Вступительное слово Д. В. Лубовского
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2023 |
Страницы | 187-188 |
15 декабря 2023 года исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского — последователя научной школы Л. С. Выготского, ученика Александра Романовича Лурии, признанного классика отечественной специальной психологии. Круг научных интересов В. И. Лубовского был достаточно широк, тематика исследований разнообразна — от психологических особенностей детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития до диагностики структуры нарушений, возможностей эксперимента в специальной психологии, нерешенных проблем инклюзивного образования. Он был одним из авторов и ответственным редактором учебника специальной психологии, выдержавшего семь изданий. Но ничто из созданного им В. И. Лубовский не ценил так высоко, как концепцию общих и специфических закономерностей аномального развития, которая впервые была представлена им на IV Всесоюзном съезде психологов СССР (Тбилиси, 1971), а затем изложена в статье, впервые опубликованной в журнале «Дефектология» (№ 6 за 1971 год), посвященном 75-летию со дня рождения Л. С. Выготского, после чего неоднократно переиздавалась.
Время, прошедшее со дня первой публикации статьи, доказало ее значение для специальной психологии и практики специального образования. С этой концепции началось создание В. И. Лубовским теоретических основ специальной психологии как единой, целостной области психолого-педагогических наук. Эта концепция имеет огромное значение для практики инклюзивного образования — в условиях, когда учителю приходится обучать детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, но при этом он не является педагогом-дефектологом, имеющим сразу несколько специальностей (да и не должен быть им), особенно необходимо знание о тех общих закономерностях развития в обучении, которые характерны для самых различных вариантов нарушенного развития. Практическое значение данной концепции возрастает и в связи с интенсивно развивающейся практикой инклюзивного высшего образования.
Накануне ухода из жизни Владимир Иванович мечтал о создании специальной психологии как науки о структуре симптомокомплексов нарушенного развития, построенной на основе сформулированных им представлений о строении нарушения, предложенной им концепции диагностики аномалий развития и на эмпирической основе широкомасштабных исследований с применением современных средств моделирования и анализа данных. Переход специальной психологии на новый уровень остается «зоной ближайшего развития» данной научной области, но возможно это прежде всего на основе концепции общих и специфических закономерностей развития. В год столетия со дня рождения ученого редакционная коллегия журнала приняла решение о создании тематического раздела, посвященного его юбилею. Публикация самой цитируемой статьи В. И. Лубовского открывает тематический раздел. Редакторы данной публикации журнала восстановили подстраничные ссылки, которые чаще всего не воспроизводятся в переизданиях и копиях статьи, размещаемых на интернет-ресурсах, а также устранили имевшиеся в журнальном издании опечатки. Через полвека с лишним значение концепции общих и специфических закономерностей развития очевидно еще больше, чем в год публикации.