Дата публикации: 01.01.2023

Формирование навыков soft skills у студентов с ОВЗ по слуху в техническом вузе

Аннотация

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00624. В статье автор решает задачу воспитания специализированных гибких навыков и компетенций у студентов и инвалидов по слуху, которые необходимы для адаптации процесса обучения к условиям «конвейерного метода обучения». Автор делает вывод, что для повышения качества обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по слуху необходимо воспитать у них гибкие навыки, такие как: 1) коммуникативные навыки; 2) социальные навыки; 3) навыки саморегуляции, управленческие и исследовательские; 4) цифровая грамотность; 5) предпринимательские навыки. Автор для воспитания социальных навыков студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху предлагает вовлекать таких студентов в добровольческую волонтерскую деятельность.




Автор статьи выражает благодарность Российскому фонду фундаментальных исследований за финансовую поддержку исследований, выполняемых в рамках научного проекта № 19-013-00624, а также издательскому отделу МПСУ, рецензентам, корректору за помощь в публикации.

В настоящее время меняется функция университета, помимо образовательной и научной миссий, появляются новые сферы: разработка и трансфер технологий, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, создание предприятий, воспитание активных, инициативных студентов. Современный университет — это катализатор социального и экономического развития страны. Особую важность приобретают не столько собственно знания обучающегося, сколько его способность квалифицированно осуществлять деятельность, его гибкие навыки, которые и становятся основным объектом оценивания и определяют успешность выпускников вузов.

Навыки soft skills формируются у студентов (включая студентов с ОВЗ) в условиях активного их участия совместно с преподавателями в жизни университета и внешних проектах. Предметом нашего исследования является технология развития навыков soft skills у студентов с ОВЗ по слуху.

В. И. Лубовский провел анализ работ ряда авторов и обнаружил схожесть идей, касающихся развития и социализации детей, имеющих отклонения в развитии, в западной и отечественной психологии. Установлено, что способность планировать и сознательно регулировать собственное поведение связана с процессами социализации и адаптации к окружающему миру [9].

В. И. Лубовский разработал основы и концепции обучения и воспитания детей с особенностями на основе специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями, также были разработаны подходы к психологической диагностике нарушений развития, основанные на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития [5].

Список литературы

1. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в профессиональных образовательных организациях / под рук. Р. Г. Тер-Григорьянц ; О. А. Антонова, Н. Ю. Борякова, Ю. В. Богинская и др. — М. : Суваг, 2017.
2. Maslow A. H. Motivation and personality / A. H. Maslow. — N. Y. : Harper, 1959. — 411 p. 19. McClelland D. C. Personality / D. C. McClelland. — N. Y. : Dryden, 1951. — 657 p.
3. Festinger L. A theory of cognitive dissonance / L. Festinger. — Stanford : Stanford University Press, 1968. — 312 p.
4. Alderfer С. Р. Existence, relatedness and growth. Human needs in organization settings / С. Р. Alderfer. — N. Y. : Free Press, 1972.
5. Alderfer С. Р. An empirical test of a new theory of human needs / С. Р. Alderfer // Organizational Behavior and Human Performance. — 1969. — Vol. 4. — Р. 142–175.
6. Яркова Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2016. — Т. 2
7. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешин. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 429 с.
8. Человеческий фактор : в 6 т. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина : пер. с англ. / под ред. Г. Салвенди. — М. : Мир, 1991. — 600 с.
9. Федоренко М. В. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога / М. В. Федоренко. — Казань : Изд-во К(П)ФУ, 2016. — 116 с.
10. Каменюкин А. Г. Стресс-менеджмент / А. Г. Каменюкин, Д. В. Ковпак. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2012. — 208 с.
11. Специальная психология : в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / В. И. Лубовский и др. ; отв. ред. В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 430 с.
12. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М. : ИП РАН, 2004. — 176 с.
13. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе : дис. ... канд. пед. наук / В. М. Певзнер. — Великий Новгород, 2005. — 182 с.
14. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка наставников / А. Р. Масалимова. — Казань : Печать-Сервис XXI век, 2013. — 183 с.
15. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1989. — 104 с.
16. Лернер И. М. Информационные технологии в формировании кластеров восприятия информации у студентов с нарушениями слуха / И. М. Лернер, В. В. Кондратьев, В. В. Кадушкин и др. // Информатика и образование. — 2019. — № 8. — С. 57–63.
17. Кондратьев В. В. Теоретический анализ современного состояния образования по техническим специальностям в области подготовки лиц с ограниченными возможностями по слуху / В. В. Кондратьев, Р. Р. Файзуллин, И. В. Вишнякова и др. // Управление устойчивым р
18. Кондратьев В. В. К вопросу формирования методологических основ повышения квалификации преподавателей и сурдопереводчиков / В. В. Кондратьев, И. М. Лернер, И. В. Вишнякова, В. В. Кадушкин // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 5. — С. 29–36.

Остальные статьи