Дата публикации: 31.12.2022

Изучение профессиональной готовности работников дошкольного образования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Аннотация

В статье описаны результаты экспериментального исследования профессиональной готовности педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; дано обоснование современного понимания понятия «особые образовательные потребности»; обозначен вклад В. И. Лубовского в разработку методологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).




Академику В. И. Лубовскому принадлежит одно из важнейших достижений в разработке методологической базы современной специальной психологии — определение понятия «особые образовательные потребности» [5; 6]. Раскрытие содержательных компонентов данного понятия дает уникальную возможность детального изучения и практического применения данного понятия в процессе развития, обучения и воспитания детей различных категорий [3].  

В. И. Лубовский определял особые образовательные потребности как «потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения» [5, с. 26].

Термин «особые образовательные потребности» в современном российском законодательстве применяется не только к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, но и к детям с хроническими заболеваниями, детям, проходящим длительное лечение в больнице или на дому, детям-сиротам или лишившимся родительской опеки, детям из неблагополучных семей, детям, пережившим насилие, беженцам и перемещенным лицам, детям из зон военных конфликтов. Понимая широкий смысл данного понятия, об особых образовательных потребностях с тем же успехом можно говорить применительно и к одаренным детям, поскольку у этих детей тоже есть особая потребность — в развитии талантов и раскрытии личностных качеств.

На современном этапе развития инклюзивного образования целесообразно использовать следующее определение особых образовательных потребностей — это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получение качественного образования [1; 2].

Особые образовательные потребности могут быть характерны для разных категорий детей, проявляться по-разному и в различных сочетаниях. Задача любой образовательной организации — не упустить из поля зрения ни одного обучающегося, предоставить всем детям разнообразные формы организации воспитания и обучения, которые будут максимально эффективно способствовать успешной социализации и адаптации детей различных категорий [3; 4].

Список литературы

1. 1. Антипова Ж. В. К вопросу психолого-педагогического обеспечения воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии / Ж. В. Антипова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2021. — № 1 (61). — С. 5–9.
2. 2. Антипова Ж. В. Подготовка педагогов к организации воспитательной работы в инклюзивной группе ДОО / Ж. В. Антипова // Специальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху : сб. науч.-метод. трудов с международным участием. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.
3. 3. Богданова Т. Г. Системный подход в анализе особых образовательных потребностей / Т. Г. Богданова // Пермский педагогический журнал. — 2016. — № 8.
4. 4. Давидович Л. Р. Основы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии (Комплексная профилактика отклонений в развитии, интеграция в социум) / Л. Р. Давидович, С. Ю. Бенилова, Н. В. Микляева, Ж. В. Антипова. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц.
5. 5. Лубовский В. И. Методологические проблемы специальной психологии / В. И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические проблемы. — М., 2013.
6. 6. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6.
7. 7. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология / С. К. Нартова-Бочавер. — М. : Просвещение, 2010.
8. 8. Самсонова Е. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику / Е. В. Самсонова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : матер. междунар. науч.практ.

Остальные статьи