Дата публикации: 31.03.2023

Надежда как ресурс совладания с жизненным вызовом неопределенности

Аннотация

Чувство надежды представлено как ресурс совладания с вызовом неопределенности, как переживание, которое предоставляет возможность действовать, искать опору в себе и других. Утверждается, что надежда особенно необходима человеку, когда он встречается с тяжелыми жизненными обстоятельствами, которые кажутся ему непреодолимыми. Рассматривается психотерапевтическое значение надежды как чувства возможного преобразования реальности и обретения доверия к будущему. Описаны ресурсные возможности чувства надежды в контексте анализа фильмов «Долгая счастливая жизнь» и «Модерато кантабиле (7 дней, 7 ночей)».




Проблема жизненного вызова неопределенности обсуждается с начала текущего века и кажется этому веку присущей. Однако, как писал В. П. Зинченко, конца неопределенности в перспективе развития человечества быть не может, поскольку «конец неопределенности, затухание, пусть и кажущихся нелепыми, взаимодействий — это смерть, а конец  определенности, пусть и кажущейся сверхразумной, — есть начало новой жизни» [12, с. 521]. У большинства людей неопределенность вызывает страх [17], в связи с чем поиск ресурсов совладания с этим вызовом выступает важной психологической проблемой. Одним из таких ресурсов является чувство надежды, которое многими авторами рассматривается как «жизнеспособствующая сила» и наделяется функцией противостояния бытию [2; 3; 16; 23].

В психологической литературе надежда как важнейшее мировоззренческое чувство описано недостаточно [13], чего нельзя сказать о вере и любви. Известно, что надежда связана с ориентацией на будущее, причем в житейской мудрости («Надежда умирает последней», «Пока человек в пути, есть у него надежда») это чувство предстает как фантазийное обоснование того, что желаешь получить, но не веришь в разумные основания получения. Надежда — это последняя защита от отчаяния, она дает силы на крайнем рубеже обороны, когда на исходе и вера, и любовь. В психотерапевтическом смысле надежда — это ресурсное переживание, которое предоставляет возможность действовать, что-то делать с собой, искать опору в себе и других. Однако философы древности считали надежду опасной иллюзией, «проклятьем для человека» (Еврипид), «живым утешителем» (Платон), стоики говорили об опасности неудовлетворенных надежд. Вспомним миф о ларце Пандоры. Пандора — прекрасная женщина, созданная Зевсом, чтобы наказать людей за похищение огня. Из любопытства она открыла врученный ей ларец, в котором таились все человеческие несчастья — войны, пороки и болезни. Только Надежда осталась на дне шкатулки, когда Пандора захлопнула крышку.

В философии надежда рассматривается как фундамент человеческого существования и как условие «возможности человеческой жизни как таковой» [3, с. 141]. В подобных трактовках надежда сопряжена с верой и доверием к бытию и интерпретируется как доверие к будущему, а присутствие надежды в жизни человека и отношение к ней как к ценности рассматривается в качестве «несущей связи» человека с его бытием [3, c. 143]. Философы и психологи констатируют значение надежды и ее моральный потенциал в эпохи политических и социальных вызовов, надежда рассматривается как жизненная ценность, способствующая преодолению трудностей [15; 22; 23]. Как писал Э. Фромм, в критических ситуациях надежда способствует оценке жизненной трудности как вызова, а не как угрозы. При этом он отмечал, что надежда отражает общую установку — абсолютную ценность будущего, подчеркивая, что надежда — это показатель состояния бытия, «момент жизненной структуры». Он наделял надежду функцией преобразования бытия, его изменения в направлении большей жизненности, осознанности и т. д. [23, с. 305].

Существует и противоположный взгляд на природу надежды как на самообман, замедляющий личностный рост и тормозящий процессы саморазвития [14; 19; 24]. Современный взгляд психотерапии на природу надежды отличается от указанной концепции, согласно которой человек, разрушая свои иллюзии и сопротивляясь надежде, мешающей мыслить, должен смотреть на мир реалистично. Оказалось, что реалистичное («по заслугам») восприятие своих возможностей является признаком легкой депрессии, которое сопровождается также недооценкой себя и любви к себе. Отказ от признания целесообразности подобного «депрессивного реализма» и готовность видеть окружающее в несколько более радужном цвете, чем есть на самом деле, утверждение позитивной природы надежды как «чувства возможного» (того, чего пока нет, но может быть) современная позитивная психология признает важным ресурсом совладания с жизненным вызовом неопределенности (Леонтьев). Надежда, по М. Селигману, — это умение объяснять неудачи частными и временными причинами, а радостные события — долгосрочными и универсальными, поскольку именно надежда связывает настоящее с будущим и определяет направление, в котором протекает наша жизнь [21].

