Дата публикации: 01.04.2023

Роль исследований потребностей целевой аудитории при разработке и запуске онлайн-программ обучения

Аннотация

Проектирование современных онлайн-программ строится на доказательных методах. Особую роль в этом играют количественные и качественные методы исследования потребностей. Перед этапом проектирования важно понять, какие «боли» и запросы есть у целевой аудитории, каким образом можно удовлетворить основные потребности, какие ключевые сообщения способны повлиять на целевую аудиторию и как помочь достичь желаемых образовательных результатов при реализации дистанционных программ обучения. В статье рассмотрены особенности разработки и проведения количественных и качественных исследований на этапе проектирования дистанционных образовательных программ, приведены примеры вопросов для проведения данного вида исследований и проанализирована связь между интерпретацией результатов исследований и их влиянием на образовательный продукт.




Актуальность

Успех образовательных программ на рынке Edtech и достижение обучающимися образовательных результатов напрямую зависят от предпроектного анализа: сбора и систематизации информации, проектирования. В 2022 году дистанционная магистерская программа «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и «Нетологии» превысила набор в 2 раза по сравнению с годом ранее. На набор напрямую повлияли репутация образовательных учреждений, отзывы студентов об обучении, пользовательский опыт и продуктовый подход команды разработчиков. Проектирование программ в зависимости от потребностей абитуриентов — один из основополагающих факторов успеха.

Актуальность данного исследования также подтверждают российские ученые и исследователи, занимающиеся вопросами становления и развития цифровой трансформации высшего образования: Я. И. Кузьминов, В. М. Филиппов, В. С. Ефремов, Н. В. Шестак, Н. М. Подзолкова, Е. М. Базанова, И. А. Айдрус, И. А. Дельцова, Н. А. Екимова, К. М. Бородина, Л. Б. Шнейдер и др. Процессам развития рынка образовательных услуг в сфере высшего образования посвящены труды таких зарубежных ученых, как П. Скотт, Р. Чанда, М. Эббот, А. Мэддисон, Р. Ринне, Дж. Темпл, Э. С. Фелпс, К. Эрроу.

Несмотря на наличие достаточного количества исследований отечественных и зарубежных ученых, проблематика развития рынка услуг высшего образования в контексте развития Edtech требует более глубокого изучения, оценки и осмысления.

