Дата публикации: 01.01.2023

Современное состояние проблемы выявления специфических закономерностей отклоняющегося развития

Аннотация

В статье приводится обзор современного состояния проблемы выявления специфических закономерностей отклоняющегося развития. Показано, что, несмотря на обширный накопленный в психологической и медицинской теории и практике материал по разработке диагностических инструментов и критериев, специалисты могут сталкиваться с проблемами дифференциальной диагностики.




Проблема, поднятая В. И. Лубовским в статье «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» [5], представляется неизменно актуальной на сегодняшний день, несмотря на большое число исследований, посвященных вопросам дифференциации особенностей различных видов ненормативного развития у детей. В современной практике специалисты сталкиваются, с одной стороны, с обилием диагностических инструментов и критериев, в том числе формализованных в рамках международных классификаций (DSM-5 [14], МКБ-11 [7]), для выявления и оценки особенностей и степеней выраженности тех или иных вариантов нарушений развития [10; 20], с другой стороны — с неизбежной уплощенностью таких критериев, которые в ряде случаев могут не учитывать индивидуальные особенности ребенка или, в иных случаях, с их чрезмерным расширением. Кроме того, использование таких критериев дифференциальной оценки также может быть затруднено в случаях коморбидности двух и более вариантов нарушений развития [8; 21].

Так, С. А. Морозов [8] приводит примеры случаев, когда разработка комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения для ребенка была существенно затруднена из-за коморбидности расстройств аутистического спектра (РАС) и иных вариантов отклоняющегося развития и, соответственно, ошибочной диагностики на ранних этапах развития. Автор также указывает на опыт зарубежных коллег, которые подчеркивают, что вопрос дифференциации РАС и интеллектуального снижения составляет существенные трудности в рамках ранней дифференциальной диагностики и разработки программ коррекции, помощи и сопровождения [21].

Огромная работа по описанию специфических особенностей различных расстройств развития была проделана К. С. Лебединской [4]. Подробно рассматривая проблему дифференциации раннего детского аутизма (РДА) и сходных с ним по ряду симптоматических проявлений расстройств развития, автор подчеркивает, что отграничение и дифференциация таких особенностей могут представлять существенные трудности. Так, по наблюдениям К. С. Лебединской, в раннем возрасте наиболее проблемным становится дифференциация РДА и таких нарушений развития, как невропатия, последствия резидуально-органических поражений мозга, интеллектуальная недостаточность, задержка и нарушения речевого развития, снижение слуха или глухота, детский церебральный паралич и иные нарушения сенсорной и моторной сфер [4]. Все указанные варианты нарушенного развития имеют как сходные, так и специфические особенности, которые подробно описываются автором. Вместе с тем автор подчеркивает, что подобная дифференциальная диагностика, с опорой на выраженные особенности каждого из описанных нарушений, может быть значительно затруднена в рамках более легких форм этих нарушений или в ситуациях коморбидности различных нарушений. Это, в свою очередь, может приводить к проблемам и вероятным ошибкам при разработке комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и определении типа адаптированной основной общеобразовательной программы для конкретного ребенка [8].

Проблема дифференциальной диагностики сходных состояний дополнительно осложнена наличием когнитивных искажений у диагностов (врачей, психологов, дефектологов и иных специалистов) при постановке диагноза [3; 9; 11; 17; 22]. Для предотвращения подобных ошибок и снижения их влияния на процесс диагностики зарубежные исследователи в области медицины разработали руководства, предлагающие диагностам осуществлять процесс верификации диагноза по принципу дерева, последовательно рассматривая и исключая ряд схожих нарушений [19]. О сложности и степени разработанности подобного методического руководства, а значит, и о сложности самого процесса постановки дифференцированного диагноза, говорит его объем и структурная организация. Так, подобное руководство в приложении к DSM-5 [19] включает шестиступенчатую схему диагностики пациентов — от определения реальности симптома до установления границы между расстройством и нормой, а также необходимость исключения эффектов психоактивных веществ и соматических заболеваний, определения основного расстройства и эффектов индивидуальной адаптации, а также дифференциации его от других психических расстройств. В руководстве также приведены 29 деревьев решений, узловыми точками которых выступают сходные для различных состояний симптомы и варианты их дифференциации. Кроме того, в руководстве приведены дифференциально-диагностические таблицы по каждому из видов нарушений, с перекрестными ссылками на конечные ветви деревьев решений, представленных в руководстве, с целью обеспечить прямое сравнение каждого расстройства и подчеркнуть сходства и различия. Такая сложная организация методического руководства призвана облегчить процесс постановки дифференциального диагноза на основе имеющихся симптомов и исключить формулирование преждевременных выводов [19].

Подобное внимание к дифференциальной диагностике расстройств развития у детей обусловлено ростом числа детей с диагнозом РАС на фоне снижения частоты диагностики сходных с ним по симптомам иных расстройств развития, которое отмечается как зарубежными [15], так и отечественными [1; 2; 6] исследователями. По мнению авторов, растущая распространенность диагнозов «аутизм» и РАС может быть в значительной степени связана с принятием в рамках DSM-5 [14] и МКБ-11 [7] более широких диагностических критериев и стратегий размерной оценки, а также повышением осведомленности, увязкой услуг с диагнозом и включением в спектр расстройства более мягких различий в развитии нервной системы, граничащих с нормой [1; 15], а также с гипердиагностикой [2; 12]. Вместе с тем ряд авторов делает вывод о том, что диагноз РАС часто ошибочно выставляется пациентам с различными задержками психического и речевого развития, что закономерно может приводить к неверным терапевтической тактике и реабилитации пациентов [6; 15], что в том числе затрагивает и сферу морально-этической ответственности в отношении людей, которым подобный диагноз выставлен ошибочно и которые в силу этого не получали адекватной помощи, которая была бы им оказана в случае проведения более тщательной дифференциальной диагностики [15].

