Дата публикации: 31.12.2022

Девиантное поведение обучающихся как следствие ограниченных возможностей здоровья: причины, алгоритм работы психолога образования, направления профилактики

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с генезисом склонности к девиантному поведению студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Девиантное поведение рассматривается как феномен, имеющий сложную природу и обусловленный разнообразными дизонтогенетическими факторами. Деформированная социальная ситуация развития студента с ОВЗ определяет возникновение склонности к девиантным формам поведения. Раскрываются основные задачи профилактики асоциальной направленности личности студентов с ОВЗ в зависимости от нарушения конкретного компонента личности.




В комплексе проблем воспитания и обучения молодого поколения особенно остро сегодня ощущается потребность в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры, типологии асоциальной направленности личности и проявлений отклоняющегося поведения обучающихся, в определении путей и средств своевременного предупреждения формирования противоправного поведения [1]. Отношение общества к девиантному (англ. deviation — «отклонение») поведению имеет давнюю историю, и его трактовка постоянно меняется из-за пересмотра понятий «отклонение» и «норма» и появления новых современных форм девиантного поведения (шоплифтинг, кибербуллинг и др.) [5]. Особенно остро разработка комплексной программы профилактики асоциальной направленности личности обучающихся стоит в Российской Федерации в связи с чрезвычайно высокими темпами  технического прогресса, стремительным информационным потоком, ситуацией напряженности и неопределенности в отношениях между странами, переживанием последствий пандемии.

В нашей стране вопрос о воспитании и обучении аномальных детей как общегосударственная задача был поставлен впервые в 20-х годах XX века. Необходимость своеобразного использования в работе с аномальными детьми того нового, что вносилось в учебно-воспитательную работу массовых учреждений народного образования, была сформулирована Л. С. Выготским [4]. Эти положения развивались в дальнейшем самим Л. С. Выготским и другими передовыми дефектологами. Исследования А. Р. Лурии, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер и других ученых показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно-рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушений психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Дизонтогенез личности в семейной, образовательной и виртуальной средах наиболее отчетливо проявляется при анализе отдельных форм девиантного поведения, например, у части подростков с задержкой психического развития фиксируются нарушения поведения [8]. В основе отклоняющегося поведения лежат прежде всего нарушения его произвольной регуляции, низкий уровень самоконтроля [10].

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными дизонтогенетическими факторами, среди которых ключевое значение имеют биологические факторы (отягощенная наследственность и преморбидное состояние, резидуальная органическая церебральная недостаточность или минимальная мозговая дисфункция — minimal brain dysfunction), психологические факторы (психопатологии или акцентуации характера), социально-психологические факторы (семейные — стили родительского воспитания и характер детско-родительских отношений; школьные — социальный статус обучающегося в коллективе), социально-экономические факторы (социальная напряженность, обострение геополитических отношений между странами, последствия пандемии), морально-этические факторы (сниженный морально-нравственный потенциал общества, отсутствие определенной системы ценностей, отрицательное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе) [15]. Эти факторы оказывают деструктивное влияние на развитие и социализацию личности обучающихся, определяя ее асоциальную направленность.

Специалисты, занимающиеся психологическим сопровождением детей и подростков, склонных к девиантному поведению, выделяют факторы риска патологического криза при формировании асоциальной направленности личности обучающихся [14; 16]. В предпубертатном возрасте среди диагностических критериев патологического криза большое место занимает асинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройства поведения: диссоциация между истинным возрастом и психофизической ретардацией; расхождение между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания; диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и задержкой психического развития; сохранение инфантильности черт, которые приводят к снижению адаптивных способностей личности, склонности к избеганию трудных жизненных ситуаций, нереагированию на порицание, несформированности волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции [2; 6]. Как результат воздействия перечисленных детерминантов асоциальной направленности личности у обучающихся обнаруживаются педагогическая запущенность и признаки социально-психологической дезадаптации, которые проявляются в незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низком уровне познавательной активности, демонстрации различных форм девиантного поведения [13].

Список литературы

1. 1. Богданович Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях / Н. В. Богданович, В. В. Делибалт // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — С. 1–14.
2. 2. Воробьева К. А. Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя / К. А. Воробьева // Воспитание школьника. — 2012. — № 4. — С. 28–32.
3. 3. Воробьева К. А. Склонность к девиантному поведению и личностные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья / К. А. Воробьева, Д. И. Сухарев // Актуальные проблемы психологического знания. — 2020. — № 1–2 (53). — С. 5–13.
4. 4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл ; Эксмо, 2004. — 512 с.
5. 5. Егоров А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб. : Речь, 2005. — 436 с.
6. 6. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.
7. 7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. — М., 2001. 8. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
8. 9. Короленко Ц. П. Аддиктология. Настольная книга / Ц. П. Короленко. — М. : Институт консультирования, 2012.
9. 10. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15–19.
10. 11. Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития / В. И. Лубовский // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3.
11. 12. Мальцева З. В. Специфика деятельности педагога-психолога по профилактике девиаций в образовательной среде / З. В. Мальцева // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития : сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ
12. 13. Попова Т. М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Попова // Специальное образование. — 2013. — № 1 (29). — С. 79–88.
13. 14. Реан А. А. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон / А. А. Реан. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
14. 15. Catlin K. Better Allies: Everyday Actions to Create Inclusive, Engaging Workplaces / K. Catlin, S. McGraw. — London : Better Allies Press, 2021. — 282 p.
15. 16. Franklin M. The HeART of Laser-Focused Coaching: A Revolutionary Approach to Masterful Coaching / M. Franklin. — London : Thomas Noble Books, 2019. — 294 p.
16. 17. Johnson St. K. Inclusify: The Power of Uniqueness and Belonging to Build Innovative Teams / St. K. Johnson. — New York : Harper Business, 2020. — 288 p.

Остальные статьи