Проблема

Список литературы

1. 12. Полушкин Д. П. Востребованные компетенции 21 века / Д. П. Полушкин // Наука без границ. — 2018. — № 9 (26). — С. 28–32.
2. Polushkin D. P. Vostrebovannye kompetentsii 21 veka / D. P. Polushkin // Nauka bez granits. — 2018. — № 9 (26). — S. 28–32.
3. 13. Полякова А. И. Разработка системы корпоративного обучения в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / А. И. Полякова, Е. В. Котова // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> razrabotka-siste
4. Polyakova A. I. Razrabotka sistemy korporativnogo obucheniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Elektronnyi resurs] / A. I. Polyakova, E. V. Kotova // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2022. — № 12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-s" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-s</a>
5. 14. Российское студенчество: статистический взгляд сквозь призму времени [Электронный ресурс] / А. Н. Кураев, И. У. Кусова, В. П. Сморчкова и др. // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 11. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> rossiysk
6. Rossiiskoe studenchestvo: statisticheskii vzglyad skvoz’ prizmu vremeni [Elektronnyi resurs] / A. N. Kuraev, I. U. Kusova, V. P. Smorchkova i dr. // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2022. — № 11. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysk" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysk</a>
7. 15. Смирнова Т. А. Направления совершенствования системы оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] / Т. А. Смирнова // Эпоха науки. — 2018. — №14. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemyotsenki-kach" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemyotsenki-kach</a>
8. Smirnova T. A. Napravleniya sovershenstvovaniya sistemy otsenki kachestva vysshego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / T. A. Smirnova // Epokha nauki. — 2018. — № 14. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemy-otsenk" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemy-otsenk</a>
9. 16. Трудности организации и реализации смешанного обучения [Электронный ресурс] / Т. Л. Шапошникова, Т. Г. Тедорадзе, М. Л. Романова и др. // Ученые записки Университета Лесгафта. — 2022. — № 8 (210). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> trudnosti-or
10. Trudnosti organizatsii i realizatsii smeshannogo obucheniya [Elektronnyi resurs] / T. L. Shaposhnikova, T. G. Tedoradze, M. L. Romanova i dr. // Uchenye zapiski Universiteta Lesgafta. — 2022. — № 8 (210). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti</a>
11. 17. Цепков А. Ю. Синтез качественной и количественной стратегий в исследованиях педагогической деятельности [Электронный ресурс] / А. Ю. Цепков // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> sinte
12. Tsepkov A. Yu. Sintez kachestvennoi i kolichestvennoi strategii v issledovaniyakh pedagogicheskoi deyatel’nosti [Elektronnyi resurs] / A. Yu. Tsepkov // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. — 2014. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/ar
13. 18. Шестак Н. В. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] / Н. В. Шестак // Высшее об разование в России. — 2015. — № 7. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiyaobrazovate" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiyaobrazovate</a>
14. Shestak N. V. Realizatsiya obrazovatel’nykh programm s primeneniem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologii [Elektronnyi resurs] / N. V. Shestak // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 7. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-obra" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-obra</a>
15. 19. Шнейдер Л. Б. Цифровые аддикты: формирование новых зависимостей и изменение личности молодого человека / Л. Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологического знания. — 2017. — № 1 (42). — С. 72–80.
16. Shneider L. B. Tsifrovye addikty: formirovanie novykh zavisimostei i izmenenie lichnosti molodogo cheloveka / L. B. Shneider // Aktual’nye problemy psikhologicheskogo znaniya. — 2017. — № 1 (42). — S. 72–80.
17. 20. Шнейдер Л. Б. Становление профессиональной идентичности практических психологов в процессе вузовской подготовки (Тезисы) / Л. Б. Шнейдер // Практическая подготовка психологов в системе высшего образования : материалы Межвуз. науч.-практ. конф. (Москва
18. Shneider L. B. Stanovlenie professional’noi identichnosti prakticheskikh psikhologov v protsesse vuzovskoi podgotovki (Tezisy) / L. B. Shneider // Prakticheskaya podgotovka psikhologov v sisteme vysshego obrazovaniya : materialy Mezhvuz. nauch.-prakt. kon
19. 21. Barro R. J. Education and economic growth [Text] / R. J. Barro // Annals of Economics and Finance. — 2013. — Vol. 14. — Iss. 2. — P. 301–328.
20. 22. Completion-based funding for higher education [Electronic resource]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.mhec.org/pdfs/0209completionbasedfunding.pdf (date of the application: 15.02.2023).
21. 23. Shultz T. W. Investment in Human Capital [Text] / T. W. Shultz // The American Economic Review. — 1961. — Vol. 51, No. 1. — P. 1–17.
