Дата публикации: 01.04.2023

Профессиональная мобильность как предпосылка развития трансфессионализма у специалистов инженерных профессий

Аннотация

В статье представлен анализ отечественных исследований, посвященных проблеме развития трансфессионализма для специалистов инженерных специальностей. Ускорение научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий приводят к процессу постоянной необходимости увеличения профессиональных знаний, освоения новых компетенций часто из совершенно различных профессиональных областей. Именно поэтому значимым является понимание механизма, обеспечивающего развитие трансфессионала — профессиональной мобильности как значимой личностной характеристики, обеспечивающей проективное управление своим профессиональным развитием, и трансформации профессиональной среды. Профессиональная мобильность выступает механизмом перехода от уровня профессионала (специалиста, обладающего компетенциями в рамках одной профессии) на уровень транспрофессионала (специалиста, обладающего компетенциями в ряде смежных профессий) и впоследствии — трансфессионала (эксперта надпрофессионального уровня, синтезирующего в своей профессиональной деятельности компетенции абсолютно разных профессий). Рассмотрены теоретические аспекты понимания феномена профессиональной мобильности и его сущностных характеристик. Значительное внимание уделено исследованиям, направленным на изучение психологических предпосылок развития профессиональной мобильности, а также намечены перспективы дальнейшего изучения данного феномена.




Постоянные экономические, геополитические, эпидемиологические и другие перемены требуют от компаний как постоянных изменений в предлагаемых продуктах и услугах, так и изменений инструментов и ресурсов для их производства, в том числе человеческих. От сотрудников требуется постоянное наращивание компетенций, причем как в базовой области экспертизы, так и в смежных и зачастую — совершенно различных отраслях. Восприятие такого требования субъектом как нормы определяется как «безграничная карьерная ориентация» [24; 25], а подобный вид компетенций принято называть Е-компетенциями (E-shaped) (проявление высокого уровня компетенций и опыта работы во многих областях, как минимум смежных, проявление постоянного профессионального интереса к различным областям [23]), а специалистов, освоивших одну или более профессий и при необходимости умеющих переходить их границы, — трансфессионалами [1; 7].

Ценность трансфессионализма заключается в следующем. Во-первых, трансфессионал способен «жить поверх профессиональных границ, менять профессию вместе с собой, меняться вместе с профессией, которая трансформируется» [16], что обеспечивает возможность выполнять комплексные задачи, уменьшает количество внутренних коммуникаций, связанных с передачей информации другому сотруднику, в другое подразделение, что уменьшает вероятность информационных искажений и задержек в производстве.

Во-вторых, с позиции организации наем нового сотрудника и его адаптация к имеющейся компетенции является достаточно затратным процессом по финансовым и временным критериям. Внедрение нового сотрудника в существующую команду или организацию «перезапустит» с начала все процессы командообразования, что приведет к снижению скорости выпуска продукта/предоставления услуги. Если же внутри организации работает трансфессионал, необходимость в новой компетенции может быть попросту не обнаружена, поскольку трансфессионал способен сформировать новую компетенцию непосредственно в процессе реализации новой нестандартной задачи.

В-третьих, с позиции демографических показателей (рис. 1) во временной перспективе высока вероятность недостатка молодых специалистов с новыми профессиями и компетенциями, которые будут востребованы в будущем. Это может привести к тому, что молодых специалистов будет не хватать и их «стоимость» значительно возрастет в ущерб спросу на возрастных сотрудников и их «стоимости». Как альтернатива — возрастные сотрудники смогут проявлять трансфессионализм, что позволит обеспечить им востребованность до и после наступления пенсионного возраста.

Четвертое преимущество связано с более высоким уровнем нетворкинга, который является следствием трансфессионализма, и такой сотрудник становится полезным для организации (а порой и организаций) носителем сетей контактов, опыта, знаний, что ускоряет процесс интеграции между несколькими организациями [19; 21].

