Девиантное поведение обучающихся как следствие ограниченных возможностей здоровья: причины, алгоритм работы психолога образования, направления профилактики
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с генезисом склонности к девиантному поведению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Девиантное поведение рассматривается как феномен, имеющий сложную природу и обусловленный разнообразными дизонтогенетическими факторами. Деформированная социальная ситуация развития студента с ОВЗ определяет возникновение склонности к девиантным формам поведения. Раскрываются основные задачи профилактики асоциальной направленности личности студентов с ОВЗ в зависимости от нарушения конкретного компонента личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 218-230 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_218 |
В комплексе проблем воспитания и обучения молодого поколения особенно остро сегодня ощущается потребность в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры, типологии асоциальной направленности личности и проявлений отклоняющегося поведения обучающихся, в определении путей и средств своевременного предупреждения формирования противоправного поведения [1]. Отношение общества к девиантному (англ. deviation — «отклонение») поведению имеет давнюю историю, и его трактовка постоянно меняется из-за пересмотра понятий «отклонение» и «норма» и появления новых современных форм девиантного поведения (шоплифтинг, кибербуллинг и др.) [5]. Особенно остро разработка комплексной программы профилактики асоциальной направленности личности обучающихся стоит в Российской Федерации в связи с чрезвычайно высокими темпами технического прогресса, стремительным информационным потоком, ситуацией напряженности и неопределенности в отношениях между странами, переживанием последствий пандемии.
В нашей стране вопрос о воспитании и обучении аномальных детей как общегосударственная задача был поставлен впервые в 20-х годах XX века. Необходимость своеобразного использования в работе с аномальными детьми того нового, что вносилось в учебно-воспитательную работу массовых учреждений народного образования, была сформулирована Л. С. Выготским [4]. Эти положения развивались в дальнейшем самим Л. С. Выготским и другими передовыми дефектологами. Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер и других ученых показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно-рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушений психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
Дизонтогенез личности в семейной, образовательной и виртуальной средах наиболее отчетливо проявляется при анализе отдельных форм девиантного поведения, например, у части подростков с задержкой психического развития фиксируются нарушения поведения [8]. В основе отклоняющегося поведения лежат прежде всего нарушения его произвольной регуляции, низкий уровень самоконтроля [10].
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными дизонтогенетическими факторами, среди которых ключевое значение имеют биологические факторы (отягощенная наследственность и преморбидное состояние, резидуальная органическая церебральная недостаточность или минимальная мозговая дисфункция — minimal brain dysfunction), психологические факторы (психопатологии или акцентуации характера), социально-психологические факторы (семейные — стили родительского воспитания и характер детско-родительских отношений; школьные — социальный статус обучающегося в коллективе), социально-экономические факторы (социальная напряженность, обострение геополитических отношений между странами, последствия пандемии), морально-этические факторы (сниженный морально-нравственный потенциал общества, отсутствие определенной системы ценностей, отрицательное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе) [15]. Эти факторы оказывают деструктивное влияние на развитие и социализацию личности обучающихся, определяя ее асоциальную направленность.
Специалисты, занимающиеся психологическим сопровождением детей и подростков, склонных к девиантному поведению, выделяют факторы риска патологического криза при формировании асоциальной направленности личности обучающихся [14; 16]. В предпубертатном возрасте среди диагностических критериев патологического криза большое место занимает асинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройства поведения: диссоциация между истинным возрастом и психофизической ретардацией; расхождение между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания; диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и задержкой психического развития; сохранение инфантильности черт, которые приводят к снижению адаптивных способностей личности, склонности к избеганию трудных жизненных ситуаций, нереагированию на порицание, несформированности волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции [2; 6]. Как результат воздействия перечисленных детерминантов асоциальной направленности личности у обучающихся обнаруживаются педагогическая запущенность и признаки социально-психологической дезадаптации, которые проявляются в незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низком уровне познавательной активности, демонстрации различных форм девиантного поведения [13].