Дата публикации: 01.01.2023

Формирование профессиональных компетенций у будущих логопедов для общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения речи

Аннотация

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00654-а. В статье рассмотрен педагогический опыт формирования профессиональных компетенций у студентов для общения с лицами, имеющими сложные нарушения развития, представлен портрет современного учителя-логопеда, показатели, которые характеризуют профессионализм специалиста, раскрыты подходы к воспитанию и технологиям обучения студентов, анонсированы трендовые индикаторы и их функции в обучении студентов.




Современный учитель-логопед — специалист, владеющий знаниями общих закономерностей нарушенного развития при разных типах дизонтогенеза, знаниями, направленными на определение особенностей психики, психических процессов у лиц с особенностями в развитии, интегрированными компетенциями в области различных педагогических, психологических, социальных и других наук, способный оказывать педагогическую, психокоррекционную помощь, социальное воздействие и воспитывать человека со сложными нарушениями развития, в том числе с тяжелыми нарушениями речи [2; 8, с. 39–40].

Немаловажное значение в коррекционном процессе имеет общение учителя-логопеда с человеком с тяжелыми нарушениями речи, являющимися компонентом в структуре сложного (комплексного) дефекта развития, в связи с чем педагогическая система обучения и воспитания студентов должна иметь разностороннюю направленность [6]. В общении логопед должен соблюдать нравственно-правовые принципы общения, осуществлять индивидуальный подход к человеку. Будущий логопед должен овладевать основными компонентами культуры педагогического общения, развивать и совершенствовать свои личностные качества, обеспечивающие его психологически адекватное общение с обучающимися [14, с. 7–9].

Речевая система есть совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. Сложная структура речевого нарушения обусловлена психологическими особенностями и мозговой организацией [3; 8, с. 15].

При нарушении взаимодействия трех уровней структурной организации речи: гностического, праксического и смыслового — возникают проблемы с применением средств языка, которые обусловливают наличие сложной структуры речевого нарушения. Это отражается на личности человека с нарушениями речи [4].

Современный учитель-логопед должен обладать набором профессиональных компетенций, к которым относятся следующие.

Список литературы

1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2. Blank M. Language without communication: A case study / M. Blank, M. Gessne, A. Esposito // Journal of Child Language. — 1979. — Vol. 6. — P. 329–352.
3. Bishop D. Classification of childhood language disorders. In W. Yule & M. Rutter, Language development and disorders / D. Bishop, L. Rosenbloom. — London, 1987. — Р. 16–41.
4. Феоктистова С. В. Профессиональная компетенция педагогов в области психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ: теория и практика : монография / С. В. Феоктистова, Н. Н. Васильева, Л. Б. Шнейдер. — М., 2022.
5. Фалей М. В. Педагогическое общение : учеб. пособие / М. В. Фалей. — Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2014. — 116 с.
6. Усольцева Е. В. Организация практики будущих логопедов в сложных социальных ситуациях / Е. В. Усольцева, С. В. Феоктистова / В сб. : Дети с речевыми нарушениями в современном образовательном пространстве: проблемы, опыт, решения : материалы круглого с
7. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Академия, 2013. — 576 с.
8. Саблева А. С. Проектирование коррекционно-развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с ТНР / А. С. Саблева // Ребенок с особыми образовательными потребностями. Проблемы интеграции в социум. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ
9. Саблева А. С. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями : дис. … канд. пед. наук / А. С. Саблева. — М., 2007. — 142 с.
10. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология : учеб. пособие / А. А. Белик. — М. : РГГУ, 2009. — 613 с.
11. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский и др. ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 430 с. — (Высшее образование). — Режим доступа: ht
12. Калягин В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М. : Академия, 2006. — 320 с.
13. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. — М. : Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
14. Гусейнова А. А. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями : дис. … канд. пед. наук / А. А. Гусейнова. — М., 2001. — 156 с.
15. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М. : ACT ; Астрель, 2005. — 351 с.
16. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М. : АСТ и др., 2005. — 384 с.
17. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 51–55.

Остальные статьи