Формирование профессиональных компетенций у будущих логопедов для общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения речи
Аннотация
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00654-а. В статье рассмотрен педагогический опыт формирования профессиональных компетенций у студентов для общения с лицами, имеющими сложные нарушения развития, представлен портрет современного учителя-логопеда, показатели, которые характеризуют профессионализм специалиста, раскрыты подходы к воспитанию и технологиям обучения студентов, анонсированы трендовые индикаторы и их функции в обучении студентов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 241-248 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_241 |
Современный учитель-логопед — специалист, владеющий знаниями общих закономерностей нарушенного развития при разных типах дизонтогенеза, знаниями, направленными на определение особенностей психики, психических процессов у лиц с особенностями в развитии, интегрированными компетенциями в области различных педагогических, психологических, социальных и других наук, способный оказывать педагогическую, психокоррекционную помощь, социальное воздействие и воспитывать человека со сложными нарушениями развития, в том числе с тяжелыми нарушениями речи [2; 8, с. 39–40].
Немаловажное значение в коррекционном процессе имеет общение учителя-логопеда с человеком с тяжелыми нарушениями речи, являющимися компонентом в структуре сложного (комплексного) дефекта развития, в связи с чем педагогическая система обучения и воспитания студентов должна иметь разностороннюю направленность [6]. В общении логопед должен соблюдать нравственно-правовые принципы общения, осуществлять индивидуальный подход к человеку. Будущий логопед должен овладевать основными компонентами культуры педагогического общения, развивать и совершенствовать свои личностные качества, обеспечивающие его психологически адекватное общение с обучающимися [14, с. 7–9].
Речевая система есть совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. Сложная структура речевого нарушения обусловлена психологическими особенностями и мозговой организацией [3; 8, с. 15].
При нарушении взаимодействия трех уровней структурной организации речи: гностического, праксического и смыслового — возникают проблемы с применением средств языка, которые обусловливают наличие сложной структуры речевого нарушения. Это отражается на личности человека с нарушениями речи [4].
Современный учитель-логопед должен обладать набором профессиональных компетенций, к которым относятся следующие.