Список литературы

1. 12. Мащенко М.В.Траспрофессонализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции / под науч. ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой [Конференция] // Актуальность развития тра
2. Mashchenko M. V. Trasprofessonalizm kak prediktor sotsial’no-professional’noi mobil’nosti molodezhi : materialy Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konferentsii / pod nauch. red. E. F. Zeera, V. S. Tret’yakovoi [Konferentsiya] // Aktual’nost’ r
3. 13. Меркулова Л. П. Адаптивно-важные качества профессионально мобильного специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 4. — С. 36–41.
4. Merkulova L. P. Adaptivno-vazhnye kachestva professional’no mobil’nogo spetsialista tekhnicheskogo profilya / L. P. Merkulova // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2007. — № 4. — S. 36–41.
5. 14. Росстат. Половозрастная структура населения России в 2020 [Электронный ресурс] // Дзен: PSTAT / Статистика. — URL: <a href="https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-struktura-naseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4" target="_blank">https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-struktura-naseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4</a> (дата обращения: 01.05.202
6. Rosstat. Polovozrastnaya struktura naseleniya Rossii v 2020 [Elektronnyi resurs] // Dzen: PSTAT / Statistika. — URL: <a href="https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-strukturanaseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4" target="_blank">https://zen.yandex.ru/media/pstat/polovozrastnaia-strukturanaseleniia-rossii-v-2020-603cf5c7d005993399a90fb4</a> (data obrashcheniya: 01.05.20
7. 15. Сергеева Т. Б. Профессиональная мобильность преподавателя высшей школы: проблемы исследования / Т. Б. Сергеева // Вестник ТОГУ. — 2013. — № 1 (28). — С. 243–252.
8. Sergeeva T. B. Professional’naya mobil’nost’ prepodavatelya vysshei shkoly: problemy issledovaniya / T. B. Sergeeva // Vestnik TOGU. — 2013. — № 1 (28). — S. 243–252.
9. 16. Субботина А. Как подготовить «трансфессионала» XXI века? [Электронный ресурс] / А. Субботина // Наука и жизнь. — 2017. — URL: <a href="https://www.nkj.ru/open/32497/" target="_blank">https://www.nkj.ru/open/32497/</a> (дата обращения: 01.04.2023).
10. Subbotina A. Kak podgotovit’ «transfessionala» XXI veka? [Elektronnyi resurs] / A. Subbotina // Nauka i zhizn’. — 2017. — URL: <a href="https://www.nkj.ru/open/32497/" target="_blank">https://www.nkj.ru/open/32497/</a> (data obrashcheniya: 01.04.2023).
11. 17. Фургелова Т. А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и профессиональной мобильности личности специалиста / Т. А. Фургелова // Педагогический журнал Башкортостана. — 2011. — № 2. — С. 25–31.
12. Furgelova T. A. O vzaimosvyazi professional’nogo samoopredeleniya, professional’noi identichnosti i professional’noi mobil’nosti lichnosti spetsialista / T. A. Furgelova // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. — 2011. — № 2. — S. 25–31.
13. 18. Хоронько Л. Я. Профессиональная мобильность как свойство личности специалиста / Л. Я. Хоронько. — 2010. — № 1. — С. 60–63.
14. Khoron’ko L. Ya. Professional’naya mobil’nost’ kak svoistvo lichnosti spetsialista / L. Ya. Khoron’ko. — 2010. — № 1. — S. 60–63.
15. 19. Briscoe J. P. The interplay of boundaryless and protean careers: Combinations and implications/ J.P.Briscoe, D.T.Hall// Journal of Vocational Behavior. — 2006. — No.69. — P.4–18.
16. 20. DeFillippi R. The boundaryless career: a competency-based perspective / R. DeFillippi, M. B. Arthur // The Boundaryless Career. — N. Y. : Oxford University Press, 1996. — P. 116–131.
17. 21. Dobrev S. D. Stayers versus movers: Social capital and early career imprinting among young professionals / S. D. Dobrev, J. Merluzzi // Journal of Organizational Behavior. — 2018. — Vol. 39, No. 1. — P. 67–81.
18. 22. Huether Derek. Break organizational dependencies with an “E shaped person” [Electronic resource] / Derek Huether // LeadingAgile. — 2017. — URL: <a href="https://www.leadingagile.com/" target="_blank">https://www.leadingagile.com/</a> 2017/02/e-shaped-person-staff/ (date of the application: 22.04.2022).
19. 23. Kim Gene [et al.]. The DevOps Handbook: How to create world-class agility, reliability, and security in technology organizations. — Portland : IT Revolution Press, 2016. — 600 p.
20. 24. Sullivan S. The Evolution of the Boundaryless Career Concept: Examining Physical and Psychological Mobility / S. Sullivan, M. B. Arthur // Journal of Vocational Behavior. — 2006. — Vol. 69, No. 1. — P. 19–29.
