Дидактические условия эффективного проектирования электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе
Аннотация
В статье приводится обоснование необходимости поэтапного проектирования электронной образовательной среды военного вуза на трех качественных этапах, соответствующих качественным этапам обучения курсанта: репродуктивном, продуктивном, постпродуктивном. Раскрываются выявленные дидактические условия эффективности проектировании электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 115-123 |
УДК | 378.16 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_115 |
В ходе проведенных исследований установлено, что подготовка обучающихся и преподавательского состава в военном вузе с использованием возможностей электронных средств проектируется и осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне развития дидактики высшей школы, для которого характерна «линейная» поэтапность формирования умственных действий, понятий, ассоциаций и системной совокупности рефлексов, лежащих в основе функционирования конкретных действий и деятельности в целом, к осуществлению которых целенаправленно готовятся обучающиеся. Алгоритмичность использования конкретных электронных средств в процессе обучения подчинена неизменной логике этапов репродуктивного уровня обучения [18].
Характерной для этого уровня обучения является выявленная в ходе исследований склонность определенной части преподавательского состава к стереотипизации и упрощению процесса дидактического проектирования электронно-образовательных ресурсов (далее — ЭОР). Следствием этого становится нарушение целостности нелинейной логики природосообразной актуализации следующих необходимых качественных уровней дидактического проектирования ЭОР процесса обучения в военном вузе: продуктивного и постпродуктивного уровней, каждому из которых присущи свои специфические целевые, концептуальные и технологические основания [17, с. 125–130].
Данный исследовательский факт свидетельствует о необходимости последовательного осуществления дидактического проектирования ЭОР процесса обучения в военном вузе на всех качественных этапах процесса обучения: репродуктивном, продуктивном и постпродуктивном [4, с. 135–146].
Решить эту проблему в развитии процесса проектирования ЭОР в военном вузе возможно при следующих условиях:
— самоопределения руководящего и преподавательского состава к осуществлению дидактического проектирования ЭОР в соответствии со спецификой каждого из трех, качественно не сводимых друг к другу уровней процесса обучения в военном вузе;