Список литературы

1. Фесенко Ю. А. Современная проблема диагностики раннего детского аутизма (РДА) и расстройств аутистического спектра (РАС) / Ю. А. Фесенко, Е. Ю. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2021. — № 2. — С. 371–382. — DOI: 10.35231/18186653_2021_2_374
2. Trimble M. The thinking doctor: clinical decision-making in contemporary medicine / M. Trimble, P. Hamilton // Clin Med (Lond). — 2016. — Vol. 16 (4). — P. 343–346. — DOI: 10.7861/ clinmedicine.16-4-343. PMID: 27481378; PMCID: PMC6280203.
3. Thurm A. State of the Field: Differentiating Intellectual Disability From Autism Spectrum Disorder / A. Thurm, C. Farmer, E. Salzman et al. // Frontiers in Psychiatry. — 2019. — Vol. 10. — DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00526
4. Regier D. A. The DSM-5: Classification and criteria changes / D. A. Regier, E. A. Kuhl, D. J. Kupfer // World Psychiatry. — 2013. — Vol. 12 (2). — P. 92–98. — DOI: 10.1002/wps.20050. PMID: 23737408; PMCID: PMC3683251.
5. Michael B. F. DSM-5® Handbook of Differential Diagnosis / B. F. Michael. — American Psychiatric Association Publishing, 2014. — 338 р.
6. Mandell B. F. Cognitive Errors in Clinical Decision Making // MSD / Professional / Special subjects / Clinical decision making [Electronic resource] / B. F. Mandell. — Access mode: <a href="https://www.msdmanuals.com" target="_blank">https://www.msdmanuals.com</a> (date of the application: 25.02.2023).
7. Kempainen R. R. Understanding our mistakes: a primer on errors in clinical reasoning / R. R. Kempainen, M. B. Migeon, F. M. Wolf // Med Teach. — 2003. — Vol. 25 (2). — P. 177–181. — DOI: 10.1080/0142159031000092580. PMID: 12745527.
8. Farhadi N. Cognitive Errors Associated With Medical Decision-Making: A Systematic Review / N. Farhadi, M. Ezati, A. Shojaie et al. // Current Psychosomatic Research. — 2022. — Vol. 1(1). — P. 28–49. — DOI: 10.32598/cpr.1.1.69.1
9. Graf W. D. The autism “epidemic”: Ethical, legal, and social issues in a developmental spectrum disorder / W. D. Graf, G. Miller, L. G. Epstein, I. Rapin // Neurology. — 2017. — Vol. 88 (14). — P. 1371–1380. — DOI: 10.1212/WNL.0000000000003791
10. DSM-5 (Diagnostic And Statistical Manual Of Mental Disorders, Fifth Edition) [Electronic resource]. — Access mode: <a href="https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596" target="_blank">https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596</a> (date of the application: 25.02.2023).
11. Чупров Л. Ф. Состояния задержки психического развития у детей младшего школьного возраста: дифференциальная психологическая диагностика [Электронный ресурс] / Л. Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2013. — № 3. — Режим дост
12. Горюнова А. В. Классификационные метаморфозы аутизма в детской психиатрии / А. В. Горюнова, А. В. Горюнов // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спецвыпуски. — 2021. — № 121 (11–2). — С. 5–11. — DOI: 10.17116/jnevro20211211125
13. Табачников О. Ю. Когнитивные ошибки при диагностике психических расстройств / О. Ю. Табачников, Ц. Б. Абдряхимова, О. М. Воробьев // Медична психологія. — 2010. — №4. — С. 36–41.
14. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — СПб. : Речь, 2005. — 384 с.
15. Попов А. Ю. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология [Электронный ресурс] / А. Ю. Попов, А. А. Вихман // Психология. Психофизиология. — 2014. — № 1. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n</a>
16. Морозов С. А. К вопросу о коморбидности при расстройствах аутистического спектра / С. А. Морозов // Аутизм и нарушения развития. — 2018. — Т. 16, № 2. — С. 3–8. — DOI: 10.17759/autdd.2018160201
17. МКБ-11 (Международная классификация болезней 11-го пересмотра) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://icd.who.int/ru" target="_blank">https://icd.who.int/ru</a> (дата обращения: 25.02.2023).
18. Макаров И. В. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности / И. В. Макаров, А. С. Автенюк // Социальная и клиническая психиатрия. — 2018. — Т. 28, № 3. — С. 74–81.
19. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей [Электронный ресурс] / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15–19. — Режим доступа: <a href="https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=39147" target="_blank">https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=39147</a> (дата обращения: 20
20. Лебединская К. С. Вопросы дифференциальной диагностики [Электронный ресурс] / К. С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2005. — № 9. — Режим доступа: <a href="https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki" target="_blank">https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki</a>
21. Корнилова Т. В. Особенности личностных предпосылок принятия решений (на материале фрейминг-эффекта) у врачей и преподавателей / Т. В. Корнилова, С. Г. Керимова // Психология. Журнал ВШЭ. — 2018. — № 1. — С. 22–38. — DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-22-38
22. Каган В. Е. Эпидемия детского аутизма? / В. Е. Каган // Вопросы психического развития детей и подростков. — 2003. —Т. 3, № 1. — С. 7–10.

Остальные статьи