Дата публикации: 29.11.2022

Дидактические условия эффективного проектирования электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе

Аннотация

В статье приводится обоснование необходимости поэтапного проектирования электронной образовательной среды военного вуза на трех качественных этапах, соответствующих качественным этапам обучения курсанта: репродуктивном, продуктивном, постпродуктивном. Раскрываются выявленные дидактические условия эффективности проектировании электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе.




В ходе проведенных исследований установлено, что подготовка обучающихся и преподавательского состава в военном вузе с использованием возможностей электронных средств проектируется и осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне развития дидактики высшей школы, для которого характерна «линейная» поэтапность формирования умственных действий, понятий, ассоциаций и системной совокупности рефлексов, лежащих в основе функционирования конкретных действий и деятельности в целом, к осуществлению которых целенаправленно готовятся обучающиеся. Алгоритмичность использования конкретных электронных средств в процессе обучения подчинена неизменной логике этапов репродуктивного уровня обучения [18].

Характерной для этого уровня обучения является выявленная в ходе исследований склонность определенной части преподавательского состава к стереотипизации и упрощению процесса дидактического проектирования электронно-образовательных ресурсов (далее — ЭОР). Следствием этого становится нарушение целостности нелинейной логики природосообразной актуализации следующих необходимых качественных уровней дидактического проектирования ЭОР процесса обучения в военном вузе: продуктивного и постпродуктивного уровней, каждому из которых присущи свои специфические целевые, концептуальные и технологические основания [17, с. 125–130].

Данный исследовательский факт свидетельствует о необходимости последовательного осуществления дидактического проектирования ЭОР процесса обучения в военном вузе на всех качественных этапах процесса обучения: репродуктивном, продуктивном и постпродуктивном [4, с. 135–146].

Решить эту проблему в развитии процесса проектирования ЭОР в военном вузе возможно при следующих условиях:

— самоопределения руководящего и преподавательского состава к осуществлению дидактического проектирования ЭОР в соответствии со спецификой каждого из трех, качественно не сводимых друг к другу уровней процесса обучения в военном вузе;

Список литературы

1. Гуляев В. Н. Методологические аспекты проблемно-деятельностного обучения в высшей школе: монография / В. Н. Гуляев. — М. : ВАГШ, 2008.
2. Эльконин Д. Б. Психология игр / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — М. : Гуманитарный издат. центр «Владос», 1982.
3. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов (2) / Г. П. Щедровицкий // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (2). — М. : Наследие ММК, 2005.
4. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов (1) / Г. П. Щедровицкий // Из архива Г. П. Щедровицкого. — М. : Наследие ММК, 2004. — Т. 9 (1).
5. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. — М. : Прогресс, 1992.
6. Филатова М. Н. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к ее развитию в инженерном вузе / М. Н. Филатова, В. С. Шейнбаум, П. Г. Щедровицкий // Высшее образование в России. — 2018. — № 6. — С. 71–82.
7. Слепухина Н. С. Развитие познавательной деятельности курсантов в высших военных учебных заведениях на основе проблемно-деятельностного подхода к обучению: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Слепухина. — М., 2015. — 24 с.
8. Пронин Д. Н. Подготовка преподавательского состава к дидактическому проектированию электронных образовательных ресурсов в высшей школе / Д. Н. Пронин // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mir-n" target="_blank">https://mir-n</a>
9. Поздняков О. Г. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации / О. Г. Поздняков, И. А. Алёхин // Военный ак
10. Логинов И. П. Рефлексивная культура военного руководителя / И. П. Логинов. — М. : ВУ, 2001.
11. Зинченко А. П. Идея практики и практичности в традиции Г. П. Щедровицкого / А. П. Зинченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.fondgp.ru/old/lib/" target="_blank">https://www.fondgp.ru/old/lib/</a> mmk/47.html (дата обращения: 10.12.2020). 123 15. Липский И. А. Деловые игры как средство форм
12. Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Гуляев. — М. : ВУ, 2003. — 45 с.
13. Анисимов О. С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. — М. : Просвещение, 1984.
14. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. — М. : Тривола, 1996.
15. Воронин Д. В. Оптимизация технологических подходов в обучении курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Воронин. — М. : ВУ, 2014. — 24 с.
16. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М. : Современный литератор, 2006.
18. Барабанщиков А. В. Проблемы обучения: итоги подведены — проблемы остаются / А. В. Барабанщиков // Вестник высшей школы. — 1985. — № 11. — С. 29.
19. Алёхин И. А. Исследовательская деятельность как системное звено современной науки и образования / И. А. Алёхин, Е. Е. Одинцов // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 1 (69). — С. 161–165.
20. Алёхин И. А. Опытно-экспериментальная работа как элемент проверки условий оптимизации профессиональной подготовки военных специалистов / И. А. Алёхин, А. А. Авуза // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 237–244.
21. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
22. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 147–153. — DOI: 10.5
23. Анисимов О. С. Развивающие игры, игротехника, методология. 1–2 т. / О. С. Анисимов. — М., 2006.

Остальные статьи