Надежда особенно необходима человеку, когда он встречается с тяжелыми жизненными обстоятельствами, которые кажутся ему непреодолимыми. В этих обстоятельствах это чувство — как глоток воздуха, как вздох, как последний луч света, за которым либо бесконечная тьма, либо порыв к жизни. Но надежду нельзя передать от одного человека к другому, ею нельзя «заразить», привычные психотерапевтические практики здесь тоже малоэффективны. Однако встреча с ней возможна в пространстве множественности смыслов и возможностей — в искусстве. Кино, возможно, и является самым массовым видом искусства именно потому, что переживания чувств и смыслов, их динамика, глубина осмысления в нем доступны каждому, но всем по-разному. Ж. Делёз рассматривал историю кино как историю впечатлений и утверждал, что кинематографический образ становится образом внутреннего мира человека, порождая специфический тип восприятия, захватывающий повседневность и формирующий новые субъектные качества человека [7]. В психологии и эстетике описан и раскрыт только один механизм воздействия искусства (катарсис) на тот таинственный аспект внутреннего мира человека, который именуется душой, и именно им следует вооружиться, изучая тот факт, что мы представляем свою жизнь по законам кино и даже книги читаем по этим законам [6].

Список литературы

1. 13. Ильин Е. П. Психология надежды: оптимизм и пессимизм / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 288 с.
2. 25. Шпаликов Г. Я иду по городу / Г. Шпаликов. — Москва : Азбука, 2021. — 240 с.
3. 24. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 592 с.
4. 23. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Э. Фромм. — Москва : Айрис-Пресс, 2005. — С. 352.
5. 22. Тиллих П. Бытие, небытие и тревога / П. Тиллих // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 1. — С. 48–73.
6. 21. Селигман М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. — Москва : София, 2006. — 368 с.
7. 20. Переяслова М. О. Катарсическое начало в русской прозе конца XIX — XX веков: на материале произведений А. П. Чехова и Г. Газданова : дис. … канд. филол. наук / М. О. Переяслова. — Москва, 2012. — 195 с.
8. 19. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Ф. Ницше. — Москва : Азбука, 2016. — 384 с.
9. 18. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. — 208 с.
10. 17. Леонтьев Д. А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии : материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2007. — С. 3–12.
11. 16. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — Москва : Культурная революция, 2010. — 488 с.
12. 15. Клеман О. Свидетели надежды в кризисном мире / О. Клеман // Православная община. — 1994. — № 2 (20). — С. 29–42.
13. 14. Камю А. Бунтующий человек. Недоразумение / А. Камю. — Москва : АСТ, 2017. — 448 с.
14. 1. Бахтин М. М. Философская эстетика 1920-х годов / М. М. Бахтин // Собр. соч. : в 7 т. Т. 1. — Москва : Языки славянских культур ; Русские словари, 2003. — 960 с.
15. 12. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / В. П. Зинченко // Психологическое наследие. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2019. — С. 511–535.
16. 11. Ермолаева М. В. Хиазм как парадоксальная интенция смысла / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Психология третьего тысячелетия: Седьмая Международная научнопрактическая конференция «Актуальные вопросы современной психологии» : сборник материалов / под
17. 10. Ермолаева М. В. Виды катарсиса при восприятии произведений живописи / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 14, № 3. — С. 125–132.
18. 9. Ермолаева М. В. Эвдемонический подход к катарсису трагического в живописи / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Психологические исследования. — 2018. — Т. 11, № 59.
19. 8. Ермолаева М. В. Психотерапевтическое значение катарсиса трагического / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Консультативная психология и психотерапия. — 2018. — Т. 26, № 1. — С. 35–52.
20. 7. Делёз Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. — Москва : Академический проект, 2015. — 472 с.
21. 6. Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки / Ж. Делёз. — Москва : Алетейя, 2014. — 192 с.
22. 5. Волкова П.Мост через бездну. Кн. 1 / П. Волкова. — Москва : Зебра Е, 2013. — 255 с.
23. 4. Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / П. Брук. — Санкт-Петербург ; Москва : Артист. Режиссер. Театр, 1996. — 268 с.
24. 3. Больнов О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма / О. Ф. Больнов // Философская мысль. — 2001. — № 2. — С. 137–145.
25. 2. Блох Э. Принцип надежды / Э. Блох // Утопия и утопическое мышление. — Москва : Прогресс, 1991. — С. 49–78.

Остальные статьи