Г. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы / Т. Г. Максимова // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 8 (126). — С. 81–87.
20. Кузьминов Я. И. Университеты в России: как это работает [Текст] / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич. — Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
21. Карпенко Е. З. Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике [Текст] / Е. З. Карпенко // РППЭ. — 2018. — № 11 (97). — С. 108–114.
22. Домиева Н.Ф.Совершенствование образовательного процесса в контексте ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Н. Ф. Домиева // Вестник науки. — 2021. — № 9 (42). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogoprotsessa-v-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogoprotsessa-v-</a>
23. Дадалко В. А. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада / В. А. Дадалко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — Т. 14, № 5 (362). — С. 913–926.
24. Быстрова Н. В. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Н. В Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> tendentsii-tsifrov

Остальные статьи