22. 1. Александрова М. Ю. Методы классификации текстовых данных: можно ли потенциал количественного анализа использовать в качественном исследовании? [Электронный ресурс] / М. Ю. Александрова // INTER. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/
23. Aleksandrova M. Yu. Metody klassifikatsii tekstovykh dannykh: mozhno li potentsial kolichestvennogo analiza ispol’zovat’ v kachestvennom issledovanii? [Elektronnyi resurs] / M. Yu. Aleksandrova // INTER. — 2021. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/artic" target="_blank">https://cyberleninka.ru/artic</a>
24. 2. Быстрова Н. В. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Н. В Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> tendentsii-tsifrov
25. Bystrova N. V. Tendentsii tsifrovoi transformatsii obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Elektronnyi resurs] / N.V Bystrova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2021. — № 71–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiitsif" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsiitsif</a>
26. 3. Дадалко В. А. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада / В. А. Дадалко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — Т. 14, № 5 (362). — С. 913–926.
27. Dadalko V. A. Kompetentsii dlya tsifrovoi ekonomiki i transformatsiya obrazovatel’noi sistemy v usloviyakh VI ekonomicheskogo uklada / V. A. Dadalko // Natsional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. — 2018. — T. 14, № 5 (362). — S. 913–926.
28. 4. Домиева Н.Ф.Совершенствование образовательного процесса в контексте ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Н. Ф. Домиева // Вестник науки. — 2021. — № 9 (42). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogoprotsessa-v-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogoprotsessa-v-</a>
29. Domieva N. F. Sovershenstvovanie obrazovatel’nogo protsessa v kontekste FGOS novogo pokoleniya [Elektronnyi resurs] / N. F. Domieva // Vestnik nauki. — 2021. — № 9 (42). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogo-protsessa" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obrazovatelnogo-protsessa</a>
30. 5. Карпенко Е. З. Непрерывное образование как потребность в цифровой экономике [Текст] / Е. З. Карпенко // РППЭ. — 2018. — № 11 (97). — С. 108–114.
31. Karpenko E. Z. Nepreryvnoe obrazovanie kak potrebnost’ v tsifrovoi ekonomike [Tekst] / E. Z. Karpenko // RPPE. — 2018. — № 11 (97). — S. 108–114.
32. 6. Кузьминов Я. И. Университеты в России: как это работает [Текст] / Я. И. Кузьминов, М. М. Юдкевич. — Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
33. Kuz’minov Ya. I. Universitety v Rossii: kak eto rabotaet [Tekst] / Ya. I. Kuz’minov, M. M. Yudkevich. — Moskva : Izdatel’skii dom NIU VShE, 2022.
34. 7. Максимова Т. Г. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы / Т. Г. Максимова // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 8 (126). — С. 81–87.
35. Maksimova T. G. Issledovatel’skie universitety v strukture natsional’noi innovatsionnoi ekosistemy / T. G. Maksimova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2018. — № 8 (126). — S. 81–87.
36. 8. Международная конференция EdCrunch. Санкт-Петербург, 2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт. — URL: <a href="https://2019.edcrunch.ru/" target="_blank">https://2019.edcrunch.ru/</a> (дата обращения: 26.02.2023).
37. Mezhdunarodnaya konferentsiya EdCrunch. Sankt-Peterburg, 2019 [Elektronnyi resurs] // Ofitsial’nyi sait. — URL: <a href="https://2019.edcrunch.ru/" target="_blank">https://2019.edcrunch.ru/</a> (data obrashcheniya: 26.02.2023).
38. 9. Об образовании в Российской Федерации. Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [принят Госдумой 29 дек. 2012 г.]: офиц. текст: по состоянию на 29 дек. 2012 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.co
39. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [prinyat Gosdumoi 29 dek. 2012 g.]: ofits. tekst: po sostoyaniyu na 29 dek. 2012 g. [Elektronnyi resurs] // Konsul’tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema: sait. — URL: <a href="http://w" target="_blank">http://w</a>
40. 10. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490: офиц. текст: по состоянию на 10 окт. 2019 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
41. O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiiskoi Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 10.10.2019 № 490: ofits. tekst: po sostoyaniyu na 10 okt. 2019 g. [Elektronnyi resurs] // Konsul’tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema: sait. — URL:
42. 11. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: офиц. текст: по состоянию на 08 окт. 2018 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: сайт. — URL: <a href="http://static.government." target="_blank">http://static.government.</a> ru/media/files/urKHm0gT
43. Pasport natsional’noi programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii»: ofits. tekst: po sostoyaniyu na 08 okt. 2018 g. [Elektronnyi resurs] // Konsul’tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema: sait. — URL: <a href="http://static.government.ru/media/files/ur" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/ur</a>

Остальные статьи