Изучение профессиональной готовности работников дошкольного образования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Аннотация
В статье описаны результаты экспериментального исследования профессиональной готовности педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; дано обоснование современного понимания понятия «особые образовательные потребности»; обозначен вклад В. И. Лубовского в разработку методологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 194-199 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738544_2023_1_194 |
Академику В. И. Лубовскому принадлежит одно из важнейших достижений в разработке методологической базы современной специальной психологии — определение понятия «особые образовательные потребности» [5; 6]. Раскрытие содержательных компонентов данного понятия дает уникальную возможность детального изучения и практического применения данного понятия в процессе развития, обучения и воспитания детей различных категорий [3].
В. И. Лубовский определял особые образовательные потребности как «потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения» [5, с. 26].
Термин «особые образовательные потребности» в современном российском законодательстве применяется не только к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, но и к детям с хроническими заболеваниями, детям, проходящим длительное лечение в больнице или на дому, детям-сиротам или лишившимся родительской опеки, детям из неблагополучных семей, детям, пережившим насилие, беженцам и перемещенным лицам, детям из зон военных конфликтов. Понимая широкий смысл данного понятия, об особых образовательных потребностях с тем же успехом можно говорить применительно и к одаренным детям, поскольку у этих детей тоже есть особая потребность — в развитии талантов и раскрытии личностных качеств.
На современном этапе развития инклюзивного образования целесообразно использовать следующее определение особых образовательных потребностей — это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получение качественного образования [1; 2].
Особые образовательные потребности могут быть характерны для разных категорий детей, проявляться по-разному и в различных сочетаниях. Задача любой образовательной организации — не упустить из поля зрения ни одного обучающегося, предоставить всем детям разнообразные формы организации воспитания и обучения, которые будут максимально эффективно способствовать успешной социализации и адаптации детей различных категорий [3; 4].