21. 25. Tran Huy Phuong. High performance work system and intrapreneurial behavior: the role of relational psychological contract, self-efficacy and boundaryless career orientation // Organizational Psychology. — 2022. — Vol. 12, No. 1. — P. 9–26.
22. 1. Галажинский Э. В. О трансфессии и трансдисциплинарности. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Э. В. Галажинский // Национальный исследовательский Томский государственный университет. — URL: <a href="https://www.tsu.ru/university/rector_page/otransfessii-i-transdistsipli" target="_blank">https://www.tsu.ru/university/rector_page/otransfessii-i-transdistsipli</a>
23. Galazhinskii E. V. O transfessii i transdistsiplinarnosti. Ch. 1 [Elektronnyi resurs] / E. V. Galazhinskii // Natsional’nyi issledovatel’skii Tomskii gosudarstvennyi universitet. — URL: <a href="https://www.tsu.ru/university/rector_page/o-transfessii-i-transdistsi" target="_blank">https://www.tsu.ru/university/rector_page/o-transfessii-i-transdistsi</a>
24. 2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону : ИПО РГПУ, 2006. — 40 с.
25. Goryunova L. V. Professional’naya mobil’nost’ spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / L. V. Goryunova. — Rostov-naDonu : IPO RGPU, 2006. — 40 s.
26. 3. Гревцева Г. Я. Развитие профессиональной мобильности у будущих инженеров в процессе непрерывного образования / Г. Я. Гревцева, М. Б. Баликаева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2018. —
27. Grevtseva G. Ya. Razvitie professional’noi mobil’nosti u budushchikh inzhenerov v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya / G. Ya. Grevtseva, M. B. Balikaeva // Vestnik YuzhnoUral’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki
28. 4. Дворецкая Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. Ю. Дворецкая. — Краснодар, 2007. — 24 с.
29. Dvoretskaya Yu. Yu. Psikhologiya professional’noi mobil’nosti : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / Yu. Yu. Dvoretskaya. — Krasnodar, 2007. — 24 s.
30. 5. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2015. — 194 с.
31. Zeer E. F. Teoretiko-prikladnye osnovaniya psikhologii professional’nogo razvitiya : monografiya / E. F. Zeer. — Ekaterinburg : Izd-vo Rossiiskogo gosudarstvennogo professional’nopedagogicheskogo universiteta, 2015. — 194 s.
32. 6. Зеер Э. Ф. Исследование факторов транспрофессионализма у инженернотехнических работников / Э.Ф.Зеер, Д. П.Заводчиков, А.А.Шаров // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 27–34.
33. Zeer E. F. Issledovanie faktorov transprofessionalizma u inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov / E. F. Zeer, D. P. Zavodchikov, A. A. Sharov // Professional’noe obrazovanie i rynok truda. — 2019. — № 2. — S. 27–34.
34. 7. Зеер Э. Ф. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномический деятельности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 11. — С. 38–47.
35. Zeer E. F. Metodologicheskie osnovy transprofessionalizma sub”ektov tekhnomicheskii deyatel’nosti / E. F. Zeer, E. E. Symanyuk // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2018. — № 11. — S. 38–47.
36. 8. Кормильцева М. В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности / М. В. Кормильцева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2013. — № 2. — С. 9–11.
37. Kormil’tseva M. V. Psikhologicheskie determinanty professional’noi mobil’nosti lichnosti / M. V. Kormil’tseva // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. — 2013. — № 2. — S. 9–11.
38. 9. Корсаков А. С. Профессиональная мобильность: понятие и содержание / А. С. Корсаков, Д. В. Левченко, Н. Н. Зайцев // Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 6. — C. 281–287.
39. Korsakov A. S. Professional’naya mobil’nost’: ponyatie i soderzhanie / A. S. Korsakov, D.V.Levchenko, N.N.Zaitsev// Gumanitarnye i sotsial’nye nauki. — 2020. — №6. — C.281–287.
40. 10. Котлярова И. О. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования: обзор / И. О. Котлярова, Ю. В. Найданова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2017. — № 9 (2). — С.
41. Kotlyarova I. O. Formirovanie mobil’nosti lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: obzor / I. O. Kotlyarova, Yu. V. Naidanova // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. — 2017. — № 9 (2).
42. 11. Кудаков О. Р. Модель профессиональной мобильности / О. Р. Кудаков, Д. В.Шалеева // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2011. — № 9 (2). — С. 132–139.
43. Kudakov O. R. Model’ professional’noi mobil’nosti / O. R. Kudakov, D. V. Shaleeva // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. — 2011. — № 9 (2). — S. 132–139.

Остальные статьи