Формирование навыков soft skills у студентов с ОВЗ по слуху в техническом вузе
Аннотация
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00624. В статье автор решает задачу воспитания специализированных гибких навыков и компетенций у студентов и инвалидов по слуху, которые необходимы для адаптации процесса обучения к условиям «конвейерного метода обучения». Автор делает вывод, что для повышения качества обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху необходимо воспитать у них гибкие навыки, такие как: 1) коммуникативные навыки; 2) социальные навыки; 3) навыки саморегуляции, управленческие и исследовательские; 4) цифровая грамотность; 5) предпринимательские навыки. Автор для воспитания социальных навыков студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху предлагает вовлекать таких студентов в добровольческую волонтерскую деятельность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 231-240 |
УДК | 378:159 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_231 |
Автор статьи выражает благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований за финансовую поддержку исследований, выполняемых в рамках научного проекта № 19-013-00624, а также издательскому отделу МПСУ, рецензентам, корректору за помощь в публикации.
В настоящее время меняется функция университета, помимо образовательной и научной миссий, появляются новые сферы: разработка и трансфер технологий, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, создание предприятий, воспитание активных, инициативных студентов. Современный университет — это катализатор социального и экономического развития страны. Особую важность приобретают не столько собственно знания обучающегося, сколько его способность квалифицированно осуществлять деятельность, его гибкие навыки, которые и становятся основным объектом оценивания и определяют успешность выпускников вузов.
Навыки soft skills формируются у студентов (включая студентов с ОВЗ) в условиях активного их участия совместно с преподавателями в жизни университета и внешних проектах. Предметом нашего исследования является технология развития навыков soft skills у студентов с ОВЗ по слуху.
В. И. Лубовский провел анализ работ ряда авторов и обнаружил схожесть идей, касающихся развития и социализации детей, имеющих отклонения в развитии, в западной и отечественной психологии. Установлено, что способность планировать и сознательно регулировать собственное поведение связана с процессами социализации и адаптации к окружающему миру [9].
В. И. Лубовский разработал основы и концепции обучения и воспитания детей с особенностями на основе специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями, также были разработаны подходы к психологической диагностике нарушений развития, основанные на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития [5].